Музыканты

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Шостако́вич Дми́трий Дми́триевич [12(25).9.1906, Санкт-Петербург – 9.8.1975, Москва], российский композитор, пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966).

Сын инженера-химика Дмитрия Болеславовича Шостаковича (1875–1922) и пианистки Софьи Васильевны Кокоулиной (1878–1955). В 1923 г. окончил как пианист (класс ), в 1925 г. как композитор (класс ), в 1930 г. – аспирантуру под руководством Штейнберга. Член Ленинградского отделения (с 1926).

В 1925 г. состоялся первый авторский концерт Д. Д. Шостаковича, в 1927 г. изданы первые сочинения. В 1927 г. Шостакович получил почётный диплом 1-го Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве, выступал в Польше и Германии (в том числе с исполнением собственных сочинений).

Индивидуальный стиль композитора впервые продемонстрировала Симфония № 1 (1925, дипломная работа), в которой он обратился к конфликтной музыкальной драматургии (в русле «психологической драмы» ) и бытовым жанрам, трактованным в ироничном ключе (впервые исполнена в 1926 под управлением , в 1927 прозвучала за рубежом).

В ряде сочинений 2-й половины 1920-х – 1-й половины 1930-х гг., начиная с Фортепианной сонаты № 1 (1926), фортепианного цикла «Афоризмы» (1927), одночастной Симфонии № 2 с заключительным хором («Октябрю», 1927), Д. Д. Шостакович экспериментировал в области музыкального языка и формы и проявил себя отчасти как . В 1928–1929 гг. сотрудничал с московским театром в качестве пианиста и композитора, в 1929 г. здесь поставлена пьеса «Клоп» с музыкой Шостаковича. В сатирической опере (1928, либретто , Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и Шостаковича по одноимённой повести ; поставлена в 1930, ) композитор использовал (под влиянием оперы ), в оркестре (камерный состав с расширенной группой ударных) и вокальных партиях – элементы , шумовые и изобразительные эффекты.

Для балетов «Золотой век» (1930, ), «Болт» (1931, там же) и (1935, МАЛЕГОТ), написанных на современные сюжеты, характерно использование бытовых жанров и принципа монтажа. На основе балетной музыки Д. Д. Шостакович создал 5 балетных сюит (1931, 1949, 1951, 1952, 1953).

С 1920-х гг. много работал над музыкой к спектаклям (в том числе , 1932, , Москва) и фильмам (широко известны «Песня о встречном» из фильма «Встречный», 1932, Романс из фильма «Овод», 1955).

Выступал как пианист, в 1933 г. исполнил сольную партию при первом исполнении своего Первого фортепианного концерта (дирижёр ), в 1935 г. гастролировал в Турции с исполнением своих сочинений. Преподавал в Ленинградской (с 1937) и (1943–1948) консерваториях (профессор с 1939), среди учеников – , , , , .

Центральное произведение Д. Д. Шостаковича в области музыкального театра – опера (по авторскому определению «трагедия-сатира») (1932, либретто А. Г. Прейса и Д. Д. Шостаковича по одноимённой повести , поставлена в 1934, МАЛЕГОТ), в которой трагический конфликт реалистического сюжета приобрёл большую художественную ёмкость. Карикатурные музыкальные портреты отрицательных персонажей и натуралистическая звукоизобразительность в оркестре соседствуют с открытой лирикой в партии главной героини, нарочито пошлые мелодические обороты парадоксально сочетаются с мрачными сценическими ситуациями. Динамика сквозной музыкально-сценической драматургии, экспрессия вокальных партий наследуют традиции . Опере сопутствовал успех в СССР и за рубежом (в 1935 поставлена в США, Швеции, Аргентине, Великобритании и Чехословакии), однако после посещения спектакля Большого театра (26 января 1936) в газете от 28 января 1936 г. () вышла редакционная статья «Сумбур вместо музыки» с жёсткой критикой в адрес Шостаковича. 6 февраля 1936 г. в «Правде» (№ 36. С. 3) появилась редакционная статья «Балетная фальшь» по поводу постановки балета «Светлый ручей» в московском Большом театре. Под официально объявленной борьбой за «простоту» в искусстве, а по сути в связи с вульгаризацией понятий реализма и народности, оперы и балеты Шостаковича надолго исчезли из репертуара советских театров.

Написанная в 1936 г. Симфония № 4 отличается нестандартным соотношением частей (огромный финал превышает каждую из предыдущих частей) и свидетельствует о продолжении традиций .

Одно из лучших сочинений Д. Д. Шостаковича – (1937), более традиционная по форме, примечательная значительной ролью в I части (полифоническое изложение тем стало характерным для Шостаковича), «театральной» инструментовкой в скерцо (солирующие тембры), лирическим медленным Largo. , под управлением которого она впервые прозвучала в 1937 г., стал ведущим исполнителем симфонической музыки Шостаковича при жизни композитора, дирижировал премьерами симфоний № 6 (1939), (1943), № 9 (1945), № 10 (1953).

Над (посвящена «городу Ленинграду») Д. Д. Шостакович начал работать в июле 1941 г. в блокадном Ленинграде, в начале октября был эвакуирован в Москву, затем в Куйбышев, где 5 марта 1942 г. состоялось её эвакуированным оркестром Большого театра (дирижёр ). 19 июля 1942 г. Симфония № 7 впервые прозвучала в США под управлением (радиопремьера). 9 августа 1942 г. исполнена в осаждённом Ленинграде под руководством , стала символом борьбы с фашизмом и самым известным сочинением Шостаковича во всём мире (Сталинская премия, 1942; ранее, в 1941, Шостаковичу присуждена Сталинская премия за Фортепианный квинтет, 1940, впервые исполненный в Москве автором и ).

Симфонию № 8 (1943, посвящена Мравинскому) отличают нестандартное количество частей в цикле (5) и их жанровый состав; в III и IV частях использованы барочные жанры ( и ), трактованные в типичном для Д. Д. Шостаковича ключе. В 1946 г. получил Сталинскую премию за Фортепианное трио № 2 (памяти , 1944). В 1947 г. принял участие в фестивале «Пражская весна» как пианист и композитор.

В 1948 г. Д. Д. Шостакович вновь подвергся официальной критике и обвинениям в «формализме» [Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели», опубликовано 11 февраля 1948 в газете «Правда» ()]. Шостакович с его выраженной склонностью к рефлексии, чуждавшийся публичных споров и обсуждений, выразил согласие с критикой, в результате появилось несколько «идеологически выдержанных» сочинений, среди которых – оратория (слова ), написанная в диатонической манере (1949; Сталинская премия, 1950, за ораторию и музыку к фильму «Падение Берлина»). Одновременно продолжал сочинять в специфическом для него гармоническом стиле: в 1948 г. написаны Концерт для скрипки с оркестром № 1 (исполнен в 1955, солист ) и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (исполнен в 1955 при участии автора) и др. В 1951 г. создал «Десять поэм» для смешанного хора без сопровождения на стихи русских революционных поэтов (Сталинская премия, 1952). Полифонические эксперименты Шостаковича сконцентрированы в цикле «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951).

На протяжении последних 20 лет жизни Д. Д. Шостакович был признан классиком советской музыки и являлся её «знаменем» на международной арене. В 1958 г. выступил в Париже (зал Шайо) как пианист (с исполнением своих фортепианных концертов, в том числе Концерта № 2, написанного в 1957, прелюдий и фуг), в 1962 г. посетил , программа которого была составлена преимущественно из его сочинений. В 1960–1968 гг. руководил . В 1961 г. в Москве состоялась премьера его Симфонии № 4, вернулись на сцену оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (во 2-й редакции, под названием «Катерина Измайлова», 1963, ) и «Нос» (1974, ). В течение последующих лет «Катерина Измайлова» пользовалась необычайной популярностью на мировой сцене, её премьеры прошли в Латвийской ССР (1963, ), Югославии (1964, Хорватский национальный театр; 1967, ), Италии (1964, театр , поставлена в 1-й редакции), Финляндии (1964, ), Франции (1964, Опера Ниццы), Австрии (1965, ), Украинской ССР (1965, ), Венгрии (1965, ), Эстонской ССР (1966, театр ), Германской Демократической Республике (1969, ; 1973, ), Польше (1976, ) и др. В 1965 г. издательством опубликованы клавир и партитура 2-й редакции. В 1966 г. состоялась экранизация оперы с в заглавной роли (режиссёр М. Шапиро; Золотая пальмовая ветвь , 1967). В 1978 г. (уже после смерти автора) впервые исполнена в концертной версии незавершённая опера «Игроки» (по ; Ленинград, дирижёр ).

В 1953 г. была создана Симфония № 10, продолжившая линию трагических симфоний (№ 4–8) и одновременно ознаменовавшая начало позднего творчества Д. Д. Шостаковича. В III и IV частях Шостакович использовал мотив (с характерным интервалом уменьшённой кварты) – музыкальную монограмму, обозначающую инициалы композитора (DSCH – Д. Ш[остакович]), в связи с чем Симфонию № 10 считают «личным манифестом» автора. Подобная автобиографичность свойственна (1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны), здесь d-es-c-h становится лейтмотивом всего сочинения (первый исполнитель – Квартет имени Бетховена).

Среди сочинений 1950-х – начала 1960-х гг.: Праздничная увертюра (1954; Международная премия Мира, 1954), программные симфонии – № 11 «1905 год» (1957; Ленинская премия, 1958), № 12 «1917 год» (1961), музыкальная комедия «Москва, Черёмушки» (либретто и М. А. Червинского, 1958, поставлена в 1959, , экранизирована в 1962). Симфония № 13 (1962) имеет признаки (для баса, мужского хора и оркестра, текст – 5 стихотворений ), I часть («Бабий Яр») посвящена . Поэма для солистов, хора и оркестра «Казнь Степана Разина» (1964, на стихи Евтушенко; Государственная премия СССР, 1968) – кульминация эпической линии в творчестве Д. Д. Шостаковича.

Теме смерти посвящены камерные симфонии № 14 (1969, на стихи , , и ; посвящена ) и № 15 (1971). Прототипом Симфонии № 14, по словам автора, послужили М. П. Мусоргского. В I части Симфонии № 15 и некоторых других поздних сочинениях использованы элементы . В ряде последних произведений присутствуют автоцитаты и цитаты из музыки других композиторов: и – в Симфонии № 15, и – в финале Сонаты для альта и фортепиано (последнее сочинение Д. Д. Шостаковича, 1975). Среди последних произведений – струнные квартеты № 14 (1973, Государственная премия РСФСР, 1974) и № 15 (1974), (1974, 2-я редакция с оркестром – 1975).

Среди многочисленных работ Д. Д. Шостаковича в кино – музыка к фильмам (1964, премия 1-го Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму) и «Король Лир» (1970; оба – режиссёр ).

Осуществил музыкальную редакцию и инструментовку сочинений М. П. Мусоргского: опер (впервые прозвучала в экранизации, 1959) и (1959, Ленинградский театр оперы и балета), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (в инструментовке Д. Д. Шостаковича впервые исполнен в 1962 в Горьком, ныне Нижний Новгород).

Член Американской академии искусств и наук (1959). Награждён орденами Ленина (1946, 1956, 1966).

В 1966–2014 гг. существовал , который был первым исполнителем многих квартетов композитора и произведений других отечественных авторов. В 1996 г. Международным благотворительным фондом учреждена Премия имени Шостаковича.

В 1982 г. по инициативе в возобновлены постановки балета «Золотой век» с новым либретто и расширенным составом оркестра; в 2006 г. появилась новая, двухактная редакция.

Сын – пианист и дирижёр (род. 1938).

В 1995 г. третья жена композитора, Ирина Антоновна Шостакович (урождённая Супинская, род. 1934), основала в Париже Международную ассоциацию Д. Д. Шостаковича (Association Internationale 'Dimitri Chostakovitch'), способствующую продвижению его музыки, в 1997 г. в Москве – издательство DSCH, основная деятельность которого связана с публикацией нового полного собрания его сочинений.

Редакция музыки
  • Российские композиторы
  • Советские композиторы
  • Профессора Санкт-Петербургской консерватории
  • Авторы симфоний