Аутентичное исполнительство
Аутенти́чное исполни́тельство, аутентизм (от позднелат. authenticus, от греч. αὐθεντικός – подлинный, достоверный), направление в музыкальном исполнительстве 20–21 вв. Ставит своей задачей исполнение музыки прошлого, по возможности наиболее точно соответствующее оригинальным представлениям об этой музыке.
Под аутентичным исполнительством чаще всего подразумевают интерпретацию музыки композиторов барокко, реже венской классической школы, романтизма, Возрождения, Средневековья и других исторических эпох и стилей. Термину «аутентичное исполнительство», который использовался при зарождении этого направления, в странах Запада ныне предпочитают термин «исторически осведомлённое исполнительство» (англ. historically informed performance, принятое сокращение – HIP), который акцентирует необходимую осведомлённость музыканта в исполнительской технике, настройке инструментов, учебно-методических и теоретических концепциях (например, концепции музыкальной риторики эпохи барокко), условиях функционирования музыки в церкви и при дворе и других особенностях, составляющих специфику той или иной старинной музыкальной композиции.
Специфика
Наиболее важной составляющей аутентичного исполнительства является интерпретация оригинала. Она понимается не столько как воспроизведение («озвучивание») музыки, зафиксированной в нотах, сколько как творческая реконструкция. Под интерпретацией музыки Средневековья и раннего Возрождения (т. е. до того момента, когда сложилась концепция музыкального произведения как «законченного и целостного» – opus perfectum et absolutum) понимается даже «пересочинение» непосредственно в момент исполнения. Оригиналы, сохранившиеся в той или иной исторической нотации (например, пьесы в жанре фантазии в итальянской лютневой табулатуре, григорианский респонсорий в готической нотации), идеальный аутентист стремится интерпретировать именно по табулатуре или невменной записи, а не озвучивать их транскрипцию в «школьной» 5-линейной тактовой нотации.
При чрезвычайно бережном отношении к оригиналу аутентисты вместе с тем исходят из предпосылки, что в нотном памятнике как таковом отсутствуют важные детали практической реализации музыкального произведения. В поисках недостающих подробностей они обращаются к старинным учебным пособиям и трактатам о музыке. Из текстов эпохи барокко, например, широко используются «Искусство игры на клавесине» Ф. Куперена (1716), «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» И. И. Кванца (1752), «Опыт правильного способа игры на клавире» К. Ф. Э. Баха (1753, 1762), из более ранних – пособия и инструктивные предисловия к нотным сборникам А. Банкьери и А. Агаццари, «Syntagma musicum» М. Преториуса (в 3 томах, 1614–1620), «Musica getutscht» С. Вирдунга (1511), «Трактат о глосах» Д. Ортиса (1553) и многие другие.
«Историческая осведомлённость», обретённая в результате изучения памятников нотации, музыкальной педагогики, инструментоведения, теории музыки и т. п., предполагает умение определять состав и количество исполнителей (в том числе находить баланс вокального и инструментального начал), знание правил оснащения и настройки инструментов с учётом принятого в историческую эпоху эталона высоты и строя (см. Музыкальный строй, Темперация), выбор надлежащих темпов, владение стилистически достоверной импровизацией и орнаментикой, исполнительскими приёмами (штрихи, расстановка метрических акцентов – «хорошие и плохие ноты», агогика, динамика, артикуляция, контроль вибрато и др.), навык выполнять с ходу реализацию цифрованного баса. «Реконструируя» таким образом нотные памятники, аутентисты создают новые, в большей или меньшей степени дискуссионные, стилевые шаблоны. Например, в светской полифонической песне 15–16 вв. важнейший (по мнению редактора исполнительской версии) голос нередко поручается вокалисту, а остальные голоса распределяются среди инструментов – как если бы это была пьеса гомофонного склада; часто такую песню целиком аранжируют для ансамбля инструментов и значительно реже исполняют вокальным ансамблем а капелла (т. е. так, как предписывает нотный оригинал пьес указанного времени и жанра).
В целом нотация старинного оригинала в совокупности с названными и иными предпосылками его реконструкции/пересочинения открывают простор для многообразных исполнительских экспериментов.
Наиболее явно аутентичное исполнительство обнаруживает себя в использовании старинных, т. н. исторических, музыкальных инструментов: виолы да гамба, барочной скрипки (с жильными струнами, «аутентичным» смычком), клавесина, молоточкового фортепиано, натуральных труб и валторн (например, корно да качча), цинка, старинных разновидностей флейты (например, блокфлейты) и многих других. При этом «историческими» (англ. period instruments, франц. instruments d'époque) аутентисты называют как оригинальные инструменты, так и современные их копии, созданные по образцу (также на основе чертежей и описаний в теоретических трактатах) оригинальных. «Идеальным» считается исполнение старинного сочинения на подлинном историческом инструменте, например французские клавесинные сюиты середины/конца 17 в. – на инструментах семьи Рюккерс, органные токкаты мастеров северонемецкой органной школы – на органе А. Шнитгера и т. п.
Для аутентистов характерно исполнение высоких («женских») вокальных партий, написанных для певцов-кастратов, мужскими голосами (контратенорами) вместо женских. В некоторых региональных традициях церковной полифонии Возрождения и барокко сопрановый голос (например, mean в английской хоровой музыке 15–16 вв.) поручается мальчикам-дискантистам.
Аутентичным считается исполнение хоровой и оркестровой музыки небольшими составами – камерным хором и камерным оркестром (фактически ансамблем, ныне часто именуемым барочным оркестром), поскольку массивный симфонический оркестр и большой академический хор не были присущи старинной музыке. Некоторые радикальные аутентисты (Дж. Рифкин, С. Кёйкен, Э. Пэрротт, К. Юнгхенель, П. Маккриш, «Пёрселл-квартет») с 1980-х гг. внедряли такой метод исполнения барочной хоровой музыки, как «один голос на одну партию» (англ. one voice per part; сокращённо OVPP).
В области музыкального театра принципы исторической достоверности нередко ограничиваются музыкой и не распространяются на сценографию. При том что в 1970-е гг. были созданы знаменитые образцы аутентичных оперных постановок Н. Арнонкура и Ж.-П. Поннеля, в постановках барочных опер и балетов последних десятилетий иногда применяются эпатажные костюмы и декорации в духе постмодернизма (например, постановка оперы Ж.-Ф. Рамо «Галантные Индии» в Гран-театре Бордо, 2014). Одновременно (не только в опере, но и, например, в сольных концертах вокальной музыки) исполнители используют технику т. н. барочного жеста, который имеет риторическое значение и выражает фиксированный аффект.
Исторический очерк
Интерес к «подлинному» воспроизведению старинной музыки возник на рубеже 19–20 вв. Основателем движения традиционно считается британский музыкант и инструментальный мастер А. Долмеч. Во Франции в 1901 г. возникло «Общество концертов на старинных инструментах» (Société de concerts des instruments anciens), наиболее активным участником которого был А. Казадезюс. В Германии аналогичное общество (Vereinigung für alte Musik) основал в 1905 г. виолончелист К. Дёберайнер, много сделавший для возрождения в концертной практике виолы да гамба. А. Швейцер в 1900-х гг. выступил одним из инициаторов исполнения органной музыки старых мастеров на историческом органе. Эта инициатива позднее была подхвачена органистами и органостроителями Германии, где она вылилась в антиромантическое движение Orgelbewegung, которое шло под лозунгом «Назад к Зильберману!» (имелся в виду наиболее известный представитель династии инструментальных мастеров Г. Зильберман). С 1930-х гг. движение (под названием Organ Reform Movement) активно развивалось также в США.
«Аутентичные» тенденции наблюдались и в западной науке. Так, в 1931 г. немецкий музыковед А. Шеринг в монографии «Исполнительская практика старинной музыки» аргументировал исполнение хоровых сочинений И. С. Баха камерным составом из 12 человек (впрочем, тогда его аргументы не были услышаны). Возрождению клавесина как концертного инструмента способствовала концертная и педагогическая деятельность В. Ландовской.
В 1933 г. американский музыковед и дирижёр С. Кейп основал ансамбль Pro musica antiqua de Bruxelles со специализацией на музыке Средневековья и Возрождения, с которым успешно работал до 1967 г. (с перерывом в годы Второй мировой войны). В 1952 г. популярность ансамбля Кейпа послужила стимулом для создания ансамбля старинной музыки с похожим названием New York Pro musica antiqua (позднее сокращённого до New York Pro musica) под руководством Н. Гринберга, первого профессионального коллектива такого рода в США. Во 2-й половине 20 в. на первый план вышли корифеи HIP-движения: Т. Дарт, Г. Леонхардт, Н. Арнонкур, Т. Копман, Т. Пиннок, братья Б. Кёйкен, В. Кёйкен и С. Кёйкен, Ф. Брюгген, Ф. Херревеге, Дж. Э. Гардинер, К. Хогвуд, Р. Гёбель, Р. Якобс, У. Кристи, ансамбли средневековой музыки Alla Francesca, Gothic Voices (руководитель К. Пейдж), Micrologus, Organum, Sequentia и др. В 1980–1990-е гг. начали концертную деятельность представители нового поколения аутентистов, среди них К. Руссе, Судзуки Масааки, Д. Фазолис, М. Лонгини; в 2000-х гг. выдвинулись В. Дюместр, К. Плюхар, Р. Пишон, Э. Аим, Л. Мёнье. Многие аутентисты, по мере того как ширилось их общественное признание, организовывали и возглавляли собственные ансамбли/оркестры старинной музыки, среди наиболее известных – Cappella Coloniensis (Кёльн, 1954; старейший барочный оркестр), Concentus Musicus Wien, Collegium Vocale Gent (1970), The English Concert (1972), La Petite Bande, Musica Antiqua Köln, кембриджская Академия старинной музыки (1973), парижская La Chapelle royale (1977 – начало 2000-х гг.), English Baroque Soloists (1978), Les Arts Florissants, Берлинская академия старинной музыки (1982), Il Giardino Armonico, «Оркестр века Просвещения», Фрайбургский барочный оркестр, Le Concert des Nations, Bach Collegium Japan (1990), Les Talens Lyriques, Амстердамский барочный оркестр и хор (1992).
В СССР у истоков аутентичного исполнительства стояли существующие поныне ансамбли «Мадригал» (1965, Москва, основатель А. М. Волконский) и Hortus Musicus (1972, Таллин, основатель А. Мустонен). Значительный вклад в развитие аутентичного исполнительства в России внесли клавирист А. Б. Любимов и скрипачка Т. Т. Гринденко (во главе ансамбля «Академия старинной музыки»). Позднее выдвинулись Н. В. Кожухарь (руководитель ансамбля The Pocket Symphony, 1994, Москва), ансамбли Musica Petropolitana (1990, Санкт-Петербург), камерные оркестры Pratum integrum под руководством П. Г. Сербина (2003, Москва) и MusicAeterna под руководством Т. Курентзиса (2004, Новосибирск, с 2019 в Санкт-Петербурге), вокальный ансамбль Intrada под руководством Е. Ю. Антоненко (2006, Москва).
Развитию и популяризации аутентичного исполнительства способствуют международные фестивали старинной музыки, среди которых наиболее известны Инсбрукские недели старинной музыки, Фестиваль в Амброне, Бостонский фестиваль старинной музыки (с 1981, один раз в два года), Бонский фестиваль барочной оперы, Oude Muziek в Утрехте (Нидерланды; с 1982, ежегодно), Лондонский фестиваль барочной музыки (с 1984), летний фестиваль барочной и классической оперы в Дротнингхольмском придворном театре (с начала 1990-х гг., ежегодно), Laus Polyphoniae в Антверпене (с 1994, ежегодно), Earlymusic в Санкт-Петербурге (с 1998), Брайтонский фестиваль старинной музыки (Брайтон-и-Хоув, Великобритания; с 2002, ежегодно). Выступлениями аутентистов сопровождаются праздники и фестивали, связанные со старинными традициями народов и регионов Европы, например Calendimaggio (Майский праздник) в итальянском г. Ассизи.
В ряде западных стран организовано профессиональное обучение аутентичному исполнительству, зачастую обособленное от традиционных академических дисциплин. Среди авторитетных институций – Schola Cantorum Basiliensis (1933; с 1954 г. в составе Базельской музыкальной академии), Центр барочной музыки в Версале (1987), Гаагская и Амстердамская консерватории, лондонская Королевская академия музыки, Высшая школа музыки в Женеве, Консерватория Сан-Франциско, Консерватория Пибоди (в Балтиморе). В России обучение аутентистов организовано на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (1997).