Тальони Филиппо
Тальо́ни Фили́ппо (Filippo Taglioni) (5.11.1777, Милан – 11.2.1871, Комо), итальянский артист балета, педагог, балетмейстер.
Отец и педагог М. Тальони. Артистическую деятельность начал в 1794 г. В 1795–1798 гг. первый танцовщик в театрах Ливорно, Флоренции, Венеции, Турина и Милана. В 1799 г. совершенствовался в Париже у знаменитого педагога Ж.-Ф. Кулона. В том же году дебютировал в Академии музыки и танца. В 1802–1805 гг. первый танцовщик Королевской оперы в Стокгольме.
Значительную часть творческой жизни посвятил хореографическому образованию и сценической карьере дочери; многие постановки были осуществлены в расчёте на её исключительные данные.
В 1805–1828 гг. работал в театрах Вены, Мюнхена, Штутгарта. Постановочный дебют – «Аталанта и Иппомен» (1805, Вена).
В 1830–1836 гг. балетмейстер Парижской оперы. Среди постановок: «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера и «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М. Э. Карафы ди Колобрано (обе 1832), «Восстание в серале» Т. Лабара (1833), «Бразилия, или Племя женщин» В. Р. Галленберга (1835), «Дева Дуная» А. Адана (1836).
Вместе с дочерью гастролировал в Санкт-Петербурге, где поставил балеты: «Гитана, испанская цыганка» Д. Обера и И. Ф. Шмидта, «Миранда, или Кораблекрушение» на музыку Обера и Дж. Россини (оба 1838), «Тень» Л. В. Маурера (1839), «Морской разбойник» А. Адана (1840), «Аглая, или Воспитанница Амура» (1841) и «Герта, повелительница эльфид» (1842) Э. И. Келлера, и др.
Впоследствии работал в театрах Швейцарии, Германии, Австрии и Италии (в том числе в «Ла Скала»).
После 1862 г. оставил педагогику и сценическую деятельность.
Художественные принципы, воплощённые в лучшей постановке Ф. Тальони – балете «Сильфида», стали эстетическим манифестом романтизма. Постановка способствовала утверждению на сцене новой, более богатой и разнообразной тематики, совершенствованию и углублению выразительных средств и техники классического танца. Создание нового исполнительского стиля было неотделимо от реформы балетного спектакля в целом, коснувшейся также декорационного оформления и сценического костюма.