Васильев Владимир Викторович
Васи́льев Влади́мир Ви́кторович (род. 18.4.1940, Москва), российский артист балета, хореограф, народный артист СССР (1973).
Один из выдающихся танцовщиков 20 в., изменивших представление о выразительных и технических возможностях исполнителя в балете.
В 1958 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии; класс М. М. Габовича), в 1982 г. – балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1958–1988 гг. танцевал в Большом театре (в 1995–2000 художественный руководитель – директор). В первые же сезоны исполнил партии Данилы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Иванушки («Конёк-горбунок» Р. К. Щедрина, балетмейстер А. И. Радунский, 1960, первый исполнитель) и Базиля («Дон Кихот» Л. Минкуса) и вошёл в число ведущих мастеров хореографии. Внешний облик танцовщика среднего роста, не обладавшего самодостаточной красотой линий и изысканностью манер (из училища выпускался как демихарактерный танцовщик), противоречил сложившимся представлениям о балетных героях романтического амплуа. Но в «Каменном цветке» и «Дон Кихоте» обладатель первоклассной координации и огромного прыжка установил новый для балета своего времени уровень виртуозности. Кроме того, он подкупал естественностью и безграничным сценическим обаянием. На этом этапе укрепился и сложившийся ещё в школе сценический дуэт с Е. С. Максимовой (жена Васильева), признанный одним из самых гармоничных в истории мирового балета.
Значительное влияние на творчество Васильева оказал К. Я. Голейзовский, поставивший для него концертный номер «Нарцисс» на музыку Н. Н. Черепнина (1960) и партию Меджнуна в балете «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964).
На протяжении 1960–1970-х гг. Васильев – непревзойдённый исполнитель рассчитанных специально на него центральных партий в балетах Ю. Н. Григоровича (принимал активное участие и в их создании): Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. И. Чайковского, 1966), Спартак («Спартак» А. И. Хачатуряна, 1968; премия Ленинского комсомола, 1968; Ленинская премия, 1970), Иван IV («Иван Грозный» на музыку Прокофьева, 1975), Сергей («Ангара» А. Я. Эшпая, 1976; Государственная премия СССР, 1977). Во многом благодаря этому сотрудничеству в 1960-е гг. формировался новый взгляд на роль балетного танцовщика, ставшего равноправным с балериной.
Пополнив свой репертуар академическими партиями (Альберт – «Жизель» А. Адана, Принц Дезире – «Спящая красавица» Чайковского, Ромео – «Ромео и Джульетта» Прокофьева), Васильев трансформировал традиции их исполнения. Благодаря беспрецедентному успеху, став одним из символов советского искусства, он получил возможность выступать (как в составе труппы Большого театра, так и самостоятельно) на лучших балетных сценах мира, включая Парижскую оперу. Наряду с М. М. Плисецкой и Максимовой был одним из трёх советских танцовщиков, для которых ставили балеты ведущие западные мастера, в том числе М. Бежар («Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Балет XX века», Брюссель, 1977). Как приглашённый солист исполнил партии профессора Унрата в балете «Голубой ангел» М. Констана (Марсельский балет, хореограф Р. Пети, 1987), Пульчинеллы («Пульчинелла» Стравинского, хореография Л. Ф. Мясина, театр «Сан-Карло», Неаполь, 1988) и др.
В 1970-х гг. начал работать как хореограф. Наиболее успешная постановка – «Анюта» на музыку В. А. Гаврилина, первоначально созданная в 1982 г. как оригинальный телевизионный балет (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1984). В 1986 г. поставлен в театре «Сан Карло» и перенесён на сцену Большого театра в Москве, возобновлён в 2022 г. (в обеих постановках исполнил партию Петра Леонтьевича). Балет поставлен в Латвийском театре оперы и балета (Рига, 1986), Челябинском театре оперы и балета (1987, возобновлён в 1997, сохраняется в репертуаре), Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань 1989, возобновлён в 2011, сохраняется в репертуаре), Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского (1990, возобновлён в 2020), Омском музыкальном театре (1993), Удмуртском музыкальном театре (Ижевск, 1995), Воронежском театре оперы и балета (2008, сохраняется в репертуаре), Красноярском театре оперы и балета (2009, сохраняется в репертуаре), Самарском театре оперы и балета (2011, сохраняется в репертуаре), Большом театре оперы и балета Республики Беларусь (Минск, 2012, сохраняется в репертуаре), Башкирском театре оперы и балета (Уфа, 2015, сохраняется в репертуаре), Театре оперы и балета Республики Марий-Эл (Йошкар-Ола, 2021), Новосибирском театре оперы и балета (2023). «Анюта» остаётся одним из самых репертуарных российских балетов, созданных в 20 в.
Среди других постановок в Большом театре: «Икар» С. М. Слонимского (1971, новая редакция – 1976, партия Икара), «Макбет» К. В. Молчанова (1980, партия Макбета), «Лебединое озеро» Чайковского (1996), «Жизель» Адана (1997), «Балда» на музыку Д. Д. Шостаковича (1999).
Как балетмейстер и исполнитель Васильев участвовал в киноэкранизации оперы Дж. Верди «Травиата» (1982, режиссёр Ф. Дзеффирелли). Режиссёр-постановщик и балетмейстер оперы «Травиата» в Большом театре (1996).
Среди постановок в 21 в.: «Дон Кихот» Минкуса (2001, Токио-балет имени П. И. Чайковского, Япония; 2007, Национальный театр, Белград), «Золушка» Прокофьева (2002, Челябинск; 2006, Воронеж), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2002, Муниципальный театр Рио-де-Жанейро), «Балда» на музыку Шостаковича (2006, театр Санкт-Петербургской консерватории; 2011, Московский детский музыкальный театр имени Н. И. Сац), «Заклятие рода Эшеров» на музыку Г. Гетти (2009, премьера на Новой сцене Большого театра), «Макбет» Молчанова (2010, Воронеж), «Красный мак» Р. М. Глиэра (2010, Красноярск), «Дом у дороги» на музыку Гаврилина (2012, Ансамбль песни и танца Алтая, Барнаул), «Балетные шедевры в оперной классике» на сборную музыку (2012, Воронеж), «Франческа да Римини» на музыку Чайковского (2012, Napa Valley Festival del Sole, Калифорния, США), «Класс-концерт Владимира Васильева» (2013, «Балет Москва»), опера «Русалка» А. С. Даргомыжского (2013, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Москва), «Dona Nobis Pacem» на музыку И. С. Баха (2015, Казань), «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В. А. Моцарта (2020, Казань). Во многих из этих постановок выступил также как автор либретто и сценограф.
Поставил танцы в операх Верди «Аида» (2002, театр «Арена-ди-Верона»; 2006, театр «Ла Скала», Милан; 2008, «Театро Массимо», Палермо) и «Травиата» (2007, Римская опера, обе – режиссёр Дзеффирелли). Автор хореографии в игровом фильме «Андерсен. Жизнь без любви» (2006, режиссёр Э. А. Рязанов). Режиссёр-постановщик, автор либретто и мультимедийного оформления музыкального спектакля «Блуждающие звёзды» (2018, Барнаул).
Исполнил роли Маэстро (Чайковского) в спектакле «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку Чайковского, Стравинского (2000) и Дягилева в спектакле «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку (2009, оба – Римская опера, режиссёр Б. Менегатти). В 2014 г. выступил на церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, исполнив роль Ильи Андреевича Ростова в хореографической картине «Первый бал Наташи Ростовой» (хореография Р. В. Поклитару).
С 1982 г. педагог, в 1986–1995 гг. заведующий кафедрой хореографии ГИТИСа, профессор (с 1990).
С 1998 г. председатель Фонда Галины Улановой.
Один из инициаторов создания и постоянный попечитель Школы Большого театра в Жоинвили (2000, Бразилия). Поставил здесь свои версии балетов «Дон Кихот» Минкуса (2004), «Жизель» Адана (2010), «Щелкунчик» Чайковского (2014).
С 2013 г. выступает организатором передвижных Творческих мастерских для молодых хореографов, дав им возможность создать постановки на профессиональных сценах России. Каждая из Мастерских посвящена творчеству одного из крупнейших русских писателей: А. П. Платонова (2013, Воронеж), В. П. Астафьева (2014, Красноярск), Н. В. Гоголя (Пермь, 2016) и В. М. Шукшина (Барнаул, 2016).
Активно работает в системе международных балетных конкурсов. В 1990–1994 гг. председатель жюри, с 1996 г. художественный руководитель конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь). В 2000-х – начале 2010-х гг. председатель жюри международных конкурсов в Италии, Германии, Республике Корея, Польше, России, Белоруссии и др. С 2014 г. председатель жюри Международного конкурса артистов балета в Варне – старейшего балетного конкурса в мире [является первым победителем этого конкурса (1964) и до 2023 остаётся единственным обладателем его Гран-при].
Автор стихов, а также живописных работ, которые демонстрировались на множестве персональных выставок.
Как балетмейстер, режиссёр, актёр, ведущий работает в кино и на телевидении. Хореограф и сорежиссёр телебалета «Дом у дороги» на музыку Гаврилина (1984) и фильма «Фуэте» (1986).
Творчеству Васильева посвящены документальные кино- и телефильмы: «Дуэт» (1973), «Катя и Володя» (1989, Франция), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), «Отражения» (2000), «Танец и время» (2005), «Владимир Васильев. Большой балет» (2005), «Васильев и Максимова. Танец судьбы» (2010), «Владимир Васильев как он есть» (2011) и др.
Государственная премия РФ имени М. И. Глинки (1991). Премии: Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик мира» Парижской академии танца (1964), «Хрустальная Турандот» «За честь и достоинство» (2001, Москва), «За жизнь в танце» (2001, Италия), «За жизнь, отданную танцу» (2003, США), имени Ирен Лидовой (2008, Канн, Франция), Международная премия Станиславского (2010, Москва), Liberty Award за выдающийся вклад в развитие культурных связей между Россией и США (2010, Нью-Йорк), «Легенда» фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» (2016). Приз Позитано имени Леонида Мясина (2016, Италия). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Легенда балета» (2005), специальная премия «Золотая маска» в номинации «За вклад в развитие театрального искусства» (2019) и др.
Награждён орденами Ленина (1976), Риу-Бранку (2004, Бразилия), «За заслуги перед Отечеством» 4-й (2000) и 3-й (2008) степени, Восходящего солнца 3-й степени (2017, Япония), «Звезда Италии» (командор, 2017), а также Государственным орденом Литвы (2002).