Любимов Юрий Петрович
Люби́мов Ю́рий Петро́вич [17(30).9.1917, Ярославль – 5.10.2014, Москва], российский режиссёр, актёр, народный артист РФ (1992).
С 1934 г. в студии при МХАТе Втором (Москва). После закрытия театра в 1936 г. поступил в училище при московском Театре имени Евгения Вахтангова. В спектаклях этого театра сыграл Клавдио («Много шума из ничего» У. Шекспира), а также роль Связиста («Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина), в которой обратил на себя внимание В. Э. Мейерхольда; посещал его репетиции спектакля «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
По окончании училища в 1940 г. призван в армию, где в 1-й половине 1940-х гг. служил конферансье Ансамбля песни и пляски НКВД. В 1946–1964 гг. актёр Московского театра имени Евгения Вахтангова: Олег Кошевой («Молодая гвардия» по А. А. Фадееву, 1948), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, ввод в 1951), Тятин («Егор Булычёв и другие» М. Горького, 1951, Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1952), Бенедикт и Ромео («Много шума из ничего», ввод в 1952, и «Ромео и Джульетта» Шекспира, 1956), Треплев («Чайка» А. П. Чехова, 1954), Моцарт («Маленькие трагедии» Пушкина), Виктор («Иркутская история» А. Н. Арбузова, оба – 1959).
Как режиссёр дебютировал в 1959 г., поставив пьесу «Много ли человеку надо?!» А. А. Галича (Московский театр имени Евгения Вахтангова). В 1963 г. со студентами Театрального училища имени Б. В. Щукина поставил дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, ошеломивший московскую публику пронзительной стилистикой площадного театра и напугавший руководство училища политической смелостью зонгов. Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии (ныне Московский театр на Таганке), включив в труппу выпускников училища.
Спектаклем «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 г. открылся Театр на Таганке, игравший заметную роль в общественной и художественной жизни страны. Одним из направлений режиссёрской деятельности Любимова стал поэтический театр: «Антимиры» А. А. Вознесенского, «Павшие и живые» по стихам поэтов военных лет (оба – 1965), «Послушайте!» В. В. Маяковского, «Пугачёв» С. А. Есенина (оба – 1967), «Берегите ваши лица» Вознесенского (1970), «Под кожей статуи Свободы» Е. А. Евтушенко (1972), «Товарищ, верь…» по Пушкину (1973), «Владимир Высоцкий» (1981, возобновлён в 1989), «Евгений Онегин» Пушкина (2000), «До и после» по произведениям русских поэтов и писателей (2003), «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» по произведениям А. И. Введенского, Д. И. Хармса, Н. А. Заболоцкого, А. Е. Кручёных, Н. М. Олейникова (2004). Создавая синтетические спектакли, Любимов тяготел к лаконизму и условности выразительных средств, броскости приёма: «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Жизнь Галилея» Брехта (1966), «Тартюф» Мольера (1968), «Живой» по Б. А. Можаеву (1968, 1989), «А зори здесь тихие…» по Б. Л. Васильеву и «Гамлет» Шекспира (оба 1971), «Деревянные кони» по Ф. А. Абрамову (1974), «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1977), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому (1979), «Обмен» (1976) и «Дом на набережной» (1980) по Ю. В. Трифонову, «Три сестры» Чехова (1981), «Борис Годунов» Пушкина (1982, 1988). С конца 1960-х гг. соратником Любимова стал художник Д. Л. Боровский, во многом определивший лицо театра.
В начале 1980-х гг. был закрыт ряд спектаклей Театра на Таганке; в 1984 г. Любимова, находившегося за границей, лишили советского гражданства (возвращено в 1989). В конце 1980-х гг. Любимов возобновил режиссёрскую деятельность в Театре на Таганке, в 1991 г. окончательно вернулся в Россию. Среди постановок конца 1980 – 2000-х гг.: «Пир во время чумы» Пушкина (1989), «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (1990), «Живаго» по Б. Л. Пастернаку (1993), «Медея» Еврипида (1995), «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса, «Шарашка» по А. И. Солженицыну (обе – 1998; в последней сыграл роль Сталина), «Фауст» И. В. Гёте (2002), «Антигона» Софокла (2006), «Замок» по Ф. Кафке (2008), «Сказки» по Х. К. Андерсену, О. Уайльду, Ч. Диккенсу (2009), «Мёд» Т. Гуэрры (2010). В основе поздних спектаклей Любимова – жёсткая ритмическая конструкция, сплав музыки и пластики, сочетание элементов драмы, оперы и цирка.
В результате конфликта с актёрами на гастролях в Чехии в июле 2011 г. освобождён от должности художественного руководителя Театра на Таганке по собственному желанию.
В 2012 г. в Театре имени Вахтангова поставил спектакль «Бесы» по Достоевскому. В московском Большом театре в 2013 г. – оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина, в московском театре «Новая опера» в 2014 г. – оперу-буфф «Школа жён» по Мольеру.
Любимов много работал за рубежом, в том числе выступал как оперный режиссёр: «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно (1975), «Борис Годунов» (1979) и «Хованщина» (1981) М. П. Мусоргского (все в театре «Ла Скала», Милан), «Дон-Жуан» В. А. Моцарта (1982, Венгерская государственная опера), «Саламбо» Мусоргского (1983, театр «Сан-Карло», Неаполь; 1986, Парижская опера), «Лулу» А. Берга (1983; театр «Реджо», Турин; 1987, «Лирическая опера Чикаго»), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1990, Оперный театр, Гамбург), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1990, Оперный театр, Карлсруэ; 1996, Оперный театр, Бонн), «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1991, Баварская государственная опера, Мюнхен).
Снимался в фильмах «Беспокойное хозяйство» (1946), «Мичурин» (1948), «Кубанские казаки» (1949), «Белинский» (1951), «Композитор Глинка» (1952), «На подмостках сцены» (1956) и др. Исполнил роль Мольера в телеспектакле А. В. Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973).
Государственная премия РФ (за 1996, вручена в 1997). Премия «Триумф» (1998), Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2000). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1997), 2-й (2007) и 4-й (2013) степени.
Орден Искусств и литературы (2002, Франция), Кавалерский крест ордена «За заслуги перед Республикой Польша», командор Королевского ордена Полярной звезды (оба – 2004), Командорский крест 2-й степени почётного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» (2007) и др.
О Любимове сняты документальные фильмы: «Частное приглашение» (1988; автор сценария М. Е. Швыдкой, режиссёр Е. А. Шаталина), «Неоконченное интервью» (2014; режиссёр К. Л. Эрнст), «Юрий Любимов. Человек века» (2017; режиссёр С. Л. Браверман).
С 2017 г. в Высшей школе экономики действует Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссёрского театра 20–21 вв.
В 2017 г. в серии «Выдающиеся личности России» изготовлена монета номиналом 2 руб., посвящённая 100-летию со дня рождения Ю. П. Любимова.