Эйзенштейн Сергей Михайлович
Эйзенште́йн Серге́й Миха́йлович [10(22).1.1898, Рига – 11.2.1948, Москва], российский режиссёр, теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
В 1921–1922 гг. учился в Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда, выступал как театральный художник. В 1923–1924 гг. руководитель Театральных мастерских Пролеткульта.
В 1923 г. выдвинул теорию «монтажа аттракционов» (воздействие на зрителя рядом ударных сцен, выбивающих его из привычного ритма восприятия и создающих максимальный эффект выразительности). На основе этого метода поставил агитационные действа с элементами эстрады и цирка «Мудрец» (1923, вариация на темы А. Н. Островского) и «Слышишь, Москва?» С. М. Третьякова (1923), а также экспериментальный спектакль «Противогазы» Третьякова (1924), где вынес на реальный завод сценическое действие, в котором публика сливалась с настоящими рабочими и актёрами, исполнявшими их роли.
В 1924 г. поставил фильм «К диктатуре» («Стачка»), отличавшийся яркой энергетикой, остротой предельно выразительных операторских ракурсов, смелостью в создании авторского художественного мира и знаменовавший новые принципы и подходы к созданию кинематографического пространства. Задуманный как историко-революционный плакат о провале первых рабочих движений, он превратился в гротесковую фреску о российской реальности начала 20 в.
Широчайший международный резонанс вызвал фильм «Броненосец "Потёмкин"» (1925). Блистательно выверенный по пластике и монтажу, он рассказал о восстании матросов 1905 г. языком кинематографического экспрессионизма, сделав Эйзенштейна наиболее значительным режиссёром 1920-х гг., а созданный им киноязык – приоритетной экранной эстетикой времени. В том же ключе снят фильм «Октябрь» (1927–1928). Ранние ленты Эйзенштейна многофигурны, лишены привычного нарративного сюжета, а «главным героем» в них является восставшая народная масса.
В 1929–1932 гг. Эйзенштейн (вместе с Г. В. Александровым и Э. К. Тиссэ) командирован за границу, где пытался осуществить ряд проектов в Европе и «Голливуде», и после года работы в Мексике создал художественно-документальную кинофреску о национально-освободительной борьбе «Да здравствует Мексика!» (1932, совместно с Александровым).
По возвращении в СССР приступил к съёмкам фильма о Павлике Морозове «Бежин луг», который, по замыслу режиссёра, должен был стать наполненной религиозными мотивами пантеистической элегией о трагическом противостоянии традиционного общинного русского сознания с новым, советским, идеологически определённым. Подвергнутый резкой критике фильм остановлен на стадии производства.
В 1938 г. Эйзенштейн снял историческую картину «Александр Невский» (композитор С. С. Прокофьев; Сталинская премия 1-й степени, 1941). Фильм «Иван Грозный» (композитор Прокофьев; 1944, первая серия; 1945, вторая серия; Сталинская премия 1-й степени, 1946), в театрально-гротесковой форме, с использованием привычных режиссёру экспрессионистических приёмов рассказывающий о драме русского царя, под влиянием исторических обстоятельств вынужденного превратиться в тирана и стать заложником собственной власти, явился аллюзией на правление И. В. Сталина, оказавшись своеобразным «вызовом» вождю. Снятая тогда же вторая серия фильма вышла на экраны лишь в 1958 г.
Творчество Эйзенштейна оказало значительное влияние на развитие мирового кинематографа.
С 1928 г. преподавал в Государственном техникуме кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, ВГИК), профессор (с 1937).
Награждён орденом Ленина (1939).