Иванов Лев Иванович
Ива́нов Лев Ива́нович [18.2(2.3).1834, Москва – 11(24).12.1901, Санкт-Петербург], российский артист балета, балетмейстер.
В 1844–1852 гг. учился в Санкт-Петербургском театральном училище. В 1852 г. зачислен в кордебалет Санкт-Петербургской балетной труппы. Выступал партнёром Е. И. Андреяновой. В 1869 г., после назначения М. И. Петипа балетмейстером Санкт-Петербургской балетной труппы, занял положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А. Гердту. Среди партий: Феб и Клод Фролло («Эсмеральда» Ч. Пуньи), Солор («Баядерка» Л. Минкуса), Конрад («Корсар» А. Адана), Колен («Тщетная предосторожность» П. Гертеля). Последний раз выступил на сцене в 1893 г.
С 1858 г. преподавал в младших классах Санкт-Петербургского театрального училища; у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова. В 1882 г. назначен режиссёром Санкт-Петербургской балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх; с 1885 г. второй балетмейстер Мариинского театра.
Обладая феноменальными музыкальными способностями (мог по слуху запомнить и исполнить музыку к целому балету), именно в музыке видел источник хореографической образности. В 1887 г. в традициях романтического балета поставил «Очарованный лес» Р. Дриго и (совместно с М. И. Петипа) «Гарлемский тюльпан» Б. А. Фитингоф-Шеля, в которых сочетал мотивы фантастики и фольклора, в 1890 г. – «Половецкие пляски» для премьеры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в 1892 г. – славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова.
В постановке балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1892) в основу танцевального действия были положены принципы музыкально-симфонического развития (особой удачей стал «Танец снежных хлопьев»; хореография не сохранилась).
В 1894 г. в Мариинском театре впервые была исполнена 2-я картина балета «Лебединое озеро» Чайковского в постановке Иванова, в 1895 г. – 4-я картина балета (1-ю и 3-ю картины поставил М. И. Петипа); эти сцены вошли в золотой фонд мировой хореографии, став одним из совершенных примеров «Белого балета».
Продолжая традиции русской хореографии 19 в., Иванов придал симфоническую масштабность ансамблям лебедей, разработав их во взаимодействии с лирико-трагедийным образом главной героини балета.
Углубить опыты симфонизации хореографу удалось во «Второй венгерской рапсодии» на музыку Ф. Листа, впервые исполненной в 1900 г. как вставной номер в балете «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи.
Смерть не дала Иванову завершить постановку «Сильвии» Л. Делиба, её закончил П. А. Гердт.
Б. В. Асафьев назвал Иванова «душой русского балета» (Асафьев. 1954. С. 61).