Бизе Жорж
Бизе́ Жорж (Georges Bizet; Александр-Сезар-Леопольд Бизе, Alexandre-César-Léopold Bizet) (25.10.1838, Париж – 3.6.1875, Буживаль, департамент Сена и Уаза, ныне департамент Ивелин), французский композитор, пианист. Один из крупнейших оперных композиторов с мировым именем.
Биография
Потомственный музыкант. Отец, Адольф-Арман Бизе (1810–1886), – учитель пения; мать, Эме Дельсарт (1815–1861), – пианистка, сестра Ф. Дельсарта. В детстве обнаружил незаурядные способности, обладал прекрасным голосом и превосходной музыкальной памятью. Первые уроки музыки получил у матери.
В 1848 г. (в 9 лет) зачислен в Парижскую консерваторию, несмотря на то что правила учебного заведения не допускали обучение детей младше 10 лет. Учился у А.-Ф. Мармонтеля (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), Ф. Галеви (композиция). Брал частные уроки контрапункта и фуги у П. Циммермана и Ш. Гуно. Окончил консерваторию в 1857 г. Во время обучения Бизе неоднократно участвовал в конкурсах, устраиваемых консерваторией, занимал призовые места. В 1856 г. удостоился премии конкурса, организованного Ж. Оффенбахом, за одноактную опера-комик «Доктор Миракль» («Le Docteur Miracle») на либретто Л. Галеви и Л. Баттю по пьесе Р. Б. Шеридана «День Святого Патрика, или Предприимчивый лейтенант» (опера поставлена в 1857 в театре «Буфф-Паризьен»). Трижды (1853, 1856, 1857) участвовал в конкурсе на Римскую премию: в 1856 г. получил 2-ю премию за кантату «Давид» (утеряна; либретто Г. д’Альбано), в 1857 г. разделил с Ш. Коленом 1-ю премию за кантату «Кловис и Клотильда» («Clovis et Clotilde») на либретто А. Бурьона. К периоду обучения относятся первые публикации фортепианных миниатюр Бизе и создание опера-комик «Дом доктора» («La maison du docteur») на либретто А. Буассо (до 1856; впервые поставлена на английском языке в 1989 в Техасском университете в Остине), оркестровой Увертюры ля мажор (1855) и 1-й симфонии до мажор (1855; впервые исполнена в 1935). Уже в годы обучения Бизе был вынужден давать частные уроки, работать концертмейстером и аранжировщиком.
В 1857–1860 гг. Бизе находился в Италии как стипендиат Римской премии. Здесь в его круг общения входили многие деятели искусства: живописцы – Ф.-Ж. Гейм, Ш. Селье, Ж.-Ж. Эннер; скульптор Ж. Турнуа; архитектор Ж.-Э. Кокар; композиторы – С. Давид, Э. Гиро. Итогом пребывания Бизе в Италии стало создание ряда крупных произведений, в числе которых: «Te Deum» (1858; впервые исполнен в 1971 в Берлине), опера-буффа «Дон Прокопио» («Don Procopio») на итальянское либретто К. Камбьяджо (1859; впервые поставлена в 1906 в опере Монте-Карло во французском переводе П. Коллена и П. Береля), оды-симфонии «Улисс и Цирцея» («Ulysse et Circé») на текст В. Фурнеля по поэме «Одиссея» Гомера (1859, не окончена) и «Васко да Гама» («Vasco de Gama») на текст Л. М. Лакур-Делатра по поэме «Лузиады» Л. ди Камоэнса (1860; впервые исполнена в 1863 в Париже). Впечатления от Италии Бизе впоследствии отразил во 2-й симфонии «Рим» (1869).
Осенью 1860 г. композитор по причине болезни матери досрочно покинул Италию и вернулся в Париж. В 1863 г. в «Театр лирик» поставлена опера «Искатели жемчуга» («Les Pecheurs de perles», либретто Э. Кормона и М. Карре). Хотя отзывы об этой постановке были преимущественно отрицательными, Бизе создал для «Театр лирик» ещё одну оперу – «Иван IV» («Ivan IV», о царе Иване IV Васильевиче; на либретто Ф.-И. Леруа и А. Трианона, не окончена; впервые исполнена в 1951 в Большом театре Бордо).
В 1860-х гг. в концертах начали исполнять симфоническую музыку Бизе, под управлением А. Делофра и Ж. Падлу прозвучало Скерцо, законченное в 1861 г. и ставшее затем частью 2-й симфонии «Рим». В феврале 1863 г. композитор впервые встал за дирижёрский пульт, представив на концерте Общества изящных искусств (Société des Beaux-Arts) оду-симфонию «Васко да Гама». В 1865 г. Бизе издал ряд фортепианных произведений, среди которых пьеса «Фантастическая охота» («Дикая охота»; «Chasse fantastique») и цикл «Рейнские песни» («Chants du Rhin»).
2-я половина 1860-х гг. ознаменовалась для Бизе постановкой оперы «Пертская красавица» («La Jolie fille de Perth», либретто Ж.-А. Вернуа де Сен-Жоржа и Ж. Адени по одноимённому роману В. Скотта; 1867, «Театр лирик»), которая публикой и критикой была в целом принята положительно, но не закрепилась в репертуаре (выдержала только 18 представлений), завершением и исполнением 2-й симфонии «Рим» (1869). Вместе с И.-Э. Легуи, Э. Жонасом и Л. Делибом он принял участие в создании коллективной опера-комик «Мальбрук в поход собрался» («Malbrough s’en va-t-en guerre», либретто П. Сиродена и В.-Б. Бюснаха; 1867, театр «Атене»; утеряна). В 1867 г. Бизе начал сотрудничество с журналом Revue nationale et étrangère в качестве музыкального корреспондента и критика под псевдонимом Гастон де Бетси (Gaston de Betzi). В 1869 г. женился на Женевьеве Галеви, дочери Ф. Галеви.
Во время франко-германской войны 1870–1871 гг. Бизе служил в Национальной гвардии Франции. В 1871 г. оставил службу и приступил к работе над новой одноактной оперой «Джамиле» («Djamileh», либретто Л. Галле; 1872, «Опера-Комик»). В 1872 г. композитор завершил работу над циклом из 12 пьес «Детские игры» («Jeux d’enfants») для фортепиано в 4 руки. 5 пьес из цикла были впоследствии переработаны в оркестровую сюиту и исполнены в 1873 г. под управлением Э. Колонна.
В 1872 г. Бизе получил предложение от театра «Водевиль» написать музыку к драме А. Доде «Арлезианка» («L'Arlésienne»). Пьеса выдержала только 4 постановки, но фрагменты произведения, переработанные композитором в оркестровую сюиту, пользовались популярностью. После смерти Бизе Э. Гиро составил Вторую сюиту из музыки к драме.
В 1873 г. Бизе начал работу над очередным заказом от «Опера-Комик» – оперой «Кармен» на либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимённой новелле П. Мериме. Премьера состоялась 3 марта 1875 г. Источник сюжета, либретто, постановка вызвали неоднозначную реакцию публики и прессы. Одновременно с «Кармен» композитор работал над большой оперой «Дон Родриго» («Don Rodrigue», либретто Л. Галле и Э. Бло по пьесе Г. де Кастро «Юность Сида»; не окончена); материал оперы частично вошёл в увертюру «Родина» («Patrie», исполнена в 1874, дирижёр Ж. Падлу).
В мае 1875 г. Бизе с семьёй отправился на отдых в Буживаль, где скоропостижно скончался.
Кавалер ордена Почётного легиона (1875).
Семья
Жена – Женевьева Галеви (1849–1926), дочь Ф. Галеви. Сын – Жак Бизе (1872–1922), врач, предприниматель, друг М. Пруста. Внебрачный сын – Жан Рейтер (1862–1939), глава типографии газеты Le Temps.
Творчество
Творчество Бизе развивалось в русле французского романтизма. Его музыке свойственна внутренняя стройность и классичность. Бизе – прекрасный мелодист, мастер выразительной кантилены. Он экспериментировал в области гармонии (например, в «Джамиле» и «Кармен»). В драматургии опер зрелого периода отмечается стремление к единству и сквозному развитию, несмотря на наличие традиционной номерной структуры (особенно в «Кармен», в том числе за счёт лейтмотивной техники). Блестяще владел оркестровым и хоровым письмом; одним из первых вывел на сцену детский хор (1-е действие «Кармен»). Творчество Бизе предвосхитило появление веризма («Кармен») и импрессионизма (гармонические и оркестровые находки в симфонических эпизодах опер «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле»).
Оперы
Бизе вошёл в историю музыки как преимущественно оперный композитор. Он обращался к разным оперным жанрам: большой французской опере («Дон Родриго»), лирической опере («Искатели жемчуга», «Пертская красавица»), одноактной опера-комик («Доктор Миракль», «Гузла Эмира», «Джамиле»), итальянской опере-буффа («Дон Прокопио»). Ключевое произведение Бизе – «Кармен» – единственный законченный образец 4-актной французской опера-комик в его творчестве (по жанровым признакам – чередованию разговорных диалогов и пения, и месту исполнения – театр «Опера-Комик»), однако драматичность сюжета и нехарактерность образов героев (в особенности Хозе, Кармен и Микаэлы) позволили Бизе выйти за рамки жанра и синтезировать черты лирической (в партии Микаэлы и Хозе), комической (образ контрабандистов и использование бытовых жанров, например куплетов), большой французской опер (массовые сцены) и оперетты (например, куплеты с хором у Тореадора и Кармен).
Многие произведения не окончены или утеряны после смерти композитора. Неоднократно Бизе перерабатывал собственные наброски и фрагменты ранних сочинений для новых опер или отдельных произведений. Так, опера «Искатели жемчуга» включает материал из кантаты «Кловис и Клотильда», оперы «Гузла Эмира», «Te Deum» и Похоронного марша (одна из частей 2-й симфонии «Рим» в 1-й редакции); Серенада Смита из оперы «Пертская красавица» – обработка Серенады из оперы «Дон Прокопио»; финал 1-го действия оперы «Кубок Фульского короля» («La Coupe du roi de Thule»; 1869, либретто Л. Галле и Э. Бло, не окончена) перенесён в «Кармен»; финал 4-го действия оперы «Дон Родриго» стал основой для увертюры «Родина»; прелюдия к опере «Кубок Фульского короля» стала отдельным оркестровым произведением под названием «Похоронный марш» («Marche funèbre»).
В оперном творчестве Бизе наследовал своим старшим современникам: Д.-Ф.-Э. Оберу, Дж. Мейерберу, Ф. Галеви, Ш. Гуно. Последний оказал на него особое влияние: «Вы были началом моей жизни как художника. Я вырос из вас. Вы причина, я – следствие» (из письма Бизе к Гуно; Бизе. 1963. С. 326). Хотя первые сочинения («Дом доктора», «Доктор Миракль» и «Дон Прокопио») ещё целиком находились в русле французской и итальянской комической оперы, в них уже прослеживался индивидуальный стиль Бизе, его чувство сцены и мелодическая одарённость. В юные годы образцами для Бизе служили В. А. Моцарт и Дж. Россини: «Я убеждён больше, чем когда-либо, что Моцарт и Россини – два самых великих музыканта. Восторгаясь всеми силами Бетховеном и Мейербером, я чувствую, что моя натура склонна больше любить чистое и лёгкое искусство, чем драматическую страсть» (курсив в оригинале; Бизе. 1963. С. 13). Начиная с оперы «Искатели жемчуга», творчество Бизе эволюционировало в сторону отказа от сценических клише, большей мелодической и гармонической изобретательности, углубления психологизма персонажей. В это время в своих исканиях композитор сблизился с Верди, творчество которого, полное «взрывов страсти» (Бизе. 1963. С. 92), ранее отвергал.
Французская пресса неоднократно обвиняла Бизе в излишнем вагнеризме, однако он, преклоняясь перед гением Р. Вагнера, никогда не был его последователем: «Очарование его [Вагнера. – Е. А.] музыки невыразимо, неописуемо. В ней – сладострастие, нежность, любовь!.. <…> Само собой разумеется, если бы я заметил, что подражаю Вагнеру, при всем моём восхищении им я не написал бы больше за всю мою жизнь ни одной ноты» (Бизе. 1963. С. 291–292).
Несмотря на стремление к правдоподобию характеров и ситуаций, Бизе часто обращался к экзотическим сюжетам (опера «Джамиле» написана по мотивам поэмы «Намуна» А. де Мюссе, «Искатели жемчуга» – на ориентальный сюжет Кормона и Карре о жителях Цейлона): «Фантастика, ад, рай, джинны, видения, призраки, пери – вот область искусства!» (Бизе. 1963. С. 178).
Симфоническая и камерная музыка
В ранних произведениях (Увертюра ля мажор, исполнена в 1938; 1-я симфония до мажор) очевидно влияние 1-й симфонии Гуно, переложением которой для фортепиано в консерваторские годы занимался Бизе. Несмотря на первоначальный интерес публики, 2-я симфония «Рим», как и последующая за ней увертюра «Родина», не произвели большого впечатления и не закрепились в репертуаре.
Вершина симфонического творчества Бизе – 2 сюиты из музыки к драме Доде «Арлезианка» и «Маленькая сюита» (5 пьес из цикла «Детские игры»). Глубокое знание специфики инструментальных тембров, смелые эксперименты и чуткое восприятие оркестрового звучания позволили Бизе при жизни стать признанным мастером инструментовки. Он сочинял для театральных оркестров разных составов (от большого состава в «Театр лирик» до камерного в театре «Водевиль»), использовал в партитурах кастаньеты (в «Кармен») и саксофон (в сюитах к драме «Арлезианка»). Находки Бизе внесли значительный вклад в развитие романтического оркестра.
Сочинял камерную музыку – вокальную (песни, романсы, обработки народных мелодий «Пиренейские песни») и фортепианную (циклы «Рейнские песни», «Детские игры», миниатюры). Сделал большое количество переложений для фортепиано произведений Ш. Гуно, А. Тома (в том числе опер «Миньона» и «Гамлет» в 2 и 4 руки), Ф. Галеви, К. Сен-Санса и др. В 1865 г. издательство «Огель» (Heugel et Ce) выпустило составленный Бизе сборник «Поющий пианист» («Le Pianiste chanteur») из 150 фортепианных транскрипций известных произведений.
Кантатно-ораториальные жанры
Бизе обращался к кантатно-ораториальным жанрам (преимущественно в ранний период творчества), в их числе: «Te Deum», кантаты «Давид», «Кловис и Клотильда», ода-симфония «Васко да Гама» (многочастное произведение с участием оркестра, хора и солистов).
Критика
Несмотря на то что с юности Бизе был признан талантливым музыкантом и подающим надежды композитором, бо́льшую часть жизни он страдал от нападок прессы. Рецензии на все его оперы были в основном смешанными или отрицательными, за исключением последней оперы «Кармен», музыка которой, вопреки утвердившемуся среди музыковедов мнению, была принята критиками благосклонно. Суждения прессы о творчестве Бизе резко контрастировали с высказываниями композиторов-современников (Г. Берлиоза, Ж. Массне, К. Сен-Санса, Ш. Гуно, Э. Рейера), оценивших талант Бизе. В России его творчеством восхищался П. И. Чайковский: «Вчера вечером я, дабы отдохнуть от своей собственной музыки… проиграл от начала до конца "Carmen" Bizet. По-моему, это в полном смысле chef d’oeuvre, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. <…> Bizet – художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением» (письмо Н. Ф. фон Мекк; Чайковский П. И. Избранные письма. Москва, 2002. С. 145–146).
Бизе прославился как блестящий пианист, но отказался от сольной карьеры ради занятий композицией. Его исполнительский талант высоко оценили Ф. Лист и А.-Ф. Мармонтель.
Записи
Существует большое количество аудио- и видеозаписей опер Бизе. Самая ранняя полная версия «Кармен» сделана в 1908 г. (оркестр фирмы Berliner Gramophone, дирижёр Б. Зайдлер-Винклер, Кармен – Э. Дестинова).
Оркестровая музыка композитора многократно записана ведущими коллективами под управлением Ф. Шрекера, М. Росси, Г. фон Караяна, Д. Баренбойма, Л. Бернстайна, К. Аббадо, Л. Маазеля и др.
В 20 в. музыка Бизе обрела огромную популярность. «Кармен» поныне ставится почти во всех оперных театрах. Отдельные номера из опер (Хабанера, Сегидилья, куплеты Эскамильо из оперы «Кармен», романс Надира из оперы «Искатели жемчуга» и др.), сюиты из оперы «Кармен» и к драме «Арлезианка» – неотъемлемая часть концертного репертуара. Материал из оперы «Кармен» переработал Р. К. Щедрин в «Кармен-сюите» (музыка к одноимённому балету А. Алонсо, 1967). На музыку 1-й симфонии Дж. Баланчин поставил балет «Симфония до мажор» (1947).
Каталоги
Американский музыковед Х. Макдоналд создал электронный англоязычный каталог (The Bizet catalogue), включающий информацию обо всех известных произведениях композитора.