Анфилада
Анфила́да (от франц. enfilade), ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены по одной оси. Как планировочный приём анфилада широко распространена в парадных сооружениях барокко и классицизма, однако схожую схему можно обнаружить в архитектуре разных эпох и регионов (древнеегипетский храм периода Нового царства; древнеримские термы). До широкого распространения с 19 в. коридоров в большинстве случаев помещения соединялись дверьми напрямую, без специальных циркуляционных пространств, но только в Европе 17 – 1-й трети 19 вв. были полностью осмыслены выразительные возможности анфилады и создаваемой ею сквозной перспективы интерьеров.
В анфиладе подчёркивались единство и протяжённость последовательности помещений – с помощью схожего оформления дверных проёмов, применения зеркал и картин (особенно в торцах первого и последнего залов) и т. д. Анфилады использовались для разного рода церемоний, в первую очередь придворных: торжественных выходов правителей, встреч и проводов гостей и т. д., однако по такой схеме соединялись не только парадные помещения, но и жилые покои. Анфиладная планировка отличает Версальский дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне Пушкин), Большой дворец в Петергофе и т. д., но также многие небольшие городские и сельские дома.
Анфилады распространились в музейной архитектуре 19 – 1-й половины 20 вв., в целом основанной на парадной дворцовой схеме; такая планировка, помимо прочего, позволяла легко направлять массы посетителей по заложенному в ней маршруту осмотра экспозиции (здания Британского музея в Лондоне, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и др.).