Грызунов Иван Васильевич
Грызуно́в Ива́н Васи́льевич [10(22).4.1879, Москва – 29.10.1919, там же], российский певец (баритон).
Родился в крестьянской семье, переселившейся из подмосковного села Братовщина в Москву. Окончил московское Коммерческое училище, работал в банке. Пел в церковном хоре, где был солистом, позднее регентом. Участвовал в любительских концертах. Брал частные уроки у певца Большого театра К. И. Кржижановского (1899 – 1904) и педагога Большого театра Р. В. Василевского (1898 – 1902). На оперной сцене дебютировал 3(16) февраля 1903 г. в партии художника Гарина в премьере оперы «Каморра» Е. Д. Эспозито (по пьесе С. И. Мамонтова; Общество любителей оркестровой, камерной и вокальной музыки, московский театр «Эрмитаж»). В 1903 – 1904 гг. солист Театра Г. Г. Солодовникова (Товарищество русской частной оперы, антреприза М. М. Кожевникова). Исполнял здесь в том числе партии Онегина и Елецкого («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Франца [«Судьба» Е. И. Букке, первая постановка 16(29) февраля 1904].
В 1904–1908 и 1909–1915 гг. солист московского Большого театра. Выступал здесь в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Онегин и Елецкий), «Кармен» Ж. Бизе (Эскамильо), «Гугеноты» Дж. Мейербера (Граф де Невер), «Фауст» Ш. Гуно (Валентин; все – 1904), «Вертер» Ж. Массне (Альберт; 1904/1905), «Тангейзер» Р. Вагнера (Вольфрам), «Лакме» Л. Делиба (Фредерик), «Травиата» Дж. Верди (Жермон; все – 1905), «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова [Герцог, первая постановка 11(24) января 1906, дирижёр автор], «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (Веденецкий гость, 1906), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского [Дон Карлос; премьера в новой оркестровой редакции Римского-Корсакова 19 декабря 1906 (1 января 1907)], «Джоконда» А. Понкьелли (Барнаба), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (Меркуцио; обе – 1907), «Снегурочка» Римского-Корсакова (Мизгирь; 1907/1908), «Зимняя сказка» К. Гольдмарка (Поликсен), «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи (Абубекер; обе – 1909), «Демон» А. Г. Рубинштейна (заглавная партия, 1910), «Богема» Дж. Пуччини (Марсель, 1911). В 1908 – 1909 и 1916–1917 гг. (после ухода из Большого театра из-за болезни горла вследствие частых выступлений в драматических партиях) пел в Опере С. И. Зимина. В 1907 г. гастролировал в театре «Ла Скала».
Обладал полётным, выразительным лирическим баритоном, чёткой и продуманной фразировкой, благородной сценической внешностью. В партии Евгения Онегина И. В. Грызунов стал достойным наследником лучших исполнителей предыдущего поколения – П. А. Хохлова и Л. Г. Яковлева. На сцене Большого театра ансамбль Грызунова с Л. В. Собиновым (Ленский) и М. Г. Гуковой (Татьяна) безупречно соответствовал образам оперы Чайковского.
До 1917 г. много пел в концертах Кружка любителей русской музыки А. М. и М. С. Керзиных, в концертах Императорского Русского музыкального общества, в Исторических концертах С. Н. Василенко, в симфонических концертах под управлением С. А. Кусевицкого, А. Б. Хессина, в благотворительных концертах. Исполнял преимущественно романсы и арии из опер русских композиторов.
В январе 1910 г. записал 5 произведений на грампластинки (компания «Граммофон», Москва): арию Онегина («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), песню Веденецкого гостя («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), ариозо Абубекера («Кавказский пленник» Ц. А. Кюи, везде дирижёр Б. Зайдлер-Винклер), романс С. В. Рахманинова «Христос воскрес!» и русскую народную песню «Подуй, подуй, непогодушка» (в обработке М. А. Балакирева). Все записи были переизданы фирмой «Мелодия» в 1983 г. на долгоиграющей грампластинке «Леонида Балановская, сопрано; Григорий Пирогов, бас; Иван Грызунов, баритон; Антон Боначич, тенор» (серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства: Вокалисты»).