Адан Адольф
Ада́н Адо́льф, Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adam) (24.7.1803, Париж – 3.5.1856, там же), французский композитор, педагог, музыкальный критик, писатель.
Сын Луи (Иоганна Людвига) Адана (1758–1848), профессора Парижской консерватории по классу фортепиано. Музыкальное образование, начатое дома и в пансионах, завершил в Парижской консерватории, здесь учился в 1817–1825 гг. у Ф. Бенуа (орган), А. Рейхи (контрапункт) и Ф.-А. Буальдьё (композиция). Ещё будучи школьником, Адан уговорил отца позаниматься с ним композицией, однако, несмотря на успехи, отец не желал для него карьеры музыканта: «...он предпочёл бы видеть меня служащим в конторе или канцелярии, но всё его противодействие ограничилось тем, что он оставил меня без денег» (Биографические заметки // Адан А. Ш. Воспоминания музыканта. Москва, 2003. С. 15). В результате именно Буальдьё, по словам самого Адана, оказал на его творческое формирование самое сильное влияние.
В начале профессионального пути А. Адан некоторое время колебался между церковной музыкой и театром, но сомнения разрешились с поступлением в оркестр театра «Жимназ» (Париж), где он играл на треугольнике. Именно тогда Адан впервые попал в мир парижской богемы, расцвет которой пришёлся на середину 19 в., и несколько позднее стал – как композитор и музыкальный критик – выразителем её умонастроений. Первые творческие успехи (положительный отзыв и 2-я Римская премия в конкурсах Института Франции, сочинение музыкальных номеров к водевилям для «театров Бульваров») были достаточно скромными, поскольку Адан отказался от использования имени и протекции своего отца.
Кроме Парижа Адан некоторое время жил в Лондоне (1832–1833), Санкт-Петербурге (1839–1840) и Берлине (1840).
Дебют Адана как оперного композитора состоялся в 1829 г.: написанная по заказу театра «Опера-Комик» опера с «русским сюжетом» «Пётр и Екатерина» была тепло принята парижской публикой. За свою жизнь Адан написал более 40 опер, но, отвечая на страницах газеты Constitutionnel (4 января 1855) своим критикам, не без иронии назвал себя сочинителем «музыки невысокого полёта [petite musique]» (цит. по: Чернодубровская. 2006. С. 160). Действительно, в его музыкальном наследии преобладают комические оперы, которые, безусловно, предвосхищают творчество «короля французской оперетты» Ж. Оффенбаха. Самый шумный успех выпал на долю комической оперы Адана «Почтальон из Лонжюмо», премьера которой состоялась 13 октября 1836 г. в «Опера-Комик». Эта опера с непритязательным сюжетом обошла сцены многих европейских театров, была поставлена в Санкт-Петербурге и Москве; публика полюбила её легко запоминающиеся мелодии, близкие французским бытовым песням. Не меньшим успехом пользовалась в России и другая комическая опера Адана – «Престонский пивовар» (1838): находясь в Санкт-Петербурге, Адан поставил её и лично дирижировал спектаклем, посвятив партитуру императору Николаю I. В 1839 г. состоялась её премьера и на сцене московского Большого театра. Из других опер Адана наиболее известны: «Хижина» (1834), «Король Ивето» (1842, вдохновлена стихотворением П.-Ж. Беранже), «Нюрнбергская кукла» (1852, по новелле Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек»), «Фальстаф» (1856, по У. Шекспиру).
В историю музыки А. Адан вошёл прежде всего как автор романтического балета «Жизель, или Виллисы» (поставлен в парижской «Гранд-Опера» в 1841). «Жизель» появилась на сцене в годы расцвета романтизма в европейском искусстве и сыграла огромную роль в судьбе этого направления в балетном театре. Характерное для романтизма «двоемирие» – противопоставление житейской драмы обманутой девушки-крестьянки (1-й акт) и мистической фантазии (2-й акт) – нашло воплощение в музыке Адана. Здесь композитор широко использовал приём лейтмотивных характеристик задолго до Р. Вагнера. Через год после парижской премьеры, ознаменовавшейся восхождением новой «звезды» романтического танца Карлотты Гризи, балет был поставлен в Санкт-Петербурге, а в 1843 г. – в московском Большом театре, причём в роли Жизели москвичи увидели выдающуюся петербургскую балерину Е. И. Андреянову, первую исполнительницу партии Жизели на русской сцене (она выбрала этот балет для своего бенефиса). «Жизель», поныне входящая в «золотой фонд» российских театров, остаётся одним из излюбленных балетов отечественной публики, но его судьба во Франции оказалась не столь счастливой: исчезнувшая из репертуара французских театров вскоре после премьеры, «Жизель» была с большим успехом возвращена на родину гастролями балета Большого театра лишь в середине 20 в.
Перу А. Адана принадлежит около 10 балетов; точное их число установить затруднительно, поскольку он, как и многие другие композиторы, нередко использовал собственную музыку в последующих сочинениях. Кроме «Жизели» наиболее известны: «Фауст» (1833), «Дева Дуная» (1836), «Морской разбойник» (1840), «Гентская красавица» (1842), «Своенравная жена» (1845), «Орфа» (1852), «Корсар» (1856). Балет «Морской разбойник» был написан в Санкт-Петербурге в театральном сезоне 1839/1840 для знаменитой танцовщицы Марии Тальони, которая и пригласила Адана в Россию; партитура «Морского разбойника» посвящена императрице Александре Фёдоровне. Адан, имевший в Петербурге большой успех как композитор, получил лестное предложение стать музыкальным директором Императорских театров (вместо внезапно скончавшегося К. А. Кавоса), но, как и маркиз де Кюстин, посетивший Россию в то же время, поспешил её покинуть, простудившись на русском морозе и едва не скончавшись от горячки. Балет «Корсар», разумеется, не охватывающий сюжета байроновской поэмы, начиная с петербургской постановки 1858 г., на русской сцене принято дополнять вставными номерами разных композиторов – Ч. Пуньи, Л. Делиба и др.
1840-е гг. стали для Адана счастливым периодом признания не только у широкой публики, но и у коллег: в 1844 г. его избрали членом Института Франции, а в 1847 г. он основал собственный оперный Национальный театр, который, однако, просуществовал лишь несколько месяцев и закрылся из-за революционных событий, охвативших Париж. Адан, вложивший в театр свои сбережения, к тому же обременённый банковскими займами, оказался без средств к существованию: «...долг мой составил 70 000 франков... <...> Нечего было и думать покрыть такие долги сочинением музыки, и передо мной замаячило самое мрачное будущее» (Биографические заметки // Адан А. Ш. Воспоминания музыканта. Москва, 2003. С. 35–36).
Имея давний опыт сотрудничества с периодическими изданиями, Адан последние 8 лет жизни зарабатывал трудом журналиста и литератора. Он с успехом вёл еженедельную колонку музыкальной критики сначала в газете Constitutionnel, затем – в Assemblée Nationale, однако признавался: «...выводить ноты мне было сподручнее, чем буквы» (Биографические заметки // Адан А. Ш. Воспоминания музыканта. Москва, 2003. С. 36). Поэтому он не оставлял сочинение музыки и вёл класс композиции (с 1848) в Парижской консерватории; здесь его лучшим учеником был Л. Делиб.
Словесный дар А. Адана был по достоинству оценён современниками. Наряду с Г. Берлиозом он считается крупнейшим музыкальным критиком Франции 1-й половины 19 в., а его журналистские и литературные произведения, уже после его кончины объединённые в 2 тома («Воспоминания музыканта», 1857; «Последние воспоминания музыканта», 1859), неоднократно переиздавались во Франции. В год 200-летнего юбилея Адана (2003) его избранные литературные произведения впервые вышли на русском языке.
Кавалер (1836), офицер (1847) ордена Почётного легиона.