Ростропович Мстислав Леопольдович
Ростропо́вич Мстисла́в Леопо́льдович (27.3.1927, Баку – 27.4.2007, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище), российский виолончелист, дирижёр, общественный деятель, заслуженный артист РСФСР (1955), народный артист РСФСР (1964), народный артист СССР (1966); член Академии изящных искусств Франции (1987). Один из крупнейших музыкантов 2-й половины 20 в.
Биография
Предки Ростроповича по отцовской линии – потомственные польские дворяне: прадед, Ганнибал Ростропович, в 1880 г. занесён в 6-ю часть дворянской родословной книги. Дед, Витольд Ганнибалович Ростропович (1856–1913), пианист, с 1870-х гг. жил в Воронеже, в 1896–1900 гг. директор Воронежского отделения Императорского Русского музыкального общества. Дед со стороны матери, Николай Александрович Федотов (ум. в 1902), работал регентом в Оренбурге. Бабушка со стороны матери, Ольга Сергеевна Федотова, руководила частной музыкальной школой в Оренбурге, открыла музыкальные классы (с 1927 музыкальный техникум, с 1936 музыкальное училище; ныне Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей). Сестра матери, Надежда Николаевна Федотова, – пианистка, жена виолончелиста С. М. Козолупова. Отец Мстислава Ростроповича – виолончелист Леопольд Витольдович Ростропович (1892–1942), мать – пианистка Софья Николаевна Ростропович (в девичестве Федотова; 1870–1971), в 1916 г. окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Н. Игумнова. Сестра – Вероника Леопольдовна Ростропович (1925–2006), скрипачка.
В 1934–1937 гг. учился в Школе сестёр Гнесиных в классе отца, в 1937–1941 гг. – в музыкальной школе Свердловского района Москвы у него же. Брал уроки композиции у Е. И. Месснера. В 1940 г. впервые публично выступил с оркестром как солист, исполнив Концерт для виолончели с оркестром К. Сен-Санса в Славянске (в Донбассе). В 1941 г. в составе семьи эвакуирован в Чкалов (ныне Оренбург), продолжил обучение у отца в музыкальном училище, занимался композицией у М. И. Чулаки.
В 1943 г. поступил в Московскую консерваторию в класс виолончели С. М. Козолупова (композицией занимался у В. Я. Шебалина, оркестровку проходил у Д. Д. Шостаковича), окончил в 1946 г. с занесением имени на мраморную доску выдающихся выпускников. В 1948 г. окончил аспирантуру.
Лауреат первых премий Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1945), международных фестивалей молодёжи и студентов в Праге (1947), Будапеште (1949), Международного конкурса имени Г. Вигана в Праге (1950) и др. С 1946 г. солист Московской филармонии.
Искусство Ростроповича высоко ценил Шостакович: «Виолончелист Мстислав Ростропович – музыкант редкого дарования, выдающегося мастерства» (Шостакович Д. На концерте Ростроповича // Правда. – 1958. – 6 апреля. С. 6).
Активно гастролировал по СССР до середины 1970-х гг.; с 1950-х гг. выступал за рубежом (Австрия, ФРГ, Франция, Италия, Япония), наиболее часто – в США (впервые – в 1956, сольный концерт в зале Карнеги-холл, Нью-Йорк) и Великобритании (впервые – в 1956). В 1958 г. вместе с оркестром Ленинградской филармонии участвовал в 1-м Международном музыкальном фестивале в Осаке. Одним из первых советских музыкантов-исполнителей послевоенного периода обрёл мировую известность. Играл на виолончели «Дюпор» работы А. Страдивари (1711).
В сезоне 1963/1964 в абонементе «История виолончельного концерта» дал 11 сольных концертов с Московским камерным оркестром (дирижёр Р. Б. Баршай) и Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Б. Э. Хайкина, Е. Ф. Светланова, А. Соге, Г. Н. Рождественского, Б. Бриттена, К. П. Кондрашина. Исполнил более 30 концертов для виолончели с оркестром, многие из них – впервые в СССР (в том числе концерты А. Вивальди, Й. Гайдна, А. К. Глазунова, О. Респиги, П. Хиндемита, Б. Бриттена). Цикл был повторён с Лондонским симфоническим оркестром (дирижёр Рождественский) за рубежом, в том числе в 1967 г. в Нью-Йорке.
Сольную карьеру завершил в 2005 г., последнее выступление состоялось на сцене Венской филармонии (Венский филармонический оркестр, дирижёр Сэйдзи Одзава; исполнил Концерт для виолончели с оркестром А. Дворжака и Largo для виолончели с оркестром К. Пендерецкого).
Выступал и записывался в трио вместе с Э. Г. Гилельсом и Л. Б. Коганом, в ансамбле с пианистами С. Т. Рихтером, Б. Бриттеном (в сезон 1962/1963 исполнил с ним Сонату для арпеджионе и фортепиано Ф. Шуберта в Большом зале Московской консерватории), певицей Г. П. Вишневской (жена Ростроповича с 1955). В 1962 г. участвовал как пианист (в ансамбле с Вишневской) и виолончелист в Эдинбургском международном фестивале, посвящённом творчеству Шостаковича. Вместе с Вишневской, М. С. Вайнбергом и Д. Ф. Ойстрахом участвовал в первом исполнении вокально-инструментальной сюиты для голоса и фортепианного трио «Семь стихотворений А. Блока» Шостаковича (1968).
Преподавал в Чкаловском музыкальном училище (1942–1943), в Центральной музыкальной школе (с 1947), в Московской (1948–1974; с 1959 профессор, с 1961 заведующий кафедрой) и Ленинградской консерваториях (1961–1966). Среди учеников: Д. Г. Герингас, Н. Г. Гутман, Н. Н. Шаховская, М. К. Чайковская. Председатель жюри Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского в номинации «Виолончель» (1962–1970). Почётный член академии «Санта-Чечилия» (1971).
Репертуар
В репертуар Ростроповича входили сюиты для виолончели соло И. С. Баха, виолончельные сонаты Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, И. Брамса, Э. Грига, П. Хиндемита, С. В. Рахманинова, концерты А. Дворжака, Э. Лало, П. Хиндемита, Р. Шумана (в оркестровке Шостаковича, 1963), «Вариации на тему рококо» и «Pezzo capriccioso» П. И. Чайковского. Значительное место занимали сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов: Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, В. Я. Шебалина, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, Б. А. Чайковского, М. С. Вайнберга, Б. И. Тищенко, У. Пистона, А. Жоливе, Г. Касадо.
Первый исполнитель Сонаты для виолончели и фортепиано (1949) и Симфонии-концерта Прокофьева (1954, дирижёр С. Т. Рихтер), двух концертов Шостаковича (1959, дирижёр Е. А. Мравинский; 1966, дирижёр Е. Ф. Светланов), Симфонии для виолончели с оркестром Бриттена (1964) и др. Завершил и исполнил неоконченное Концертино для виолончели с оркестром Прокофьева (версия с фортепиано – 1956, с А. А. Дедюхиным; версия в оркестровке Д. Б. Кабалевского – 1960, дирижёр А. Л. Стасевич). Для Ростроповича написаны произведения Бриттена: Соната для виолончели и фортепиано (1961), Симфония для виолончели и оркестра (1963; впервые исполнена в 1964 в Большом зале Московской консерватории под управлением автора), сюиты для виолончели соло (1964, 1967, 1972).
Деятельность Ростроповича содействовала росту интереса композиторов к музыке для виолончели.
Дирижёрская деятельность
Инициатор 1-го фестиваля советской музыки в г. Горький (ныне Нижний Новгород; 1962), на котором дебютировал как дирижёр (симфонические антракты из оперы «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в оркестровке Шостаковича; солистка – Г. П. Вишневская). На пластинку записана Симфония № 14 Шостаковича под управлением Ростроповича (1973; Академический симфонический оркестр Московской филармонии, солисты – Вишневская, М. С. Решетин).
В 1968–1971 гг. дирижёр московского Большого театра. В репертуаре: оперы «Евгений Онегин» Чайковского (дебют Ростроповича в качестве оперного дирижёра, 1968; в 1970 дирижировал оперой на гастролях Большого театра в Париже), «Война и мир» Прокофьева (1970). В 1995 г. в Большом театре поставил оперу «Хованщина» Мусоргского (дирижёр-постановщик Ростропович, режиссёр Б. А. Покровский).
За рубежом дирижёрская деятельность Ростроповича приобрела огромный размах. Дебютировал как дирижёр в 1974 г. с оркестром «Новая Филармония» (Лондон). В 1977–1994 гг. директор-дирижёр Национального симфонического оркестра США (Вашингтонский симфонический оркестр), гастролировал с ним в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге; 1990; концерт на Красной площади 26 сентября 1993 транслировался по телевидению в России и других странах).
Работал с Чикагским, Бостонским, Нью-Йоркским, Берлинским, Венским, Новым Японским, Израильским филармоническими оркестрами, Лондонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром и др. Пропагандировал в США симфоническое творчество Шостаковича.
Дирижировал мировыми премьерами хореоспектакля «Молитва к эре Водолея» С. А. Губайдулиной (1991, Генуя), музыкального фарса «Ох, эти русские… или Волшебный напиток» В. Г. Тарнопольского (1993, Фестиваль русской музыки в Эвиане, Франция), опер «Жизнь с идиотом» А. Г. Шнитке (1992, Нидерландская национальная опера в Амстердаме), «Лолита» Р. К. Щедрина (1994, Шведская королевская опера), «Джезуальдо» Шнитке (1995, Венская опера).
В 1999 г. как дирижёр-постановщик впервые выступил в театре «Ла Скала» («Мазепа» Чайковского). Руководил постановками оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Мадриде («Театро Реаль»), Мюнхене (Баварская государственная опера), Дижоне (Франция; все – 2000), Буэнос-Айресе (театр «Колон», 2001), Риме (академия «Санта-Чечилия», 2002).
Общественная деятельность. Эмиграция
С конца 1960-х гг. поддерживал А. И. Солженицына, который в 1969–1973 гг. жил на даче Ростроповича в деревне Жуковка Одинцовского района Московской области. 31 октября 1970 г. направил открытое письмо в защиту Солженицына в газеты «Правда», «Известия», «Литературная газета» и «Советская культура» (в СССР опубликовано не было), передал его за рубеж (опубликовано на английском языке в газете The New York Times 16 ноября 1970). В 1970-е гг. возник ряд конфликтов с дирекцией Большого театра (из-за ультимативных требований Ростроповича о постановке оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Министерством культуры СССР.
В 1974 г. Ростропович с семьёй покинул СССР, оформив заграничную командировку на 2 года. В 1978 г. за антисоветскую деятельность за рубежом – выступления в прессе, благотворительные концерты в пользу белоэмигрантских организаций («действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и не совместимые с принадлежностью к советскому гражданству»; статья Идейные перерожденцы // Известия. – 15 марта 1978. – С. 3) Ростропович и Вишневская были лишены гражданства СССР и всех государственных наград (в 1990 гражданство восстановлено).
После возвращения из эмиграции он стал значимой политической фигурой. 11 ноября 1989 г. выступил в Берлине на контрольно-пропускном пункте С по случаю падения Берлинской стены. В 1990 г. впервые после лишения гражданства гастролировал в СССР. Во время августовского кризиса 1991 г. приехал в Москву, находился в Белом доме, поддерживал Б. Н. Ельцина. В сентябре 1993 г., накануне Октябрьского кризиса 1993 г., дирижировал Национальным симфоническим оркестром США на Красной площади.
В 1991 г. основал благотворительный фонд «Ростропович – Вишневская» (Rostropovich-Vishnevskaya Foundation, Вашингтон; с 2007 президент фонда – дочь Ростроповича и Вишневской, пианистка Елена Мстиславовна Ростропович, род. 1958). Среди жертвователей фонда – президенты США Б. Клинтон и Дж. Буш-старший. В 1997 г. создал Фонд культурных и гуманитарных программ для поддержки молодых музыкантов (Москва; с 2008 президент фонда – дочь Ростроповича и Вишневской, виолончелистка Ольга Мстиславовна Ростропович, род. 1956).
На собственные средства вместе с Вишневской восстановил квартиру в Санкт-Петербурге, в которой жил Шостакович в 1914–1933 гг. (улица Марата, дом 9), открыл в ней мемориальный музей композитора (2006; ныне закрыт).
Аудио- и видеозаписи
Среди аудиозаписей с участием Ростроповича в качестве дирижёра: все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Симфония № 6 Чайковского (Российский национальный оркестр, 1990); оперы «Евгений Онегин» (1970), «Пиковая дама» (1977), «Иоланта» Чайковского (1984), «Борис Годунов» Мусоргского (1991), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (1978, 1-я редакция), «Война и мир» Прокофьева (1986). В 1994 г. с его участием записан телеспектакль «Песни и пляски смерти» Мусоргского (в главной роли Вишневская; оркестровка Шостаковича, Академический симфонический оркестр Московской филармонии).
В 2008 г. издан полный комплект записей Ростроповича-виолончелиста (1950–1996) на лейбле EMI (включает также сделанные в СССР; 26 CD, 2 DVD).
В 2016 г. лейбл Deutsche Grammophon выпустил коллекцию записей Ростроповича в качестве виолончелиста, дирижёра и пианиста (37 CD).
Награды и премии
Сталинская премия 2-й степени (1951). Ленинская премия (1964, за концертную деятельность 1961–1963). Государственная премия РСФСР (1991) и РФ (1995). Высший офицер ордена Почётного легиона (1997). Командор французского ордена Искусств и литературы (1975). Почётный рыцарь-командор Ордена Британской империи (1987). Премия имени А. Швейцера (США, 1985). Награждён Президентской медалью Свободы (1987). Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2001). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (2007). Лауреат премии Э. фон Сименса (1976), 5 премий «Грэмми» (1970–2003). Имел более 50 докторских степеней в области музыки, философии, права, гуманитарных наук в музыкальных академиях и университетах разных стран.
Память
В честь Ростроповича проводятся музыкальные фестивали в Москве, Баку, Риге, Самаре, в 1987 г. в США организован 1-й Всемирный конгресс виолончелистов. С 2009 г. в Париже проводится Международный конкурс виолончелистов имени Ростроповича (ранее носил имя П. Касальса). Имя Ростроповича присвоено Детской музыкальной школе № 57 (Москва, 1993), Санкт-Петербургской детской школе искусств (1994), Оренбургскому государственному институту искусств имени Л. и М. Ростроповичей (1997), Воронежскому музыкальному колледжу имени Ростроповичей (2002), Нижегородской государственной академической филармонии (2004). Имя Ростроповича носит сквер на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков в Москве; там же расположен памятник (2012, скульптор А. И. Рукавишников). Действуют дома-музеи семьи Ростроповичей в Баку (1998), Оренбурге (2001).
О Ростроповиче и Вишневской снят документальный фильм «Элегия жизни» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2006) и др.