Немирович-Данченко Владимир Иванович
Немиро́вич-Да́нченко Влади́мир Ива́нович [11(23).12.1858, г. Озургети, Кутаисская губерния, ныне край Гурия, Грузия – 25.4.1943, Москва], российский театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, народный артист СССР (1936). Брат Василия Ивановича Немировича-Данченко.
В 1879 г. оставил физико-математический факультет Московского университета, посвятив себя журналистике и литературной деятельности. Начинал публиковаться как театральный критик (статья «Наши провинциальные театры», 1877). Первый рассказ – «Драма на почтовой станции» (1881). Испытал влияние П. Д. Боборыкина, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского. Как драматург дебютировал в 1882 г. пьесой «Шиповник». Известность принесли комедии «Счастливец» (поставлена в 1887; опубликована в 1892), «Последняя воля» (1888), «Новое дело» (1890). В 1890-е гг. Немирович-Данченко – один из наиболее популярных драматургов: одноактная пьеса «Ёлка» (опубликована в 1892, поставлена в 1896), драмы «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896), «В мечтах» (поставлена в 1901). Автор отличающихся точностью бытовых зарисовок и социально-психологических обобщений романов «На литературных хлебах» (1891) о нравах прессы, «Старый дом (Мёртвая ткань)» (1895) об оскудении дворянских гнёзд, «Драма за сценой» (1896) из жизни актёров; повестей «Губернаторская ревизия» (1895), «В степи» (1897) – о русской деревне пореформенного периода; рассказов, статей о драме и театре, очерков, репортажей, фельетонов.
В 1898 г. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский основали Московский Художественный театр (МХТ, Немирович-Данченко – директор и режиссёр театра до конца жизни). В состав труппы вошли лучшие ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (в 1891–1901 преподавал на драматическом отделении): И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер-Чехова. Будучи заведующим репертуаром, Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра. Первым понял новаторство драматургии А. П. Чехова, стал инициатором привлечения к драматургической деятельности М. Горького, помогая ему советами при создании первых пьес («Мещане» и «На дне»), написанных для МХТ. Вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902) и все пьесы Чехова (самостоятельно поставил «Иванова», 1904), с предельной зоркостью вскрывая их сущность, увлекая актёров блестящим психологическим анализом образов, тонкостью режиссёрских приёмов. Он ввёл в репертуар театра и поставил пьесы Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903; «Росмерсхольм», 1908), Г. Гауптмана («Одинокие», 1899, со Станиславским). В 1905–1906 гг. значительными событиями стали спектакли «Дети Солнца» Горького (поставил со Станиславским) и «Бранд» Ибсена. В числе крупнейших работ Немировича-Данченко – «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1903). Серьёзное внимание Немирович-Данченко уделял русской классике: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1908) – оба со Станиславским, «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1907), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (1910), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1911), «Нахлебник» И. С. Тургенева (1912), «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1914), «Каменный гость» Пушкина (1915). В современной русской драматургии Немирович-Данченко стремился найти возможность укрупнения тематики и театральных приёмов, идя к монументальной сценической форме. Сложными и длительными стали творческие связи Немировича-Данченко с Л. Н. Андреевым («Анатэма», 1908; «Екатерина Ивановна», 1912; «Мысль», 1914). Острой тревогой была пронизана постановка мрачной экспрессивной пьесы С. С. Юшкевича «Miserere» (1910). Немирович-Данченко одним из первых начал перерабатывать для сцены повествовательную прозу: «Братья Карамазовы» (1910), «Бесы» (под названием «Николай Ставрогин», 1913) по романам Ф. М. Достоевского.
После 1917 г. Немирович-Данченко разрабатывал проект реорганизации Большого театра, стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра» (1921), выступал с многочисленными лекциями и беседами. В 1919 г. основал в Москве Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром имени К. С. Станиславского, образовав Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко); он стремился воспитать актёра, в равной мере владевшего драматическим и музыкальным мастерством. Начав с работы над опереттами «Дочь Анго» Ш. Лекока (1920), осуществлённой в стиле гравюры времён Великой французской революции, и «Перикола» Ж. Оффенбаха (1922), поставленной как мелодрама-буфф, Немирович-Данченко обратился к «Лисистрате» Аристофана (1923), которую трактовал как народную сатирическую комедию с музыкой. В 1926–1927 гг. сотрудничал с американскими киностудиями, написал ряд сценариев, в т. ч. по мотивам своих пьес. В Московском Художественном академическом театре (МХАТ) поставил «Пугачёвщину» (1925) и «Любовь Яровую» (1936) К. А. Тренёва, «Блокаду» Вс. В. Иванова (1929), «Половчанские сады» Л. М. Леонова (1939). Под руководством Немировича-Данченко происходила реорганизация МХАТа, он способствовал обновлению труппы, привлекая в неё молодых актёров. Режиссура Немировича-Данченко в эти годы получила окончательную стройную завершённость, приобрела чёткую художественную целеустремлённость, уверенность психологической разработки образов, точность формы. Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. Для теории и практики театра чрезвычайно важно разработанное Немировичем-Данченко учение о синтезе «трёх восприятий» (социального, психологического и театрального), в слитности которых он видел непреложное условие подлинного творчества; о «втором плане сценической жизни актёра» и о «зерне» образа (близкое учению о «сверхзадаче» Станиславского), о «мужественной простоте», о «физическом самочувствии» и т. д. Значительным вкладом в искусство театра стали инсценировки романов Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937), постановки «Грозы» Островского (1934), «Горя от ума» Грибоедова (1938). Поставил пьесы Горького «Егор Булычов и другие» (1934) и «Враги» (1935). В 1940 г. Немирович-Данченко создал ставший легендой русского театра спектакль «Три сестры», постигнув и дав почувствовать зрителю психологическую тонкость и обаяние пьесы Чехова. Последней работой Немировича-Данченко стали «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (1942; Сталинская премия 1-й степени, 1943). В 1943 г. по инициативе Немировича-Данченко создана Школа-студия при МХАТе, с того же года носящая его имя.
Сталинская премия 1-й степени (1942). Награждён орденом Ленина (1937).