Александрова Мария Александровна
Алекса́ндрова Мари́я Алекса́ндровна (род. 20.7.1978, Москва), российская артистка балета, народная артистка РФ (2009).
В годы учёбы в Московской государственной академии хореографии (МГАХ) приобрела большой сольный репертуар, в том числе в 1991 г. участвовала в премьере балета «Баядерка» Л. Минкуса в Большом театре (девочка в танце Ману), в 1996 г. исполнила главную партию (Седьмой вальс и Мазурка) в спектакле Академии «Шопениана» на музыку Ф. Шопена на сцене Большого театра. В 1997 г. выступила в партиях Балерины (Гран-па из балета «Пахита» Минкуса), Солистки («Гран-па классик» на музыку Д.-Ф.-Э. Обера). Стипендиат программы Международного благотворительного фонда «Новые имена» (1993), лауреат конкурса «Евровидение для молодых танцовщиков» (1996). В 1996–1997 гг. училась в высшем звене МГАХ на исполнительском факультете (педагог С. Н. Головкина). С 1997 г., после победы на 7-м Международном конкурсе артистов балета в Москве (1-я премия), – в труппе Большого театра (с 2017 – по контракту). Репетиторы – Т. Н. Голикова, затем Н. Л. Семизорова.
Техническая виртуозность, смелость и широта танца, энергия Александровой позволили сразу увидеть в молодой артистке балерину героического стиля, продолжательницу классических традиций московского балета. Среди первых партий: Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта), 1-я вариация и Уличная танцовщица («Дон Кихот»), 1-я, 2-я и 3-я вариации в картине «Тени» («Баядерка», оба балета – Минкуса), Фея Смелости («Спящая красавица» П. И. Чайковского). В первом сезоне участвовала (Мирта) в новой постановке «Жизели» А. Адана в версии В. В. Васильева и в мировой премьере одноактного балета «Сны о Японии» на музыку японских композиторов в постановке А. О. Ратманского (Солистка). Эти работы определили магистральный путь профессионального развития Александровой как одной из самых заметных классических балерин своего поколения и неординарной исполнительницы современной хореографии, соединяющей своеобразие почерка хореографа с собственной драматической и бравурно-яркой манерой.
Наряду с центральными партиями (Китри и Гамзатти – «Дон Кихот» и «Баядерка» Минкуса, Солистка 3-й части – «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, Императрица – «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, Эгина – «Спартак» А. И. Хачатуряна), в которых Александрова обнаружила широкий актёрский диапазон, на протяжении многих лет продолжала исполнять сольные партии и вставные вариации, превращая их в выразительные образы (Конго – «Дочь фараона» Ч. Пуньи, Испанская невеста и Сверстница Принца – «Лебединое озеро» Чайковского, Клеманс – «Раймонда» А. К. Глазунова, Одиннадцатый вальс – «Шопениана» на музыку Шопена, Солистка – Классическое па-де-де на музыку Чайковского, первая исполнительница в Большом театре; одна из Солисток – «Игра в карты» И. Ф. Стравинского, первая исполнительница; одна из Солисток – «В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса, хореография Т. Тарп; одна из Солисток – «Класс-концерт» на сборную музыку).
В репертуар Александровой вошли такие контрастные партии, как Сильфида («Сильфида» Х. Лёвеншелля), Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова), Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, первая исполнительница в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару), Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2004), Рамзея и Аспиччия («Дочь фараона» Ч. Пуньи), Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна), Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети), Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи), Раймонда («Раймонда» Глазунова), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина), одна из Солисток («Misericordes» на музыку А. Пярта, первая исполнительница), Ученица («Урок» Ж. Делерю), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро»), Фея Сирени и Принцесса Аврора («Спящая красавица», оба балета – Чайковского), Никия («Баядерка» Минкуса), Медора и Жизель («Корсар» и «Жизель» Адана), Эсмеральда («Эсмеральда» Пуньи, первая исполнительница в постановке В. М. Медведева и Ю. П. Бурлаки), Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, первая исполнительница в постановке С. Г. Вихарева), Жанна («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, первая исполнительница в постановке Ратманского), Пахита (Гран-па из балета «Пахита» Минкуса, постановка Бурлаки), Графиня («Пиковая дама» на музыку Чайковского), Главная мочалка («Мойдодыр» Е. И. Подгайца, первая исполнительница), Солистка («Квартира» на музыку Fleshquartet), Катарина («Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича), Солистка (дуэт) («Dream of Dream» на музыку С. В. Рахманинова), Солистка («Классическая симфония» на музыку Прокофьева), Ундина («Ундина» Х. В. Хенце), Ундина («Герой нашего времени») и Марго («Нуреев», первая исполнительница, оба балета – композитор И. А. Демуцкий).
Эти партии выявили полистилистический талант Александровой, которая виртуозно «артикулирует» особенности манеры хореографов разных эпох и направлений. Это привлекло к ней внимание всех постановщиков, работавших в балетной труппе Большого театра в 2000–2010-х гг.: Й. Маннеса, Ратманского, Б. Я. Эйфмана, Р. Пети, П. Лакотта, Поклитару, Дж. Ноймайера, К. Уилдона, Й. Эло, Вихарева, М. Эка, Ж.-К. Майо, Ю. М. Посохова, В. В. Самодурова, Медведева, Бурлаки, Ю. А. Смекалова.
Много выступает как приглашённая балерина, в том числе с труппами Мариинского театра, Парижской оперы, Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Первая исполнительница главной партии в балете «Занавес» на музыку О. Респиги в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета.
В разные годы участница проекта «Русские сезоны XXI века» [Благотворительный фонд имени М. Э. Лиепы, компания SAV Entertainment и театр «Кремлёвский балет»; первая исполнительница партии Армиды в балете «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина в постановке Ю. Сморигинаса; исполнила партии Жар-птицы («Жар-птица») и Петрушки («Петрушка», первая в истории женщина – исполнительница заглавной партии, оба – Стравинского, постановка А. М. Лиепы), Солистки («Болеро» на музыку М. Равеля, хореография Б. Ф. Нижинской, постановка М. Хадсон)]. Создатель (совместно с Д. К. Гудановым) и участница проекта «Гран балет гала. Шедевры» (2009). Участница проекта «Goddesses&Demonesses» на музыку Т. Гутьерреса (2017, хореограф Б. Ли).
В 2016 г. выступала в драматическом театре в спектаклях режиссёра и хореографа С. Ю. Землянского (Мария Антоновна – «Ревизор» по Н. В. Гоголю в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой; Цезония – «Калигула» по А. Камю в Московском губернском театре).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда» (1999), Приз Леонида Мясина (2018, Позитано, номинация «Танцовщица года на международной сцене»).