Плавильщиков Пётр Алексеевич
Плави́льщиков Пётр Алексе́евич [24.3(4.4).1760, по другим сведениям, 27.3(7.4).1760, Москва – 18(30).10.1812, село Ханенево Бежецкого уезда Тверской губернии, ныне Бежецкий район Тверской области], русский драматург, актёр.
Сын купца, брат В. А. Плавильщикова. Окончил Московский университет (1779). С 1779 г. актёр Императорских театров в Санкт-Петербурге (Правдин – «Недоросль» Д. И. Фонвизина, Оскольд – «Семира» А. П. Сумарокова, Пигмалион – «Пигмалион» Ж.-Ж. Руссо и др.). С 1787 г. инспектор российской труппы, с 1791 г. её руководитель. В 1793 г. вернулся в Москву, поступил в труппу М. Медокса, до 1812 г. артист Петровского театра (среди ролей: Добросердов – «Отец семейства» Н. Н. Сандунова, Тит – «Титово милосердие» Я. Б. Княжнина, Зопир – «Магомет» Вольтера); руководил домашними театрами князя П. М. Волконского, князя А. Н. Дурасова и графа Н. П. Шереметева, учил декламации воспитанников Благородного пансиона при Московском университете.
Как литератор и драматург выступал с начала 1780-х гг. С мая по сентябрь 1782 г. издавал журнал «Утра»; в 1792 г. журнал «Зритель» (совместно с И. А. Крыловым и А. И. Клушиным). Автор двух классицистических стихотворных трагедий («Тахмас Кулыхан», поставлена в 1785; «Рюрик», поставлена в 1794 г., по другим сведениям, в 1791, под названием «Всеслав»; обе опубликованы в 1816), сходных с трагедиями А. П. Сумарокова по форме и проблематике (взаимоотношения подданных и монарха, пределы его власти и т. п.). В позднейшей трагедии в прозе «Ермак, покоритель Сибири» (поставлена в 1804, опубликована в 1806) Плавильщиков отступил от принципов классицизма, сделав акцент на зрелищности и усилив мелодраматические эффекты. В комедиографии разрабатывал новые жанры слёзной комедии и мещанской драмы («Граф Вальтрон, или Воинская справедливость», поставлена в 1800, опубликована в 1816; «Исправление, или Добрые родственники», поставлена в 1785, опубликована в 2002), а также бытовой комедии из жизни крестьян («Бобыль», поставлена в 1790, опубликована в 1792) и купечества («Сиделец», поставлена в 1803, опубликована в 1807). Особенным успехом пользовались одноактные комедии «Мельник и Сбитенщик – соперники» (поставлена в 1789, опубликована в 1793) и «Сговор Кутейкина» (опубликована в 1799), в которых действовали хорошо знакомые зрителям герои пьес А. О. Аблесимова, Я. Б. Княжнина и Д. И. Фонвизина. В своих теоретических статьях – «Театр» (1792) и «Рассуждение о зрелищах Древней Греции» (создана в 1811, опубликована в 1816) – доказывал общественную значимость театра и требовал от него «естественности» и национального своеобразия.
С 1811 г. член Общества любителей российской словесности при Московском университете.
Умер, спасаясь из захваченной Наполеоном Москвы, где сгорели его дом и имущество.