Максакова Мария Петровна
Макса́кова Мари́я Петро́вна (урождённая Сидорова) [26.3(8.4).1902, Астрахань – 11.8.1974, Москва], российская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1971).
Дочь Петра Васильевича Сидорова (1862–1906), служащего Волжского пароходства, и Людмилы Сергеевны Сидоровой (урождённой Беляевой, 1875–1946). С 9 лет пела в церковном хоре. С 1917 г. училась в Астраханском музыкальном училище (ныне Астраханский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского; класс пения В. Н. Бородиной, затем А. Н. Смоленской), одновременно – на Высших коммерческих курсах.
В 1919–1923 гг. солистка оперной труппы в Астрахани, в 1-й сезон спела партии Ангела («Демон» А. Г. Рубинштейна), Ольги и Миловзора («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Зибеля («Фауст» Ш. Гуно), Маддалены («Риголетто» Дж. Верди). Всего исполнила в Астраханской опере около 20 партий, включая Кончаковну («Князь Игорь» А. П. Бородина), Марфу («Хованщина» М. П. Мусоргского), Княгиню («Русалка» А. С. Даргомыжского), Елену («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха). С сентября 1920 г. труппу возглавил певец, режиссёр и антрепренёр М. К. Максаков, ставший учителем и мужем певицы (с 1921).
В 1923–1924, 1927–1953 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Амнерис в опере «Аида» Дж. Верди). Среди лучших партий: Марина Мнишек, Марфа («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Весна и Лель, Любаша, Ганна («Снегурочка», «Царская невеста», «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), заглавная партия в опере «Кармен» Ж. Бизе (исполнила её около 800 раз), Азучена («Трубадур» Верди), Ортруда («Лоэнгрин» Р. Вагнера).
В сентябре – декабре 1924 г. выступала на сцене Одесского театра оперы и балета. В 1925–1927 гг. солистка Ленинградского Государственного академического театра оперы и балета, исполнила здесь, в частности, партии Марфы («Хованщина» М. П. Мусоргского), Клариче («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Орфея («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Пажа Урбана («Гугеноты» Дж. Мейербера), Фрикки («Валькирия» Р. Вагнера), пела под управлением А. Коутса, Э. Клайбера, Ф. Штидри. Во время гастролей в Тифлисском театре оперы и балета (1929–1930) впервые спела партии Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса) и Шарлотты («Вертер» Ж. Массне).
Создала образы в советских операх: «За Красный Петроград» А. П. Гладковского и Е. В. Пруссака (Даша; 1-я постановка, 1925, Малый Петроградский государственный академический театр); «Алмаст» А. А. Спендиарова (заглавная роль; 1-я постановка, 1930), «Вышка Октября» Б. Л. Яворского (Вредительница; 1-я постановка, 1930), «Мать» В. В. Желобинского (Ниловна), «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко (Груня), «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (Аксинья), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (Стеша; все – Большой театр).
С 1932 г. пела на радио.
В 1938–1941 гг. участвовала в спектаклях Государственного ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского (партии Орфея и Шарлотты). В 1942 г., во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., находясь в эвакуации в Астрахани, организовала оперный театр из местных и эвакуированных музыкантов (действовал около двух лет), исполнила партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини.
М. П. Максакова обладала лирическим меццо-сопрано, которому вместе с тем была свойственна драматическая насыщенность. Исполнение отличалось отчётливостью вокальной декламации. Дирижёр А. М. Пазовский, описывая образ Марины Мнишек, созданный Максаковой, отмечал «психологическую обострённость каждой фразы, интонации, постоянную сменяемость самых различных душевных порывов, мастерскую "игру" тембрами певучего слова, отточенность ритма», благодаря чему достигалась «филигранная психологическая разработанность и многоликость художественного образа» (Пазовский А. М. Записки дирижера. Москва, 1966. С. 338).
Выступала как концертная певица, владела обширным русским (в том числе советским) и западноевропейским камерным репертуаром, исполняла народные песни разных стран (подробный перечень произведений, исполнявшихся Максаковой в концертах, см. в книге: Мария Петровна Максакова. Москва, 1985. С. 288–294). Много гастролировала по СССР, выступала в странах Прибалтики (1929), в Турции (1935), Польше (1936), Финляндии (1950), ГДР (1968–1969).
М. П. Максакова стояла у истоков факультета музыкального театра в ГИТИСе (с 1951), где преподавала на кафедре вокального искусства. Руководила Народной певческой школой при Центральном доме работников искусств (с 1963). Входила в состав жюри многих всесоюзных и международных вокальных конкурсов.
С участием М. П. Максаковой записаны оперы «Пиковая дама» (Полина и Миловзор, 1940), «Царская невеста» (Любаша, 1943), «Самсон и Далила» (Далила), «Снегурочка» (Лель), «Майская ночь» (Ганна; все – 1946), «Вертер» (Шарлотта), «Евгений Онегин» (Ольга; обе – 1948), «Борис Годунов» (Марина Мнишек, 1949), «Хованщина» (Марфа, 1953), вокальный цикл Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины» (1941), «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Р. Вагнера (в оркестровке Н. С. Голованова; 1946, 1952), хор «Иисус Навин» М. П. Мусоргского (1939), оратория «Сказание о битве за Русскую землю» Ю. А. Шапорина (1944), прелюдия-кантата «Из Гомера» Н. А. Римского-Корсакова, «Поэма о Родине» Д. Д. Шостаковича (обе –1947), оперные арии и сцены, романсы, песни. Издано собрание записей «Искусство Марии Максаковой» на пяти CD (2003).
Снялась в фильме «Большой концерт» (1951, режиссёр В. П. Строева), фильме-концерте «Песни родной стороны» (1953, режиссёр А. В. Фролов).
Сталинская премия «За достижения в области оперного искусства и концертно-исполнительской деятельности» (1946). Сталинская премия 1-й степени за исполнение партий Марины Мнишек («Борис Годунов», 1949) и Марфы («Хованщина», 1951). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1951).
В Астрахани с 1987 г. проводится Фестиваль вокального искусства имени В. В. Барсовой и М. П. Максаковой. Имя Максаковой присвоено улице (1989), концертному залу филармонии (1992), Детской школе искусств в Астрахани. Мемориальная доска установлена на доме в Москве (1980), где певица жила в 1935–1974 гг. (Брюсов переулок, дом 7).
Муж (1936–1937) – Я. Х. Давтян. Дочь – Л. В. Максакова. Внучка – певица М. П. Максакова-Игенбергс (род. 1977; с 2023 г. в РФ признана иностранным агентом).