Пуччини Джакомо
Пуччи́ни Джа́комо (Giacomo Puccini) (22.12.1858, Лукка – 29.11.1924, Брюссель), итальянский композитор.
Из семьи потомственных музыкантов. C 1874 г. учился в Музыкальном институте Дж. Пачини в Лукке у К. Анджелони (орган, фортепиано), в 1880–1883 гг. – в Миланской консерватории у А. Баццини (музыкально-теоретические дисциплины) и А. Понкьелли (композиция). Его первый опыт в музыкальном театре – опера «Виллисы» (либретто Ф. Фонтаны на сюжет, использованный ранее А. Аданом для балета «Жизель»; 1884, Милан; 2-я редакция 1884, Турин) – имел успех, но не удержался в репертуаре. Провал романтической оперы «Эдгар» (1889, «Ла Скала», Милан) вызвал перемену эстетических установок Дж. Пуччини. Влияние итальянского веризма сказалось в опере «Манон Леско» (либретто Д. Оливы и Л. Иллики по роману А. Ф. Прево; 1893, Турин), в дальнейшем возобладали реалистические тенденции в духе Ж. Бизе и Дж. Верди.
В полной мере стиль Пуччини раскрылся в «Богеме» (по книге «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже; 1896, «Театро Реджо», Турин), которая открывает оперную триаду на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы. В центре сюжета, разворачивающегося в парижской мансарде и живо передающего атмосферу Латинского квартала 1830-х гг., – история любви, обрисованная завершёнными вокальными номерами (рассказ Мими, ария Рудольфа, дуэт Мими и Рудольфа в конце 1-го акта). По ходу действия возникают небольшие ариозо с преобладанием напевной декламации, иногда «распетой» танцевальности (вальс Мюзетты). В оркестровой ткани существенна роль лейтмотивов, использованы новые для итальянской оперы гармонические (в частности, параллелизм квинт во вступлении к 3-му акту) и оркестровые краски. Премьера «Богемы» под управлением А. Тосканини вызвала горячие споры из-за мнимой «неоперности» сюжета (хотя одновременно с Пуччини над ним работал Р. Леонкавалло), тогда как успех быстро рос. В 21 в. «Богема» – одна из самых исполняемых опер мирового репертуара.
Актуализировав сюжет из прошлого Италии и тираноборческую тематику, Пуччини создал «Тоску» (по драме В. Сарду «Тоска»; 1900, «Театро Костанци», Рим). В отличие от более камерной по стилю «Богемы», в «Тоске» заметно влияние большой оперы. Техника лейтмотивов стала здесь ещё более развитой (важное значение имеет, например, трезвучная тема-эпиграф, характеризующая злодея Скарпиа). Дальнейшее усложнение гармонии в «Тоске» переросло в импрессионистскую звукопись «японской трагедии» (авторское обозначение) «Мадам Баттерфляй» (в России ставилась также под названием «Чио-Чио-сан»; по драме Д. Беласко «Гейша»; первая постановка – 1904, «Ла Скала»; версия в 3 актах – 1906, Париж), ярком образце ориентализма. Восточная экзотика передана подлинными японскими мелодиями, пентатоникой, красочной оркестровкой (группа ударных инструментов расширена за счёт японских металлических идиофонов, колокольчиков и колоколов). Линия «Тоски» с её конфликтными ситуациями, борьбой сильных и властных характеров своеобразно преломилась в авантюрном сюжете оперы «Девушка с Запада» (либретто Г. Чивинини и К. Дзангарини по драме Беласко «Девушка с Золотого Запада»; 1910, «Метрополитен-опера»), имеющей счастливую развязку. В жанровых эпизодах использованы интонации и ритмы американской популярной музыки начала 20 в., в том числе элементы регтайма.
Первая мировая война усугубила переживавшийся композитором творческий кризис, отчасти вызванный выступлениями критика Ф. Торрефранки против Пуччини и оперного жанра в целом. Итогом исканий этих лет стали комическая опера «Ласточка» (либретто Дж. Адами; 1917, Монте-Карло) и триптих одноактных опер: «Плащ» (либретто Адами по новелле Д. Гольда), «Сестра Анжелика» (либретто Дж. Форцано) и «Джанни Скикки» (либретто Форцано по 30-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте; все – 1918, «Метрополитен-опера»). Живость и лёгкость драматургического развития сближают «Джанни Скикки» с лучшими образцами оперы-буффа.
В последней опере «Турандот» (либретто Дж. Адами и Р. Симони по фьябе К. Гоцци в переработке Ф. Шиллера; 1924, не окончена; заключительные сцены написаны Ф. Альфано по эскизам Пуччини; 1926, «Ла Скала») композитор отказался от условной сказочности литературного первоисточника, наделил героев сильными страстями, соединил героику, трагедийность и лиризм. Дань ориентализму – разнообразные колористические эффекты, передающие китайскую экзотику, традиционные китайские мелодии (например, в детском хоре «Là sui monti dell’Est» из 1-го акта), красочная оркестровка. Одновременно Пуччини использовал (в драматически-экспрессивных сценах) элементы политональности.
Основные художественные достижения Пуччини сосредоточены в жанре оперы. Именно ему приписывают создание особого речитативно-ариозного стиля пения, ставшего характерным для многих образцов этого жанра в музыке 20 в. Помимо опер, Пуччини сочинял в жанрах камерной инструментальной (струнные квартеты, пьесы для оркестра) и вокальной (романсы для голоса с фортепиано), а также хоровой музыки (светские кантаты и др.). В духовной музыке выделяются Мотет святому Павлину (Антиохийскому, 1877), Месса (1880), Salve Regina (1883), Реквием (1905).