Вихарев Сергей Геннадьевич
Ви́харев Серге́й Генна́дьевич (15.2.1962, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 2.6.2017, Санкт-Петербург), российский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист РФ (2002).
В 1980 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой; педагог В. Г. Семёнов) и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Великолепные внешние и физические данные быстро выдвинули Вихарева в число солистов, репертуар включал преимущественно лирико-романтические партии, среди которых в его исполнении особенно выделялись Альберт («Жизель» А. Адана), Джеймс («Сильфида» Г. Лёвеншелля), Дженнаро («Неаполь, или Рыбак и его невеста» Х. С. Паулли), Принц Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда), Солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева).
Обладая филигранной техникой, был выдающимся исполнителем академического репертуара (Па-де-труа из балета «Пахита» Л. Минкуса, Па-де-сис из балета «Маркитантка» Ч. Пуньи, Па-де-де из балета «Бабочка» на музыку Ж. Оффенбаха).
Первый исполнитель в России партии Солиста III части «Симфонии до мажор» на музыку Ж. Бизе в хореографии Дж. Баланчина (1996, Мариинский театр).
Пластическая выразительность, артистизм Вихарева привлекали внимание современных хореографов. Первый исполнитель партий в постановках О. М. Виноградова: Царевич каджей («Витязь в тигровой шкуре» А. Мачавариани, 1985), Вестовой («Броненосец "Потёмкин"» А. В. Чайковского, 1986), Петрушка («Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1990). Сотрудничал с хореографами Б. Я. Эйфманом, А. М. Полубенцевым и др. Исполнял главные партии в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой («Пиковая дама» на музыку А. Г. Шнитке, «Циники» по А. Б. Мариенгофу, «Жёлтое танго» на музыку А. Пьяццоллы).
В 1987–1988 гг. педагог-репетитор Донецкого театра оперы и балета.
В середине 1990-х гг. дебютировал как балетмейстер. Одним из первых в России заинтересовался проблемами аутентизма в балете. Преобладающей сферой его интересов стало наследие М. И. Петипа. На основании сохранившихся в театральной коллекции Гарвардского университета (США) архивов Вихарев предложил собственную расшифровку спектаклей Петипа, записанных Н. Г. Сергеевым по методу хореографической нотации В. И. Степанова. Использовал эти документы для постановки балетов: в хореографии Петипа – «Спящая красавица» Чайковского (1999; специальный приз жюри Российской национальной премии «Золотая маска» за реконструкцию балета, 2000), «Баядерка» Минкуса (2002), «Пробуждение Флоры» Р. Дриго (2007, премия «Золотая маска» в номинациях «Лучший хореограф» и «Лучший балетный спектакль», 2008; все – Мариинский театр), «Коппелия» Л. Делиба (2001, Новосибирский театр оперы и балета; 2009, Большой театр, новая редакция), «Раймонда» А. К. Глазунова (2011, театр «Ла Скала», Милан); в хореографии М. М. Фокина – «Петрушка» Стравинского (2000, Мариинский театр; 2010, Большой театр), «Карнавал» на музыку Р. Шумана (2008, Мариинский театр).
В 1999–2006 гг. главный балетмейстер Новосибирского театра оперы и балета, где пересмотрел классический репертуар, а также осуществил перенос из Мариинского театра балетов «Спящая красавица» Чайковского (1996; хореография Петипа в редакции К. М. Сергеева), «Жизель» Адана (1999), «Шопениана» на музыку Шопена (2000), «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (2000), «Карнавал» на музыку Шумана (2001), «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (2001); создал собственные редакции балетов «Щелкунчик» Чайковского (1998) и «Дон Кихот» Минкуса (2003), поставил спектакль «Консерватория Бурнонвиля, или Причуды балетмейстера» на сборную музыку (1998, хореография А. Бурнонвиля), танцы в опере «Аида» Дж. Верди (2004).
По записям из архива Н. Г. Сергеева Вихарев стремился восстановить утраченную структуру спектаклей «большого стиля», отличавшихся композиционной изощрённостью, соединением классического, характерного танца и подробной пантомимы, наличием сложных хореографических форм. В то же время постановщик предлагал собственный вариант восполнения неизбежных пробелов в записях по системе Степанова, призванной зафиксировать лишь опорные точки хореографического текста. При постановке спектаклей выступал также как репетитор, уделявший повышенное внимание академизму исполнения и стилю хореографии.
Постепенно функции Вихарева в работе над возобновлениями расширялись, он становился исследователем и текстологом, собиравшим воедино свидетельства из разных источников. Со временем балетмейстер пришёл к решению, что буквальное возвращение утраченных хореографических текстов обедняет достижения современного балета, и в сотрудничестве с исследователем балета П. Д. Гершензоном стал использовать нотацию Степанова только как один из информационных источников, сохраняя в спектаклях находки мастеров 20 в. и нередко выступая как автор новой хореографии.
По такому принципу в Екатеринбургском театре оперы и балета (Урал Опера Балет) была поставлена «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля (2015) и задумана «Пахита» Э. Дельдевеза и Минкуса в свободной транскрипции Ю. В. Красавина (2018, завершена В. В. Самодуровым; специальный приз музыкального жюри премии «Золотая маска», 2019, посмертно; премия Правительства РФ в области культуры за 2019, посмертно).
Поставил оригинальный балет «Леда и Лебедь» на музыку Г. Малера (1995, Эрмитажный театр, Санкт-Петербург), балетные сцены в операх «Джоконда» А. Понкьелли (1997, театр «Карло Феличе», Генуя) и «Жизнь за царя» М. И. Глинки (2004, Мариинский театр). Возобновил балеты «Шопениана» на музыку Шопена, «Половецкие пляски» на музыку Бородина, «Карнавал» на музыку Шумана в Национальном театре оперы и балета имени К. Байсеитовой (Астана, 2006) и в балетной труппе NBA Ballet (Токио, 2007).
С 2007 г. балетмейстер-репетитор Мариинского театра.
Отличие 1-й степени 10-го Международного конкурса артистов балета в Варне (1980), 2-я премия 5-го Международного конкурса артистов балета в Москве (1985).