Авранек Ульрих Иосифович
Авра́нек У́льрих Ио́сифович (26.12.1853, местечко Клученице, Таборский округ, Богемия, Австрийская империя, ныне район Пршибрам, Чехия – 12.8.1937, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище), российский хормейстер, дирижёр, народный артист РСФСР (1933), Герой Труда (1934).
Сын народного учителя, органиста приходской церкви, по национальности чех. Окончил Пражскую консерваторию по классам виолончели и теории музыки (1870). В 1870–1874 гг. играл в оркестре Немецкой оперы в Праге.
С 1874 г. в России (подданство с 1883). Первоначально виолончелист и помощник капельмейстера, с 1877 г. капельмейстер, затем также хормейстер оперной антрепризы П. М. Медведева; работал с ней в Астрахани и Казани (1874–1876), Харькове, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Перми и Екатеринбурге (1877–1881).
С 1881 г. в Москве. В 1882 г. дебютировал в Большом театре как дирижёр, с того же года и до 1929 г. главный хормейстер и 2-й дирижёр оперы, в 1933–1937 гг. главный хормейстер.
Основоположник профессионального оперного хора Большого театра, реформу которого осуществлял при поддержке главного дирижёра – И. К. Альтани (работал с ним на протяжении многих лет). При Авранеке состав хора был увеличен до 120 человек, введены система трёхгодичных контрактов (в 1909 стали ежегодными), практика ежедневных репетиций. В 1899 г. по его инициативе были открыты хоровые классы для претендентов на поступление в хор. Авранек добивался от хора точного исполнения хоровой партитуры, тонкой нюансировки, мягкого звучания и исключительно чёткой дикции. На конкурсах в хор он отбирал певцов в том числе по тембру голоса – для выразительного и мощного хорового звучания (например, не принимал лирические баритоны, считая, что для плотного звучания хоровой партии этот тип голоса недостаточен).
Как хормейстер участвовал в первых постановках опер «Мазепа» (1884) и «Черевички» (1887) П. И. Чайковского, «Алеко» С. В. Рахманинова (1893), в первых постановках на российской сцене опер «Генрих VIII» К. Сен-Санса (1897), «Троянцы» Г. Берлиоза (1899), в первых постановках в Большом театре опер «Маккавеи» А. Г. Рубинштейна (1883, под управлением автора), «Моряк-скиталец» («Летучий голландец») Р. Вагнера (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1908), «Майская ночь» (1909) и «Золотой петушок» (1909) Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина» М. П. Мусоргского (1912).
У. И. Авранек выступил инициатором и дирижёром первой московской постановки оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1898); всего в его дирижёрском репертуаре в Большом театре было 44 оперы, среди них – «Ночь перед Рождеством» (1898) и «Моцарт и Сальери» (1901) Римского-Корсакова, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (1903), «Вертер» Ж. Массне (1904; все – впервые в Большом театре).
Работу Авранека-хормейстера высоко ценили Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и другие видные музыканты и критики. В 1908, 1909 и 1914 гг. хор Большого театра с триумфальным успехом участвовал в Русских сезонах, организованных С. П. Дягилевым, сам Авранек участвовал в гастролях в 1908 и 1909 гг., в том числе дирижировал хором Большого театра в зале Гаво (Париж, 18 июня 1908) и в гала-концерте в Парижской опере (9 июня 1909). Хор Большого театра под управлением Авранека получил от правительства Франции почётную награду за заслуги в области образования и культуры – знак «Золотые академические пальмы» (1908). Авранек «был первоклассным хормейстером и в совершенстве владел техникой хорового искусства, он обладал исключительным слухом» [Купер М. Великий мастер своего дела // Советский артист. 1937. 1 сентября (№ 28). С. 3].
В 1928–1933 гг. также главный хормейстер Оперного театра имени К. С. Станиславского. Начиная с 1883 г. более 30 лет преподавал хоровое пение в разных учебных заведениях Москвы.
В 1934 г. в Большом театре состоялся концерт к 80-летию со дня рождения и 65-летию творческой деятельности У. И. Авранека, где он дирижировал хором театра a caрpella, в том числе собственными произведениями.
Награждён орденом Ленина (1937).