Режиссёры

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немиро́вич-Да́нченко Влади́мир Ива́нович [11(23).12.1858, г. Озургети, Кутаисская губерния, ныне край Гурия, Грузия – 25.4.1943, Москва], российский театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, народный артист СССР (1936). Брат .

В 1879 г. оставил физико-математический факультет , посвятив себя журналистике и литературной деятельности. Начинал публиковаться как театральный критик (статья «Наши провинциальные театры», 1877). Первый рассказ – «Драма на почтовой станции» (1881). Испытал влияние , , . Как драматург дебютировал в 1882 г. пьесой «Шиповник». Известность принесли комедии «Счастливец» (поставлена в 1887; опубликована в 1892), «Последняя воля» (1888), «Новое дело» (1890). В 1890-е гг. Немирович-Данченко – один из наиболее популярных драматургов: одноактная пьеса «Ёлка» (опубликована в 1892, поставлена в 1896), драмы «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896), «В мечтах» (поставлена в 1901). Автор отличающихся точностью бытовых зарисовок и социально-психологических обобщений романов «На литературных хлебах» (1891) о нравах прессы, «Старый дом (Мёртвая ткань)» (1895) об оскудении дворянских гнёзд, «Драма за сценой» (1896) из жизни актёров; повестей «Губернаторская ревизия» (1895), «В степи» (1897) – о русской деревне пореформенного периода; рассказов, статей о драме и театре, очерков, репортажей, фельетонов.

В 1898 г. Немирович-Данченко и основали (МХТ, Немирович-Данченко – директор и режиссёр театра до конца жизни). В состав труппы вошли лучшие ученики Немировича-Данченко из (в 1891–1901 преподавал на драматическом отделении): , , . Будучи заведующим репертуаром, Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра. Первым понял новаторство драматургии , стал инициатором привлечения к драматургической деятельности , помогая ему советами при создании первых пьес («Мещане» и «На дне»), написанных для МХТ. Вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902) и все пьесы Чехова (самостоятельно поставил «Иванова», 1904), с предельной зоркостью вскрывая их сущность, увлекая актёров блестящим психологическим анализом образов, тонкостью режиссёрских приёмов. Он ввёл в репертуар театра и поставил пьесы («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903; «Росмерсхольм», 1908), («Одинокие», 1899, со Станиславским). В 1905–1906 гг. значительными событиями стали спектакли «Дети Солнца» Горького (поставил со Станиславским) и «Бранд» Ибсена. В числе крупнейших работ Немировича-Данченко – «Юлий Цезарь» (1903). Серьёзное внимание Немирович-Данченко уделял русской классике: «Горе от ума» (1906), «Ревизор» (1908) – оба со Станиславским, «Борис Годунов» (1907), «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), «Живой труп» (1911), «Нахлебник» (1912), «Смерть Пазухина» (1914), «Каменный гость» Пушкина (1915). В современной русской драматургии Немирович-Данченко стремился найти возможность укрупнения тематики и театральных приёмов, идя к монументальной сценической форме. Сложными и длительными стали творческие связи Немировича-Данченко с («Анатэма», 1908; «Екатерина Ивановна», 1912; «Мысль», 1914). Острой тревогой была пронизана постановка мрачной экспрессивной пьесы С. С. Юшкевича «Miserere» (1910). Немирович-Данченко одним из первых начал перерабатывать для сцены повествовательную прозу: «Братья Карамазовы» (1910), «Бесы» (под названием «Николай Ставрогин», 1913) по романам .

После 1917 г. Немирович-Данченко разрабатывал проект реорганизации , стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра» (1921), выступал с многочисленными лекциями и беседами. В 1919 г. основал в Москве Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром имени К. С. Станиславского, образовав ); он стремился воспитать актёра, в равной мере владевшего драматическим и музыкальным мастерством. Начав с работы над опереттами «Дочь Анго» (1920), осуществлённой в стиле гравюры времён , и «Перикола» (1922), поставленной как мелодрама-буфф, Немирович-Данченко обратился к «Лисистрате» Аристофана (1923), которую трактовал как народную сатирическую комедию с музыкой. В 1926–1927 гг. сотрудничал с американскими киностудиями, написал ряд сценариев, в т. ч. по мотивам своих пьес. В (МХАТ) поставил «Пугачёвщину» (1925) и «Любовь Яровую» (1936) , «Блокаду» (1929), «Половчанские сады» (1939). Под руководством Немировича-Данченко происходила реорганизация МХАТа, он способствовал обновлению труппы, привлекая в неё молодых актёров. Режиссура Немировича-Данченко в эти годы получила окончательную стройную завершённость, приобрела чёткую художественную целеустремлённость, уверенность психологической разработки образов, точность формы. Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. Для теории и практики театра чрезвычайно важно разработанное Немировичем-Данченко учение о синтезе «трёх восприятий» (социального, психологического и театрального), в слитности которых он видел непреложное условие подлинного творчества; о «втором плане сценической жизни актёра» и о «зерне» образа (близкое учению о «сверхзадаче» Станиславского), о «мужественной простоте», о «физическом самочувствии» и т. д. Значительным вкладом в искусство театра стали инсценировки романов Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937), постановки «Грозы» Островского (1934), «Горя от ума» Грибоедова (1938). Поставил пьесы Горького «Егор Булычов и другие» (1934) и «Враги» (1935). В 1940 г. Немирович-Данченко создал ставший легендой русского театра спектакль «Три сестры», постигнув и дав почувствовать зрителю психологическую тонкость и обаяние пьесы Чехова. Последней работой Немировича-Данченко стали «Кремлёвские куранты» (1942; Сталинская премия 1-й степени, 1943). В 1943 г. по инициативе Немировича-Данченко создана , с того же года носящая его имя.

Сталинская премия 1-й степени (1942). Награждён орденом Ленина (1937).

Редакция театра, кино, танца
  • Театральные деятели – лауреаты Сталинской премии
  • Актёры – народные артисты СССР
  • Режиссёры – лауреаты Сталинской премии
  • Театральные режиссёры – кавалеры Ордена Ленина