Захаров Ростислав Владимирович
Заха́ров Ростисла́в Влади́мирович [25.8(7.9).1907, Астрахань – 15.1.1984, Москва], российский артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1969), доктор искусствоведения (1970).
В 1926 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог В. И. Пономарёв), в 1948 г. – Ленинградский театральный институт. В 1926–1929 гг. солист балета Киевского оперного театра, одновременно преподавал и ставил небольшие балеты в организованной им студии. В 1932 г. окончил режиссёрское отделение Ленинградского техникума сценических искусств (педагог С. Э. Радлов), в этот период ставил номера в Ленгосэстраде и танцы в спектаклях драматического Молодого театра. В 1934–1936 гг. балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ), в 1936–1956 гг. балетмейстер и оперный режиссёр Государственного академического Большого театра (ГАБТ) (в 1936–1939 руководил балетной труппой).
Первая большая самостоятельная работа – балет «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1934, ГАТОБ). Трактовал балет с позиций драматического режиссёра. Считал танец вне литературного сюжета бессодержательным. Основное средство хореографической выразительности видел в пантомиме и «танцах в образе». Из классических движений отбирал те, которые легче поддавались драматизации. «Бахчисарайский фонтан» являлся идеальным спектаклем драмбалета, доступным любому неподготовленному зрителю: последовательно разработанное драматическое действие сочеталось с психологически правдивыми характерами. Балет имел огромный успех, открыв исполнителям новые возможности работы над образом (в партии Марии прославилась Г. С. Уланова). Впоследствии этот спектакль вошёл в репертуар большинства балетных трупп СССР и неоднократно возобновлялся за рубежом. На основе литературных произведений Захаров поставил балеты: «Утраченные иллюзии» (1936), «Кавказский пленник» (1938), «Барышня-крестьянка» (1946) – все Асафьева, «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого (1941), «Медный всадник» Р. М. Глиэра (1949). Однако вскоре избранный Захаровым принцип исчерпал себя, превратив пантомиму и танец в неполноценную иллюстрацию к литературному произведению. Захаров нашёл выход в обращении к эффектным эпизодам в духе феерий, которые должны были развлечь зрителя, а также к вставным, не связанным с основным действием дивертисментам. Успех имел балет «Золушка» С. С. Прокофьева (1945), в котором феерия воспринималась как праздник в честь окончания войны (экранизирован под названием «Хрустальный башмачок», 1961). Захаров поставил оперы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1937, 1948; «Кармен» Ж. Бизе, 1953, ГАБТ), танцы в операх («Гугеноты» Джакомо Мейербера, 1935, ГАТОБ; «Аида» Дж. Верди, 1951, «Война и мир» Прокофьева, 1969, обе ГАБТ), танцы в фильме С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).
С 1927 г. работал как педагог, в 1945–1947 гг. директор и художественный руководитель Московского хореографического училища, с 1946 г. возглавлял кафедру хореографии в Государственном институте театрального искусства (профессор с 1951). Среди учеников – В. В. Гривицкас, Н. Г. Конюс, М. Л. Лавровский, А. А. Лапаури.
Сталинская премия 1-й степени (1943, 1946).