Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Шостако́вич Дми́трий Дми́триевич [12(25).9.1906, Санкт-Петербург – 9.8.1975, Москва], российский композитор, пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966).
Сын инженера-химика Дмитрия Болеславовича Шостаковича (1875–1922) и пианистки Софьи Васильевны Кокоулиной (1878–1955). В 1923 г. окончил Петроградскую консерваторию как пианист (класс Л. В. Николаева), в 1925 г. как композитор (класс М. О. Штейнберга), в 1930 г. – аспирантуру под руководством Штейнберга. Член Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки (с 1926).
В 1925 г. состоялся первый авторский концерт Д. Д. Шостаковича, в 1927 г. изданы первые сочинения. В 1927 г. Шостакович получил почётный диплом 1-го Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве, выступал в Польше и Германии (в том числе с исполнением собственных сочинений).
Индивидуальный стиль композитора впервые продемонстрировала Симфония № 1 (1925, дипломная работа), в которой он обратился к конфликтной музыкальной драматургии (в русле «психологической драмы» П. И. Чайковского) и бытовым жанрам, трактованным в ироничном ключе (впервые исполнена в 1926 оркестром Ленинградской филармонии под управлением Н. А. Малько, в 1927 прозвучала за рубежом).
В ряде сочинений 2-й половины 1920-х – 1-й половины 1930-х гг., начиная с Фортепианной сонаты № 1 (1926), фортепианного цикла «Афоризмы» (1927), одночастной Симфонии № 2 с заключительным хором («Октябрю», 1927), Д. Д. Шостакович экспериментировал в области музыкального языка и формы и проявил себя отчасти как авангардист. В 1928–1929 гг. сотрудничал с московским театром В. Э. Мейерхольда в качестве пианиста и композитора, в 1929 г. здесь поставлена пьеса «Клоп» В. В. Маяковского с музыкой Шостаковича. В сатирической опере «Нос» (1928, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и Шостаковича по одноимённой повести Н. В. Гоголя; поставлена в 1930, Малый Ленинградский оперный театр) композитор использовал атональность (под влиянием оперы А. Берга «Воццек»), в оркестре (камерный состав с расширенной группой ударных) и вокальных партиях – элементы сонорики, шумовые и изобразительные эффекты.
Для балетов «Золотой век» (1930, Ленинградский театр оперы и балета), «Болт» (1931, там же) и «Светлый ручей» (1935, МАЛЕГОТ), написанных на современные сюжеты, характерно использование бытовых жанров и принципа монтажа. На основе балетной музыки Д. Д. Шостакович создал 5 балетных сюит (1931, 1949, 1951, 1952, 1953).
С 1920-х гг. много работал над музыкой к спектаклям (в том числе «Гамлет» У. Шекспира, 1932, Театр имени Евгения Вахтангова, Москва) и фильмам (широко известны «Песня о встречном» из фильма «Встречный», 1932, Романс из фильма «Овод», 1955).
Выступал как пианист, в 1933 г. исполнил сольную партию при первом исполнении своего Первого фортепианного концерта (дирижёр Ф. Штидри), в 1935 г. гастролировал в Турции с исполнением своих сочинений. Преподавал в Ленинградской (с 1937) и Московской (1943–1948) консерваториях (профессор с 1939), среди учеников – К. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский.
Центральное произведение Д. Д. Шостаковича в области музыкального театра – опера (по авторскому определению «трагедия-сатира») «Леди Макбет Мценского уезда» (1932, либретто А. Г. Прейса и Д. Д. Шостаковича по одноимённой повести Н. С. Лескова, поставлена в 1934, МАЛЕГОТ), в которой трагический конфликт реалистического сюжета приобрёл большую художественную ёмкость. Карикатурные музыкальные портреты отрицательных персонажей и натуралистическая звукоизобразительность в оркестре соседствуют с открытой лирикой в партии главной героини, нарочито пошлые мелодические обороты парадоксально сочетаются с мрачными сценическими ситуациями. Динамика сквозной музыкально-сценической драматургии, экспрессия вокальных партий наследуют традиции М. П. Мусоргского. Опере сопутствовал успех в СССР и за рубежом (в 1935 поставлена в США, Швеции, Аргентине, Великобритании и Чехословакии), однако после посещения спектакля Большого театра И. В. Сталиным (26 января 1936) в газете «Правда» от 28 января 1936 г. (№ 27. С. 3) вышла редакционная статья «Сумбур вместо музыки» с жёсткой критикой в адрес Шостаковича. 6 февраля 1936 г. в «Правде» (№ 36. С. 3) появилась редакционная статья «Балетная фальшь» по поводу постановки балета «Светлый ручей» в московском Большом театре. Под официально объявленной борьбой за «простоту» в искусстве, а по сути в связи с вульгаризацией понятий реализма и народности, оперы и балеты Шостаковича надолго исчезли из репертуара советских театров.
Написанная в 1936 г. Симфония № 4 отличается нестандартным соотношением частей (огромный финал превышает каждую из предыдущих частей) и свидетельствует о продолжении традиций Г. Малера.
Одно из лучших сочинений Д. Д. Шостаковича – Симфония № 5 (1937), более традиционная по форме, примечательная значительной ролью полифонии в I части (полифоническое изложение тем стало характерным для Шостаковича), «театральной» инструментовкой в скерцо (солирующие тембры), лирическим медленным Largo. Е. А. Мравинский, под управлением которого она впервые прозвучала в 1937 г., стал ведущим исполнителем симфонической музыки Шостаковича при жизни композитора, дирижировал премьерами симфоний № 6 (1939), № 8 (1943), № 9 (1945), № 10 (1953).
Над Симфонией № 7 (посвящена «городу Ленинграду») Д. Д. Шостакович начал работать в июле 1941 г. в блокадном Ленинграде, в начале октября был эвакуирован в Москву, затем в Куйбышев, где 5 марта 1942 г. состоялось её первое исполнение эвакуированным оркестром Большого театра (дирижёр С. А. Самосуд). 19 июля 1942 г. Симфония № 7 впервые прозвучала в США под управлением А. Тосканини (радиопремьера). 9 августа 1942 г. исполнена в осаждённом Ленинграде под руководством К. И. Элиасберга, стала символом борьбы с фашизмом и самым известным сочинением Шостаковича во всём мире (Сталинская премия, 1942; ранее, в 1941, Шостаковичу присуждена Сталинская премия за Фортепианный квинтет, 1940, впервые исполненный в Москве автором и Квартетом имени Бетховена).
Симфонию № 8 (1943, посвящена Мравинскому) отличают нестандартное количество частей в цикле (5) и их жанровый состав; в III и IV частях использованы барочные жанры (токката и пассакалия), трактованные в типичном для Д. Д. Шостаковича ключе. В 1946 г. получил Сталинскую премию за Фортепианное трио № 2 (памяти И. И. Соллертинского, 1944). В 1947 г. принял участие в фестивале «Пражская весна» как пианист и композитор.
В 1948 г. Д. Д. Шостакович вновь подвергся официальной критике и обвинениям в «формализме» [Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели», опубликовано 11 февраля 1948 в газете «Правда» (№ 42. C. 1)]. Шостакович с его выраженной склонностью к рефлексии, чуждавшийся публичных споров и обсуждений, выразил согласие с критикой, в результате появилось несколько «идеологически выдержанных» сочинений, среди которых – оратория «Песнь о лесах» (слова Е. А. Долматовского), написанная в диатонической манере (1949; Сталинская премия, 1950, за ораторию и музыку к фильму «Падение Берлина»). Одновременно продолжал сочинять в специфическом для него гармоническом стиле: в 1948 г. написаны Концерт для скрипки с оркестром № 1 (исполнен в 1955, солист Д. Ф. Ойстрах) и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (исполнен в 1955 при участии автора) и др. В 1951 г. создал «Десять поэм» для смешанного хора без сопровождения на стихи русских революционных поэтов (Сталинская премия, 1952). Полифонические эксперименты Шостаковича сконцентрированы в цикле «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951).
На протяжении последних 20 лет жизни Д. Д. Шостакович был признан классиком советской музыки и являлся её «знаменем» на международной арене. В 1958 г. выступил в Париже (зал Шайо) как пианист (с исполнением своих фортепианных концертов, в том числе Концерта № 2, написанного в 1957, прелюдий и фуг), в 1962 г. посетил Эдинбургский международный фестиваль, программа которого была составлена преимущественно из его сочинений. В 1960–1968 гг. руководил Союзом композиторов РСФСР. В 1961 г. в Москве состоялась премьера его Симфонии № 4, вернулись на сцену оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (во 2-й редакции, под названием «Катерина Измайлова», 1962, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) и «Нос» (1974, Московский камерный музыкальный театр). В течение последующих лет «Катерина Измайлова» пользовалась необычайной популярностью на мировой сцене, её премьеры прошли в Латвийской ССР (1963, Государственный академический театр оперы и балета), Югославии (1964, Хорватский национальный театр; 1967, Национальный театр Белграда), Италии (1964, театр «Ла Скала», поставлена в 1-й редакции), Финляндии (1964, Финская национальная опера), Франции (1964, Опера Ниццы), Австрии (1965, Венская государственная опера), Украинской ССР (1965, Театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко), Венгрии (1965, Венгерский государственный оперный театр), Эстонской ССР (1966, театр «Ванемуйне»), Германской Демократической Республике (1969, Лейпцигская опера; 1973, Берлинская опера), Польше (1976, «Театр Вельки») и др. В 1965 г. издательством «Музыка» опубликованы клавир и партитура 2-й редакции. В 1966 г. состоялась экранизация оперы с Г. П. Вишневской в заглавной роли (режиссёр М. Шапиро; Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, 1967). В 1978 г. (уже после смерти автора) впервые исполнена в концертной версии незавершённая опера «Игроки» (по Н. В. Гоголю; Ленинград, дирижёр Г. Н. Рождественский).
В 1953 г. была создана Симфония № 10, продолжившая линию трагических симфоний (№ 4–8) и одновременно ознаменовавшая начало позднего творчества Д. Д. Шостаковича. В III и IV частях Шостакович использовал мотив D-S-C-H (с характерным интервалом уменьшённой кварты) – музыкальную монограмму, обозначающую инициалы композитора (DSCH – Д. Ш[остакович]), в связи с чем Симфонию № 10 считают «личным манифестом» автора. Подобная автобиографичность свойственна Квартету № 8 (1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны), здесь d-es-c-h становится лейтмотивом всего сочинения (первый исполнитель – Квартет имени Бетховена).
Среди сочинений 1950-х – начала 1960-х гг.: Праздничная увертюра (1954; Международная премия Мира, 1954), программные симфонии – № 11 «1905 год» (1957; Ленинская премия, 1958), № 12 «1917 год» (1961), музыкальная комедия «Москва, Черёмушки» (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена в 1959, Московский театр оперетты, экранизирована в 1962). Симфония № 13 (1962) имеет признаки оратории (для баса, мужского хора и оркестра, текст – 5 стихотворений Е. А. Евтушенко), I часть («Бабий Яр») посвящена исторической трагедии еврейского народа. Поэма для солистов, хора и оркестра «Казнь Степана Разина» (1964, на стихи Евтушенко; Государственная премия СССР, 1968) – кульминация эпической линии в творчестве Д. Д. Шостаковича.
Теме смерти посвящены камерные симфонии № 14 (1969, на стихи Ф. Гарсия Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке; посвящена Б. Бриттену) и № 15 (1971). Прототипом Симфонии № 14, по словам автора, послужили «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского. В I части Симфонии № 15 и некоторых других поздних сочинениях использованы элементы серийной техники. В ряде последних произведений присутствуют автоцитаты и цитаты из музыки других композиторов: Дж. Россини и Р. Вагнера – в Симфонии № 15, Л. ван Бетховена и Р. Штрауса – в финале Сонаты для альта и фортепиано (последнее сочинение Д. Д. Шостаковича, 1975). Среди последних произведений – струнные квартеты № 14 (1973, Государственная премия РСФСР, 1974) и № 15 (1974), «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти» (1974, 2-я редакция с оркестром – 1975).
Среди многочисленных работ Д. Д. Шостаковича в кино – музыка к фильмам «Гамлет» (1964, премия 1-го Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму) и «Король Лир» (1970; оба – режиссёр Г. М. Козинцев).
Осуществил музыкальную редакцию и инструментовку сочинений М. П. Мусоргского: опер «Хованщина» (впервые прозвучала в экранизации, 1959) и «Борис Годунов» (1959, Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (в инструментовке Д. Д. Шостаковича впервые исполнен в 1962 в Горьком, ныне Нижний Новгород).
Член Американской академии искусств и наук (1959). Награждён орденами Ленина (1946, 1956, 1966).
В 1966–2014 гг. существовал Государственный квартет имени Д. Д. Шостаковича, который был первым исполнителем многих квартетов композитора и произведений других отечественных авторов. В 1996 г. Международным благотворительным фондом Ю. А. Башмета учреждена Премия имени Шостаковича.
В 1982 г. по инициативе Ю. Н. Григоровича в Большом театре возобновлены постановки балета «Золотой век» с новым либретто и расширенным составом оркестра; в 2006 г. появилась новая, двухактная редакция.
Сын – пианист и дирижёр М. Д. Шостакович (род. 1938).
В 1995 г. третья жена композитора, Ирина Антоновна Шостакович (урождённая Супинская, род. 1934), основала в Париже Международную ассоциацию Д. Д. Шостаковича (Association Internationale 'Dimitri Chostakovitch'), способствующую продвижению его музыки, в 1997 г. в Москве – издательство DSCH, основная деятельность которого связана с публикацией нового полного собрания его сочинений.