Артюр Сен-Леон
Артю́р Сен-Лео́н (Arthur Saint-Léon; настоящее имя Шарль-Виктор-Артюр Мишель, Charles-Victor-Arthur Michel) (17.9.1821, Париж – 2.9.1870, там же), французский танцовщик, балетмейстер, педагог, скрипач.
Учился у своего отца – танцовщика и педагога Леона Мишеля (1767 или 1777 – 1853; в конце 1810-х гг., приехав в Вюртенберг, отец стал называть себя Мишель Сен-Леон).
Дебютировал как скрипач в 1834 г. в Штутгарте, как танцовщик в 1835 г. в Мюнхене. В 1837–1847 гг. гастролировал по Европе. В 1843 г. поставил в Риме балет «Маркитантка и форейтор» Э. Роллана, в 1849 г. в Париже – «Скрипку дьявола» Ч. Пуньи.
В 1859–1869 гг. в России. Постановки: «Сальтарелло, или Страсть к танцам» (1859, на собственную музыку), «Грациелла, или Любовная ссора» (1860) и «Сирота Теолинда, или Дух долины» (1862; оба – Пуньи), «Пакеретта» Ф. Венуа и Ч. Пуньи (1860), «Севильская жемчужина» С. Пинто и Пуньи (1861), «Пламя любви, или Саламандра» («Фиаметта, или Торжество любви») Л. Минкуса (1863).
Танцевальное богатство, возможности для раскрытия творческой индивидуальности, которые предоставлял исполнителям балет «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи (1864), сделали его одним из самых популярных балетов на российской сцене в 19 в. Менее удачным оказался второй балет на русский сюжет – «Золотая рыбка» Л. Минкуса (1867).
В Париже в 1870 г. Сен-Леон поставил свой лучший балет – «Коппелия» Л. Делиба.
Спектакли Сен-Леона знаменовали упадок балета эпохи романтизма, что проявилось в облегчённости содержания, обилии внешних эффектов, эклектике выразительных средств. В то же время его хореографические находки в области виртуозного классического танца (преимущественно сольного) и характерного танца способствовали развитию техники, обогащению лексики балета.
Среди учениц Сен-Леона – Ф. Черрито, А. Гранцова.
Создатель системы записи танца – стенохореографии.