Альтани Ипполит Карлович
Альта́ни Ипполи́т Ка́рлович [15(27).5.1846, Екатеринослав, Российская империя, ныне Днепр, Украина – 17.2.1919, Москва; похоронен на Введенском кладбище], российский дирижёр.
Сын Карла Александровича Альтани (Altani; 1805–1884), австрийского пианиста, преподавателя Санкт-Петербургской консерватории (обязательный класс в 1863–1882, с 1873 также специальный класс; с 1879 старший преподаватель).
В конце 1850-х – начале 1860-х гг. гастролировал вместе с сестрой-пианисткой по городам России. В 1866 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки Г. Венявского, в классе композиции обучался у Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна. В студенческие годы играл в оркестре петербургского Большого театра, дирижировать начал под руководством К. Н. Лядова в концертах консерваторского оркестра.
С 1867 г. хормейстер и дирижёр, в 1874–1882 гг. главный дирижёр русской частной оперы в Киеве (антреприза Ф. Бергера, с 1872 – И. Я. Сетова), в 1874 г. дирижировал киевской премьерой оперы П. И. Чайковского «Опричник». В 1869−1871 и 1875−1876 гг. преподавал гармонию, контрапункт и историю музыки в Киевском музыкальном училище (ныне Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра), в 1874–1875 гг. его директор. Одновременно в 1870–1876 гг. руководил хоровыми классами Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), в 1874−1875 гг. – музыкальной частью Киевского отделения ИРМО; дирижировал симфоническими концертами.
В 1882 г. дирижировал первым исполнением увертюры П. И. Чайковского «1812 год» и российской премьерой его Концерта для скрипки с оркестром (солист А. Д. Бродский) в Москве на Всероссийской промышленно-художественной выставке (зал на Ходынском поле).
В 1882–1906 гг. капельмейстер (главный дирижёр) Императорского Московского Большого театра. Назначение И. К. Альтани на пост капельмейстера совпало с масштабной театральной реформой, в результате которой он стал фактическим основоположником современного оркестра Большого театра. В его репертуаре было 56 опер, значительную часть которых поставил А. И. Барцал.
Альтани способствовал утверждению русской оперы на московской императорской сцене, дирижировал первыми постановками опер: «Мазепа» Чайковского (1884), «Алеко» С. В. Рахманинова (1893; обе – режиссёр Барцал), «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова (1903), «Наль и Дамаянти» А. С. Аренского (1904; обе – режиссёр Р. В. Василевский). Здесь под его управлением прошли московские премьеры опер: «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (2-я авторская редакция, 1888), «Пиковая дама» (1891) и «Иоланта» (1893) Чайковского (все – режиссёр Барцал) и др. Из европейских опер под его руководством были поставлены (впервые в Большом театре): «Лоэнгрин» (1889) и «Зигфрид» (1894) Р. Вагнера, «Отелло» Дж. Верди (1891), «Лакме» Л. Делиба (1892), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1893), «Троянцы в Карфагене» Г. Берлиоза (1899; все – режиссёр Барцал) и др.
В процессе подготовки коронации Николая II в 1896 г. был назначен заведующим музыкальными празднествами, руководил большими концертами (см. Артисты Императорских театров в коронационных торжествах 1896 г. в Москве), дирижировал торжественным спектаклем Большого театра (фрагменты оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»). В ноябре – декабре 1896 г. в Большом театре дирижировал спектаклями к 100-летию кончины императрицы Екатерины II (опера на её либретто «Федул с детьми» В. А. Пашкевича и В. Мартина-и-Солера).
Кроме перечисленных, в репертуаре Альтани были оперы (указаны даты премьер): «Африканка» (1883), «Пророк» (1890) и «Гугеноты» (1895) Дж. Мейербера, «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» Дж. Россини (обе – 1883), «Дон Жуан» (1886) и «Волшебная флейта» (1889) В. А. Моцарта, «Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера (1886), «Трубадур» (1889), «Бал-маскарад» (1891) и «Аида» (1905) Дж. Верди, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Марта» Ф. фон Флотова (1891), «Тангейзер» Р. Вагнера (1898); из русских опер – «Евгений Онегин» (1883) и «Опричник» (1899) П. И. Чайковского, «Вражья сила» (1884) и «Юдифь» (1888) А. Н. Серова, «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1892), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1904) и др.
Критик писал: «Оркестр г. Альтани – воплощение чистоты интонации и ритмической точности. За время пребывания И[пполита] К[арловича] в стенах московского Большого театра понятие его об оркестровой звучности изменилось по сравнению с прошлым довольно сильно. В начале своего поприща он требовал от оркестра блеска и могучей силы, особенно от духовых, в настоящее же время его преимущественным вниманием пользуется мягкость и закруглённость массового звука... Его корректное, в высшей степени добросовестное отношение к партитуре автора вошло чуть ли не в поговорку. Опера обыкновенно попадающая на его пюпитр, хотя бы и слабого достоинства, выполняется им тщательно и точно. Произвольных толкований г. Альтани никому не разрешает на сцене и в оркестре, и авторское слово у него – прежде всего» (И. К. Альтани. 1902).