Российская академия художеств
Росси́йская акаде́мия худо́жеств (РАХ), высшая государственная творческо-научная организация в России, объединяющая крупнейших деятелей изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры, а также историков, критиков и теоретиков искусства и музейных деятелей. Осуществляет научно-методическое руководство подготовкой художественных кадров.
Проекты организации Академии художеств в 1-й половине 18 в.
Идея организации Академии художеств в России возникла у царя Петра I предположительно в 1715 г., после получения из Франции книг по архитектуре, истории, изобразительному искусству, военному делу и кораблестроению (в понятие художеств входили все ремёсла и занятия горожан). 11(22) января 1721 г. Х. фон Вольф написал царскому лейб-медику Л. Л. Блюментросту о намерении Петра I «учредить Академию наук и при ней другое заведение, где бы могли знатные лица изучать необходимые науки, а вместе с тем водворить художества и ремёсла» (цит. по: Пекарский П.П. История Императорской Академии наук в Петербурге. Т. 1. Санкт-Петербург, 1870. С. XXVIII–XXIX).
4(15) июля 1721 г. М. П. Аврамов представил Петру I «Доношение» – проект учреждения при Синоде в отдельном здании академии «ради правильного обучения рисования иконного, живописного, и протчих художеств» (РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Д. 57. Л. 48). Он был связан с идеей Ф. Прокоповича создать общеобразовательный комплекс («Училищный дом», «Сад Петров») с семинарией, гимназией, Академией художеств и библиотекой.
В апреле 1723 г. Л. Каравак предложил учредить в Санкт-Петербурге «академию живописного художества, какая учреждена в Париже» (РГАДА. Ф. 17. Д. 266. Л. 1 об.). Свою идею основания академии живописец повторял в обращениях к императорам в 1725 («Предложение вкратце об учреждении полной академии живописной науки Ея Императорского Величества». РГАДА. Ф. 17. Д. 270. Л. 1–5), 1727, 1731 и 1740-х гг.
В конце 1723 г. А. К. Нартов при обсуждении проекта Академии наук выдвинул идею создания самостоятельной Академии художеств с подготовкой мастеров по 24 специальностям, но с пятью основными классами (архитектуры, механики, живописи, скульптуры и гравюры).
13(24) января 1724 г. Пётр I написал записку об академии, «в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам и переводили книги», указав «назначить место для сего и доход» (цит. по: Андреев А. И. Основание Академии наук в Петербурге // Пётр Великий. Т. 1. Москва, 1947. С. 306). 22 января (2 февраля) 1724 г. царь утвердил проект основания академии (внутри текста она упоминается как «социетет художеств и наук», «Академия наук», «Академия художеств и наук»), составленный Л. Л. Блюментростом. 28 января (8 февраля) издан указ Петра I «Об учреждении Академии». В открытой в декабре 1725 г. (январе 1726) Академии наук действовали типография, «гридоровальный» (гравюрный) и рисовальный департаменты, а также живописные мастерские. В проекте академии 1724 г. указывалось, что со временем из неё выделятся Академия художеств, гимназия и университет. В печатном объявлении 14(25) января 1726 г. говорилось, что предполагается открытие Академии художеств для юношей, желающих «другие художества, в житии человеческом преполезные, переимать» (Материалы для истории Императорской академии наук. Т. 1. Санкт-Петербург, 1885. С. 171). В 1728 г. начал формироваться штат учеников из выпускников академической гимназии; уроки рисования вёл Г. Гзелль.
В 1730 г. В. Н. Татищев предложил создать самостоятельную Академию ремёсел (с классами архитектуры во главе с П. М. Еропкиным, живописи во главе с Л. Караваком, «обрязощества» во главе с К. Б. Растрелли и механики), но барон А. И. Остерман «по некоей ненависти удержал, и указ изготовленный к подписке уничтожил, и тако сие весьма государству полезное дело в забвении осталось» (Татищев В. Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1793. С. 20). Глава Канцелярии Академии наук И. Д. Шумахер, математики Л. Эйлер и Г. Крафт и другие учёные также воспротивились выделению художеств в самостоятельную академию.
7(18) сентября 1733 г. в Академии наук проведена конференция «Потребна ли Академия художеств при Академии наук или нет, и в чем она государству полезна быть может?», после которой сформирован департамент художеств («Академия художеств при Академии наук») с дополнительным финансированием. Как объяснял президент Академии наук барон Г. К. фон Кейзерлинг, «к надлежащему продолжению оного некоторое число грыдоровальщиков, типографщиков, словолитчиков и прочая потребно, откуда потом так называемая академия художеств произошла» (Материалы для истории Императорской академии наук. Т. 2. Санкт-Петербург, 1886. С. 382). В 1735 г. А. К. Нартов возглавил Токарную и Инструментальную палаты. Гравировальной палатой (сохранялась до 1805) с 1738 г. руководил Я. фон Штелин, с 1745 г. – И. А. Соколов; открылся натурный класс. В 1738–1739 гг. образована Рисовальная палата (руководитель Б. Тарсия, с 1741 – И. Э. Гриммель).
В начале 1740-х гг. профессора Академии наук (Ж.-Н. Делиль и др.) снова подняли вопрос организации самостоятельной Академии живописи, скульптуры и архитектуры.
По новому регламенту, подписанному императрицей Елизаветой Петровной 24 июля (4 августа) 1747 г. (составлен Г. Н. Тепловым и И. Д. Шумахером), в Академии наук и художеств зафиксирован департамент художеств («Академия художеств»; с 1757 директор Я. фон Штелин; закрыт в 1766). В академии полагались архитектор, гравировальщики портретов, проспектов и литер, живописец и инвентор (автор эскизов для будущих композиций), мастер-резчик. В 1748 г. в состав преподавателей академии вошёл «перспективный художник» Д. Валериани, введены лепка и ваяние. Первое собрание Академии художеств состоялось 8(19) июня 1748 г. под председательством Шумахера.
24 августа (4 сентября) 1754 г. издан указ Сената «О сочинении по судебным местам проектов Уложения по плану прилагаемому и о представлении таковых же проектов из коллегий с их мнением и планами на рассмотрение Сената». В январе – феврале 1755 г. М. В. Ломоносов составил «Всенижайшее мнение о исправлении Санктпетербургской императорской Академии наук». К сентябрю составлен «Указ Правительствующего Сената относительно исправления академического устава по всемилостивейшему повелению е. и. в.». В 1756 г. предположительно Я. фон Штелиным создан новый Регламент, по которому определялись главные задачи департамента художеств: «споспешествовать и распространять художества… живописное, боссирование и резное, гридоровальное, медальерное на камне и на стали, архитектура» (Ровинский. 1855. С. 58). «Особливое ж намерение Академии Художеств состоит в обучении юношества художествам и в употреблении оных в пользу общего академического корпуса и всего государства, дабы оные высокие художества во всей Империи более распространяемы были» (Ровинский. 1855. С. 58). В январе и марте 1756 г. из московской разночинской гимназии отобрано 11 учеников, 9 из которых посланы учиться в академию.
В 1759 г. стараниями руководителя Канцелярии Академии наук М. В. Ломоносова за границу посланы пенсионеры департамента художеств. В 1766 г. Академия художеств при Академии наук была официально закрыта.
Академия художеств в 1757–1918 гг.
Академия художеств при Московском университете
Около 1755 г., после основания Московского университета, камергер И. И. Шувалов наметил план создания при нём московской Академии художеств.
В мае (июне) 1757 г. в Московском университете открыт класс художеств. 23 октября (3 ноября) И. И. Шувалов подписал «Доношение в Правительствующий Сенат» с предложением создать самостоятельную Академию художеств (далее – академия). Она учреждена указом Сената от 6(17) ноября и состояла при Московском университете (до 1763). Образцами были европейские академии 17–18 вв. (в первую очередь Королевская академия живописи и скульптуры в Париже). Главным директором академии до 1763 г. был Шувалов.
Ещё в 1756 г. И. И. Шувалов заказал архитектору Ж.-Ф. Блонделю проект здания, которое предполагалось построить для академии в Москве (прислан из Парижа в 1758). Однако педагогам из Франции было удобнее ехать в Санкт-Петербург, поэтому первый набор студентов прошёл в 1758 г. в столице и состоял из 16 воспитанников гимназии при Московском университете, а также из детей солдат и офицеров (в январе начались первые занятия; в мае для 38 учеников проведён первый экзамен, по результатам которого 13 человек были определены в класс живописи, 7 – скульптуры, 13 – архитектуры). Среди педагогов в первые два года работы академии были обер-гравёр Г. Ф. Шмидт, скульптор Н.-Ф. Жилле, живописцы Л.-Ж. Ле Лоррен, Ж.-Л. де Велли, рисовальщик Ж.-М. Моро, архитекторы Ж.-Х. Валуа, А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. М. Валлен-Деламот. В начале 1759 г. образованы архитектурный, живописный и скульптурный классы, класс гипсов; в 1760 г. – классы анатомии и рисования с натуры; в 1762 г. – гравировальный класс. В сентябре 1761 г. в академии обучались 59 учеников.
Первые годы академия размещалась в домах И. И. Шувалова на Итальянской улице и на Вознесенском проспекте, затем в съёмных помещениях на набережной Васильевского острова. Лучшие ученики [в 1764–1893 получившие Большую золотую медаль (Золотую медаль первого достоинства)] направлялись как пенсионеры Академии художеств на дополнительное обучение и совершенствование за границу (с перерывом из-за Французской революции 18 в. в 1789–1803). В 1760 г. во Францию были посланы В. И. Баженов и А. П. Лосенко.
С 1762 г. проводились ежегодные выставки работ учеников и педагогов, обязательные для получения академического звания (в 1766 издан первый каталог – «Описание трудов господ членов Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры, представленных для смотрения обществу»).
В августе 1762 г. звание адъюнкта (помощник профессора; звание упразднено в 1764) получили Ф. С. Рокотов, К. И. Головачевский, А. П. Лосенко, И. С. Саблуков, Г. И. Козлов, В. И. Баженов.
Высочайшим указом от 2(13) марта 1763 г. академия получила самостоятельное управление. И. И. Шуваловым перед его отъездом в конце марта за границу составлены «Регламент Академии художеств» и «Учреждение Императорской Академии художеств в 16-ти пунктах».
Императорская Академия художеств
В октябре 1764 г. проект Регламента и Привилегии Академии художеств, составленный И. И. Бецким и подписанный Я. П. Шаховским, Н. И. Паниным, графом С. Х. фон Минихом, А. В. Олсуфьевым и Г. Н. Тепловым, был подан императрице Екатерине II. Указом от 4(15) ноября 1764 г. она узаконила «Императорскую Академию трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры» (Императорскую Академию художеств) с Воспитательным училищем при ней. Утверждены Привилегия и Устав (прописаны принципы управления, основные должности, порядок присуждения званий и др.).
7(18) июля 1765 г. прошла инаугурация академии. В 1764–1788 гг. построено здание академии на берегу Невы (архитектор Ж.-Б. М. Валлен-Деламот, с участием А. Ф. Кокоринова; строительство остановлено в 1771, возобновлено в 1777 под руководством Ю. М. Фельтена и Е. Т. Сколова).
По уставу 1764 г. штат академии и училища состоял из: президента, трёх ректоров, двух адъюнкт-ректоров, девяти профессоров, шести адъюнкт-профессоров, конференц-секретаря, инспектора училища и его помощника, 12 почётных любителей художеств, шести советников, неопределённого числа академиков и назначенных в академики, а также учащихся (любого звания, кроме крепостных, не имеющих увольнения). В 1766 г. введено звание почётного вольного общника.
Президентами академии были И. И. Бецкой (с 1763), А. И. Мусин-Пушкин (с 1795), граф О. де Шуазёль-Гуфье (с 1797), граф А. С. Строганов (с 1800), А. Н. Оленин (с 1817), герцог М. Лейхтенбергский (с 1843), великая княгиня Мария Николаевна (дочь императора Николая I; с 1852), великий князь Владимир Александрович (с 1876), великая княгиня Мария Павловна (с 1909). В 1799 г. введена должность вице-президента; её занимали: В. И. Баженов (1799), П. П. Чекалевский (1799–1817; в 1811–1817 по воле императора Александра I управлял академией), А. Ф. Лабзин (1818–1822), граф Ф. П. Толстой (1828–1859), князь Г. Г. Гагарин (1859–1872), граф А. А. Бобринский (1889–1893), граф И. И. Толстой (1893–1905) и др.
Образовательная деятельность академии
Во 2-й половине 18 – начале 19 вв. петербургская академия сыграла значительную роль в воспитании художественных кадров, стала центром художественной жизни, одним из главных источников распространения стиля классицизма в России.
По уставу 1764 г. общий курс обучения длился 15 лет (пять возрастов по три года): в Воспитательное училище поступали с 5–6 лет и учились девять лет (в детском, отроческом и юношеском классах), затем ещё два возраста проводили в самой академии. Ученики последовательно занимались рисованием «с оригиналов», затем с гипсов, с натурщиков и потом разрабатывали композицию.
Определением собрания академии от 4(15) сентября 1766 г. постановили принимать по 60 воспитанников через каждые три года (по очереди из разных губерний, начиная с Московской). 20 июня (1 июля) 1767 г. состоялся первый выпуск воспитанников (за аттестаты 1-й и 2-й степени тогда давали звание художника и дворянское достоинство; 3-й и 4-й степени – звание учеников). В последней четверти 18 в. и до 1817 г. в академию принимали учеников из всех сословий (в том числе крепостных крестьян, которые получали вольную и могли после выпуска свободно выбирать службу).
По «Представлению» А. Ф. Кокоринова (январь 1766) с 1767 г. в академии кроме класса исторической живописи действовали классы перспектив, портретов, баталий, ландшафтов, цветов и плодов, домашних упражнений, зверей и птиц (два последних упразднены в 1790-е гг.). Среди руководителей класса исторической живописи были Л. Ж.-Ф. Лагрене, С. Торелли, А. П. Лосенко, И. А. Акимов, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов.
В 1786 г. открыта литейная мастерская; в 1798 г. – класс бесплатного рисования для вольноприходящих; в 1799 г. – класс гравирования ландшафтов. Многие ученики занимались музыкой; действовал театр.
На «третных» экзаменах (учебный год делился на «трети» по четыре месяца) ученики награждались золотыми и серебряными медалями (первого и второго достоинства), поощрительными медалями (первого и второго достоинства) и денежными премиями. Списки награждённых публиковались в отчётах и журналах академии. Телесные наказания были запрещены.
С 1758 г. в библиотеку академии приобретались иностранные книги, архитектурные увражи; в 1760 г. 94 тома передал И. И. Шувалов, в 1765 г. 69 книг передал И. И. Бецкой. К концу 18 в. фонд библиотеки насчитывал 1674 книги, 4574 эстампа и более 7050 рисунков и чертежей. Издавались учебные пособия: «Изъяснение краткой пропорции человека» А. П. Лосенко (1772), «Рассуждение о свободных художествах с описанием некоторых произведений Российских художников» П. П. Чекалевского (1792; переиздание – М., 1997), «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах» И. Ф. Урванова (1793), «Программа полного курса теории зодчества и строительного искусства для учеников (академистов) Имп. Академии художеств» А. Н. Оленина (1831) и др.
В академии создано собрание живописи (в 1758 сто картин подарено И. И. Шуваловым; также в музей попали работы И. Н. Никитина, П. Ротари, Л. Ж.-Ф. Лагрене, И. Ф. Гроота, В. Эриксена и др.), рисунков, эстампов, слепков скульптуры от Античности до 18 в. В 1769 г. из Рима привезено 58 гипсовых форм с античных произведений; в 1801 г. поступили слепки из венецианской коллекции Ф. Фарсетти, в 1818 и 1820 гг. – из Лондона (с мраморов Парфенона и храмов Зевса в Олимпии и Афины Афайи на о. Эгина), в 1843 г. – из Неаполя. В 1773 г. создан первый каталог собрания (Опись неподвижных вещей, бывших в смотрении Кирилы Головачевского. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 570). В 1800 г. из Эрмитажа переданы 45 архитектурных моделей. В 1820-е гг. создана Античная галерея.
В 1802 г. утверждены «Дополнительные статьи к Уставу»: отменены первый возраст в Воспитательном училище и должность директора; введены звания неклассного художника и классных художников 3, 2 и 1-й степени; звания профессоров теперь могли получить только исторические живописцы; введены предметы «История художеств и художников», «История архитектуры и славных архитекторов».
Указом от 6(18) октября 1811 г. академия передана в ведение Министерства народного просвещения. В 1819–1821 гг. в академическом саду построено здание зоографического класса (Садовый корпус; архитектор А. А. Михайлов) в виде древнегреческого храма с шестиколонным портиком дорического ордера. В 1820-е гг. открыт манекенный класс. При президенте А. Н. Оленине основана «Рюст-камера, или костюмная палата» (в 1899–1917 «Собрание костюмов Императорской Академии художеств»).
Академия художеств в 1829 – 1840-е гг.
С 9(21) февраля 1829 г. академия подчинялась Министерству императорского двора. 19(31) декабря 1830 г. утверждено «Прибавление к установлениям Академии художеств», по которым минимальный возраст поступающих был поднят до 14 лет; позволено принимать сверхштатных платных академистов, но не более 100 человек; узаконена практика обучения вольноприходящих.
После пожара 1822 г., в 1829–1837 гг., перестроены интерьеры главного здания академии; оформлена западная галерея с конференц-залом (архитектор К. А. Тон), плафон верхнего круглого Античного зала (конференц-зала) украшен аллегорической росписью на тему учреждения академии в 1764 г. (1832–1834, В. К. Шебуев), завершена отделка домовой церкви Великомученицы Екатерины (архитектор Тон, освящена в 1837, купол надстроен в 1847–1848). На Неве, перед зданием академии, создана пристань с двумя древнеегипетскими сфинксами (1832–1834, архитектор Тон).
В 1830 г. по настоянию императора Николая I ряд мастеров старого поколения были уволены (А. И. Иванов, С. С. Пименов, братья Александр Алексеевич и Андрей Алексеевич Михайловы), вместо них пришли многие молодые педагоги (С. И. Гальберг, Б. И. Орловский, К. П. Брюллов, П. В. Басин, А. Г. Варнек и др.); но в иерархии академических живописных жанров продолжал доминировать исторический. В 1831 г. восстановлен анатомический класс.
Несмотря на приоритет академических программ в стилях классицизма и неоренессанса, с 1833 г. ученикам архитектурного отделения давались и задачи в русско-византийском и других исторических стилях.
В связи с изменением устава академии в 1840 г. упразднены Воспитательное училище и преподавание наук, кроме необходимых архитекторам. Учащиеся получили название «академисты».
Академия художеств в 1850-е – 1880-е гг.
С 1850-х гг. под влиянием членов императорской фамилии в академии активизировались тенденции возрождения национальных и византийских традиций в архитектуре и живописи, зародилась и получила распространение реалистическая жанровая живопись. В 1851 г. открыта мозаичная мастерская (в 1862–1864 построено специальное здание, архитектор Ф. И. Эппингер).
В 1854 г. помощником президента приглашён Г. Г. Гагарин, через два года открывший класс православного иконописания (под руководством Т. А. Неффа), при котором создан музей (переименован в Музей христианских древностей, затем – в Музей древнерусского искусства; в 1871 пополнен коллекцией М. П. Погодина; закрыт в 1895, коллекция передана в Русский музей). Организованы экспедиции в Закавказье [П. П. Норев (Норов), Д. И. Гримм и др.], Грецию (под руководством П. И. Севастьянова), в древние русские города (с копированием фресок и икон, фотографированием, созданием обмеров и чертежей архитектуры). Поддерживались издания памятников искусства (журналы «Христанские древности и археология», «Русские древности»).
30 августа (11 сентября) 1859 г. император Александр II утвердил новый устав, по которому введено чтение общеобразовательных лекций (закон божий, священная история, история изящных искусств, всеобщая и русская история, перспектива и история теней, эстетика, археология, русский язык и словесность); возраст поступающих установлен в 16–20 лет; программа рассчитана на три курса по два года каждый; ликвидирован класс оригиналов; ректоры архитектурного и живописно-скульптурного отделений избирались на четыре года; отменены публичные собрания с выборами академиков и профессоров. В начале 1860-х гг. открыт приют для «недостаточных» учеников академии.
В 1860 г. преподавательскую деятельность в академии начал П. П. Чистяков, за многие десятилетия выработавший свою педагогическую систему.
Пополнены все отделы академического музея. В 1862 г. по завещанию графа Н. А. Кушелева-Безбородко академия получила собранные им 466 картин и 29 скульптур. В 1868 г. музей был отделён от библиотеки.
Рост интереса к национальному бытовому жанру среди многих учеников в середине 19 в. привёл в 1863 г. к публичному разрыву группы выпускников во главе с И. Н. Крамским с официальным академизмом [т. н. бунт четырнадцати, 9(21) ноября 1863 отказавшихся участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль с единственным заданным сюжетом «Пир в Валгалле»; вскоре образована Санкт-Петербургская артель художников, а в 1870 – Товарищество передвижных художественных выставок].
В декабре 1863 г. министр императорского двора В. Ф. Адлерберг санкционировал созыв профессоров академии для сбора суждений об изменении устава. В 1865 г. создан комитет для пересмотра устава под председательством графа С. Г. Строганова; предположительно осенью 1867 г. И. Н. Крамской написал «Записку по поводу пересмотра устава Академии художеств»; Г. Г. Гагарин готовил изменения состава Совета академии. Но в апреле 1868 г. император повелел отложить рассмотрение изменений «до времени».
30 октября (11 ноября) 1869 г. товарищем президента академии назначен великий князь Владимир Александрович. Началось обновление состава: в 1871 г. избраны новые ректоры А. И. Резанов и Ф. И. Иордан, преподавателями приглашены К. Ф. Гун и М. К. Клодт; в 1873 г. звание профессора дано И. И. Шишкину, в 1874 г. – В. В. Верещагину (от звания отказался).
В 1872–1874 гг. по инициативе великого князя Владимира Александровича, в связи с тенденциями «национального протекционизма» и желанием объединения передвижных и академических выставок, работала новая комиссия по пересмотру устава академии (председатель – конференц-секретарь П. Ф. Исеев, с 1873 – Ф. И. Иордан; члены: А. И. Резанов, А. П. Боголюбов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, К. Ф. Гун, П. П. Чистяков). Однако и тогда новый устав не был разработан.
В декабре 1873 г. Владимир Александрович обратился к А. П. Боголюбову, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуну и М. К. Клодту с предложением не устраивать в Санкт-Петербурге выставок передвижников, а выставляться совместно с академией (передвижники отказались). Как альтернатива им в конце 1873 г. по инициативе художников П. Ф. Плешанова, Н. А. Лаврецкого и П. А. Крестоносцева основано Общество выставок художественных произведений (устав утверждён академией в декабре 1874; проведены семь выставок в Санкт-Петербурге; прекратило существование в 1884). В 1886–1889 гг. проведены академические передвижные выставки в Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Риге, Киеве и Казани.
С 1873 г. директор Музея древнерусского искусства В. А. Прохоров читал первый в России курс истории древнерусского искусства (факультативный; с 1876 обязательный). Экспедиции по изучению русской архитектуры в регионах по заданию академии проводили Прохоров (1863, 1867, 1869, 1871–1875), Л. В. Даль (1874–1877), А. М. Павлинов (1879–1884), В. В. Суслов (1883–1887). В 1878 г. открыт класс декорационной живописи (под руководством М. А. Шишкова).
С 1881 г. в академию могли поступать только выпускники гимназий или приравненных к ним учебных заведений; для присуждения звания художника стало необходимым знание немецкого или французского языка. В 1884 г. на деньги В. А. Кокорева в Тверской губернии открыта Академическая дача для летней практики малоимущих студентов (Владимиро-Мариинский приют; ныне Дом творчества «Академическая дача» имени И. Е. Репина).
Реформирование академии в 1890-х – 1900-х гг.
После дела 1889–1890 гг. о денежной растрате, в которой был обвинён П. Ф. Исеев, император Александр III инициировал реформу академии. В апреле 1890 г. создана «Особая комиссия для всестороннего обсуждения необходимых в устройстве Императорской Академии художеств изменений и для составления соответственного этим изменениям проекта нового Устава» (в неё вошли Н. С. Петров, граф А. А. Бобринский, Н. Л. Бенуа, А. П. Боголюбов, Ф. И. Буслаев, И. С. Китнер, Н. П. Кондаков, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, граф И. И. Толстой, П. М. Третьяков, Н. А. Философов, Д. А. Хомяков). Опрошены 76 академиков и профессоров. В 1892 г. для обновления состава Совета академии профессорами были избраны Репин, В. Е. Маковский, Поленов, А. И. Куинджи, В. М. Васнецов.
15(27) октября 1893 г. император утвердил Временный устав (в 1906 внесены изменения), по которому Императорская Академия художеств выступала как «высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России» (пункт 1). Первое заседание обновлённого собрания академии состоялось 26 января (7 февраля) 1894 г.
Кроме сохранявшегося звания академика введены звания действительного члена академии (не более 60, включая 15 не принадлежащих к художественной специальности; не менее половины должны были быть из Москвы и провинции; от 20 до 25 живописцев, от 8 до 12 архитекторов, от 10 до 15 скульпторов, гравёров и медальеров) и почётного члена академии (не более 20, не включая особ императорской фамилии). Штат академии состоял из президента, вице-президента, членов и секретаря. Комитет (позднее назван советом) академии (10 непременных членов и пять кандидатов) избирался собранием на пять лет. Ежегодное общее собрание академии проходило в марте.
По уставу образовано Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств, что позволило привлечь к преподаванию крупнейших мастеров конца 19 в. – И. Е. Репина, А. И. Куинджи, В. Е. Маковского, В. В. Матэ, Д. Н. Кардовского и др. Установлены две ступени образования: в натурных и общих классах (1–2 года), затем в персональных мастерских (2–4 года). Также принимались вольнослушатели (не более 15 в год).
Ректорами училища были: В. Е. Маковский (с 1894), А. О. Томишко (с 1897), И. Е. Репин (с 1898), А. Н. Померанцев (с 1899), В. А. Беклемишев (в 1900–1903 и 1906–1911) и Л. Н. Бенуа (в 1903–1905 и 1911–1917). Совет училища избирался на пять лет.
В училище было два отделения: живописи и скульптуры (здесь учились от одного до двух лет в натурном классе, затем не более четырёх лет в одной из 12 мастерских – религиозной, исторической, жанровой, батальной, пейзажной или декоративной живописи, скульптуры, гравюры или медальерного искусства), архитектуры (три года в общих классах и два года в одной из трёх персональных мастерских – А. О. Томишко, А. Н. Померанцева и Л. Н. Бенуа).
Учебный год делился на два полугодия и длился с 15 сентября по 1 мая. Учащиеся могли сами выбирать сюжеты для конкурсных работ. По указу от 20 июля (2 августа) 1900 г., по переходе в персональную мастерскую архитекторы могли производить постройки. Выпускникам архитектурного отделения присваивалось новое звание – художник-архитектор.
В 1903 г. подготовку экспедиций по изучению памятников зодчества возглавила комиссия под руководством Л. Н. Бенуа.
Бóльшую часть 1905 г. во время Революции 1905–1907 гг. занятия не велись, ученики устраивали митинги, некоторые художники вышли из состава действительных членов академии (В. А. Серов, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов).
Организационно-методическая деятельность академии
В академии регламентировалась художественная жизнь и распределялись важнейшие государственные заказы (оформление Казанского собора, Исаакиевского собора, храма Воскресения Христова, все – в Санкт-Петербурге, и др.). По дополнению к уставу 1802 г., все государственные учреждения при проектировании своих новых зданий обязывались отдавать предпочтение выпускникам академии перед иностранцами. В «Высочайше утверждённом прибавлении к установлениям Императорской Академии Художеств» (1830) указывалось: «Совет Академии имеет суждение о всех делах, которые прямо касаются до распространения или ободрения художеств в России» (пункт 14б).
Академия способствовала развитию региональных художественных учебных заведений (Арзамасской школы живописи А. В. Ступина, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Киевской живописной школы Н. Н. Буяльского и др.), оказывала им методическую помощь (присылала пособия, образцовые рисунки, гипсовые формы и др.); в её ведение вошли Одесская рисовальная школа (основана в 1865; Одесское художественное училище), Виленская рисовальная школа (с 1866), Харьковское художественное училище (открыто в 1869), Рисовальная школа Мурашко (с 1875; в 1901 преобразована в Киевское художественное училище), Школа живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств (с 1870-х гг.), Казанская художественная школа (с 1895), Пензенское художественное училище (с 1898), Рижская городская художественная школа (1906), Воронежские рисовальные классы, Ростовско-Нахичеванские рисовальные классы, Рисовальная школа М. И. Хейлика в Екатеринославе (ныне г. Днепр) и др.
С 1855 г. академия представляла отечественное искусство на Всемирных выставках (с 1862 действовали отделы русского искусства).
С 1880 г. академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных художественных музеев (в Киеве, Риге, Саратове, Вильно, Одессе, Харькове и др.) и передаче им произведений искусства. Совет академии разработал положение и штат Русского музея императора Александра III, курировал формирование его коллекции. По идее великой княгини Марии Павловны на берегу Екатерининского канала возведён Дворец искусств (1914–1919, архитекторы Л. Н. Бенуа, С. О. Овсянников; ныне корпус Бенуа Русского музея).
Академия художеств участвовала в разработке принципов охраны памятников архитектуры и монументального искусства, в крупнейших реставрационно-восстановительных работах. По рапорту председателя Императорской археологической комиссии от 31 октября (12 ноября) 1890 г., проводились совместные «реставрационные» совещания Императорской археологической комиссии и академии. По Строительному уставу 1900 г., реставрация древних памятников (возрастом более 150 лет) производилась с разрешения Императорской археологической комиссии и по согласованию с академией. В 1909 г. при академии основано Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (председатель – великий князь Николай Михайлович).
В 1913 г., после смерти жены, князь С. С. Абамелек-Лазарев завещал Академии художеств свою виллу в Риме (в 1947 передана СССР; ныне резиденция посла РФ в Италии).
В 1914–1915 гг. в здании академии создан Памятный зал великого князя Владимира Александровича (архитектор В. А. Щуко; росписи Е. Е. Лансере).
Учреждения Академии художеств в 1917–1932 гг.
8(21) марта 1917 г. образована «Комиссия для разработки оснований деятельности Академии художеств, в связи с новым государственным строем России» (в неё вошли В. А. Беклемишев, Л. Н. Бенуа, С. А. Жебелёв, Д. Н. Кардовский, Н. П. Кондаков, Г. И. Котов, В. Е. Маковский). В конце апреля 1917 г. комиссаром Временного правительства и вице-президентом (на правах президента) Петербургской академии художеств (название академии с марта 1917) стал председатель президиума Союза деятелей искусств А. О. Таманян. 1(14) мая в группу для разработки положений нового устава вошли: Беклемишев, Н. П. Богданов-Бельский, Н. Н. Дубовской, Жебелёв, Кардовский, Котов, Н. Е. Лансере, Л. В. Позен, В. А. Покровский. 12(25) июля Собрание академии приняло решение о её реорганизации в «самостоятельный научно-художественный институт, изучающий теоретические основы искусства» (РГИА. Ф. 789. Оп. 24. 1917 г. Д. 67. Л. 5). 27 февраля 1918 г. комиссаром академии назначен сотрудник Отдела изобразительных искусств Наркомпроса А. Е. Карев.
12 апреля 1918 г. В. И. Ленин, А. В. Луначарский, И. В. Сталин, Г. В. Чичерин, В. Д. Бонч-Бруевич и Н. П. Горбунов подписали декрет Совета народных комиссаров «Об упразднении Академии художеств, реорганизации Высшего художественного училища и передаче в ведение Народного комиссариата просвещения музея Академии художеств». Совет академии и Совет Высшего художественного училища выразили протесты, но академия как научно-художественное учреждение была закрыта. Высшее художественное училище преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ; открыты 10 октября 1918; с 1919 Свободные мастерские; с 1921 Академия художеств; с 1922 Высший государственный художественно-технический институт; с 1923 Петроградский художественно-технический институт; с 1924 Ленинградский художественно-технический институт; с 1926 Ленинградский высший художественно-технический институт; в 1930–1932 Институт пролетарских изобразительных искусств). В 1918 г. музей был расформирован (многие произведения переданы в Эрмитаж, Русский музей и другие собрания), однако в середине 1920-х гг. был вновь организован (в 1925–1926 он пополнился гипсовыми моделями египетского храма в Мединет-Абу, афинских Акрополя и Башни ветров, созданными по чертежам архитектора Н. И. Крамского) и открыт в 1927 г. (вновь ликвидирован указом от 14 мая 1930; произведения переданы в Русский музей, музеи в Новгороде, Краснодаре, Хабаровске, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Феодосии и др.).
В июле 1922 г. учреждены Особые мастерские Академии художеств для организации проектов монументальной живописи и скульптуры по заказам государственного значения. В 1927 г. организована аспирантура.
Всероссийская академия художеств
Указом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1932 г. создана Всероссийская академия художеств в Ленинграде, являвшаяся научно-учебным заведением, которое руководило Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина), Ленинградской средней художественной школой, музеем, библиотекой, лабораториями и мастерскими (мозаичной, формовочной, бронзолитейной).
Директорами академии были А. Т. Матвеев (с 1932), И. И. Бродский (с 1934), В. Я. Родионов (с 1939), И. Э. Грабарь (с 1942).
В 1934–1937 гг. создана новая экспозиция Музея академии со слепками скульптур (зал искусства стран Древнего Востока, отдел античной скульптуры; в 1949 добавлены разделы западноевропейской скульптуры Средних веков, Возрождения и 17–18 вв.), картинной галереей, архитектурными моделями и др.
В 1939 г. Ленинградский институт получил право присвоения учёных званий и степеней (25 января 1940 состоялась первая защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведческих наук; мозаичная мастерская передана в ведение управления строительства Дворца Советов в Москве).
В феврале – марте 1942 г. бóльшая часть сотрудников академии эвакуировалась в Самарканд; в конце 1943 г. – в Загорск (ныне г. Сергиев Посад); летом 1944 г. вернулась в Ленинград. В Ленинграде оставалось отделение академии с музеем, госпиталем и убежищем.
Академия художеств СССР
Постановлением Совета Министров СССР от 5 августа 1947 г. Всероссийская академия художеств преобразована в Академию художеств СССР. Назначены 28 членов-учредителей. 29 сентября утверждён устав (последующие редакции 1960 и 1979), по которому академия состояла из действительных членов, почётных членов, членов-корреспондентов (первые 15 избраны во время первой сессии в ноябре), научных сотрудников, педагогов и других специалистов. Общее собрание избирало президиум (первый состав избран 22 ноября). Президентами Академии художеств СССР были: А. М. Герасимов (с 1947), Б. В. Иогансон (с 1958), В. А. Серов (с 1962), Н. В. Томский (с 1968), Б. С. Угаров (с 1983), Н. А. Пономарёв (с 1991).
В 1948 г. академии для размещения президиума, Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств и выставочного зала передано здание ликвидированного Музея нового западного искусства на улице Пречистенка в Москве (бывший особняк А. А. Тучкова, а затем графа С. П. Потёмкина, И. А. Морозова; 1810, перестроен в 1871–1872 и 1905). В том же году основан Отдел пропаганды и выставок. Действовала Комиссия по охране памятников.
Академии были подведомственны: Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Ленинградская и Московская средние художественные школы, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Научный архив, библиотеки, Научно-исследовательский музей (с филиалами – Музеем-усадьбой И. Е. Репина «Пенаты» и музеями-квартирами И. И. Бродского и С. Т. Конёнкова), издательство (до начала 1960-х гг.), творческие мастерские, дома творчества.
В 1947–1990 гг. проведено 47 сессий академии, сотни выставок (в том числе 17 отчётных). В конце 1940-х – начале 1950-х гг. академия была одним из центров борьбы с формализмом.
С 1970-х гг. академия принимала участие в руководстве издательствами «Изобразительное искусство» (совместно с Государственным комитетом СССР по делам печати), журналов «Искусство» (совместно с Министерством культуры СССР и Союзом художников СССР) и «Юный художник» (совместно с Союзом художников РСФСР и ЦК ВЛКСМ).
В 1987 г. создано Отделение Сибири и Дальнего Востока (с 1991 «Урал, Сибирь, Дальний Восток»).
По указу президента РФ Б. Н. Ельцина «Об особо ценных объектах национального наследия России» от 18 декабря 1991 г. академия вошла в ряд особо ценных объектов России как высшая государственная творческо-научная организация России.
Российская академия художеств
25 мая 1992 г. указом Б. Н. Ельцина № 522 преобразована в Российскую академию художеств (РАХ). 19 января 1993 г. Правительством РФ утверждён устав (новые редакции 1997, 2009). Высший орган академии – сессия (общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью академии руководит президиум во главе с президентом (с 1992 Н. А. Пономарёв, с 1997 З. К. Церетели). Корректированный устав утверждён постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. (с изменениями от 2017).
На 1 сентября 1999 г. в составе академии числились: 65 действительных членов, 79 членов-корреспондентов, 15 почётных членов. На 15 декабря 2010 г.: 184 действительных члена, 267 членов-корреспондентов, 114 почётных членов и 140 иностранных (почётных зарубежных) членов. На 30 июня 2023 г.: 273 действительных члена, 340 членов-корреспондентов, 708 почётных членов и 136 иностранных членов.
РАХ имеет отделения живописи, скульптуры, графики (образованы в 1947), декоративных искусств (с 1962), архитектуры (с 1979), искусствознания и художественной критики (с 1988), дизайна (с 1990), театрально- и кинодекорационного искусства (с 1997), фотоискусства и мультимедийных технологий (с 2000-х гг.), новейших художественных течений (с 2011); управление по музейной и выставочной деятельности, региональные отделения (Урала, Сибири и Дальнего Востока в г. Красноярск; Поволжское в г. Саратов, с 2001; Южное в г. Ростов-на-Дону, с 2010).
В структуру РАХ также входят: НИИ теории и истории изобразительных искусств, выставочные залы, Мемориальный музей «Творческая мастерская С. Т. Конёнкова», Музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств Зураба Церетели» (все – в Москве), Музей Академии художеств (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге) с филиалами (Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты», музеи-квартиры И. И. Бродского и А. И. Куинджи, Дом-музей П. П. Чистякова), Центр научных учреждений РАХ (с Научной библиотекой, Объединённым научным архивом и др.), Экспертно-нормативный центр, творческие мастерские и лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Красноярске (мастерская мозаики, лаборатория по технологии художественных, живописных, скульптурных и графических материалов, архитектурно-проектная мастерская, живописно-реставрационная мастерская, гипсоформовочная мастерская, экспериментальная лаборатория художественных стекломатериалов, бронзолитейная мастерская «Литейный двор», мастерская по обработке камня, керамическая мастерская, литографическая, офортная и ксилографическая мастерская, макетно-декорационная мастерская, фото- и видеолаборатория, столярная мастерская, лаборатория методов увеличения художественных произведений и др.).
В июле 2023 г. НИИ теории и истории изобразительных искусств включал отделы русского искусства, зарубежного искусства, искусства 20–21 вв., монументального искусства и художественных проблем архитектуры, художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства, теории искусства, художественной критики, проблем художественного образования, словаря художников (основан не позднее января 1957 как группа работающих над Словарём художников народов России; с апреля 1957 Словарная группа; с начала 1960-х гг. сектор словаря; современное название с 1990-х гг.), а также межинститутскую научную группу «Европейский символизм и модерн». Среди продолжающихся изданий НИИ: «Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь» (с 1970), «Русское искусство Нового времени: Сборник статей» (с 1993), «Итальянский сборник» (с 1999), «Русское искусство» (с 2007). С 2009 г. издаётся журнал Academia (выпуски четыре раза в год; с 2020 на интернет-сайте).
Управление по координации академического художественного образования при участии Научно-методического совета по художественному образованию оказывает методическое содействие деятельности Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова и Московской центральной художественной школы.