Щедрин Родион Константинович
Щедри́н Родио́н Константи́нович (род. 16.12.1932, Москва), российский композитор, пианист, общественный деятель, педагог, музыкальный писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), народный артист СССР (1981).
Жизненный и творческий путь
В СССР
Сын музыковеда и композитора Константина Михайловича Щедрина (1894–1955), который был его первым музыкальным учителем. В 1944–1950 гг. учился в Московском хоровом училище, его директор, А. В. Свешников, поощрял композиторские способности ученика. В 1955 г. окончил Московскую консерваторию в классах Ю. А. Шапорина (композиция; в 1959 у него же аспирантуру) и Я. В. Флиера (фортепиано). В 1965–1969 гг. там же преподавал композицию; среди учеников: О. Б. Галахов, Б. С. Гецелев, болгарский композитор Г. Минчев.
Первый концерт для фортепиано с оркестром (1954) стал произведением, открывшим для Щедрина профессиональный композиторский путь. На премьере выступили автор (партия фортепиано) и Студенческий оркестр Московской консерватории под управлением Г. Н. Рождественского. В сочинении процитированы частушки, впервые в академической практике ставшие смысловой основой композиции. К «частушечному» периоду творчества относятся балет «Конёк-Горбунок» (1960, Большой театр, дирижёр Г. Н. Рождественский, хореограф-постановщик А. И. Радунский), опера «Не только любовь» (либретто В. А. Катаняна по рассказам С. П. Антонова; 5 ноября 1961, Новосибирский театр оперы и балета, дирижёр И. Г. Чудновский, режиссёр Н. Кабачек; московская премьера – 25 декабря 1961, Большой театр, дирижёр Е. Ф. Светланов, режиссёр Г. П. Ансимов), Первый концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963). В этих сочинениях Щедрин обратился к редкой для русской композиторской школы сатирической и юмористической музыкальной традиции, что в годы «оттепели» воспринималось как художественное открытие.
В 1960-е гг., в период общих для отечественных композиторов-«шестидесятников» экспериментов в области музыкального языка, расширения его формальных и выразительных возможностей, написал сатирическую «курортную кантату» «Бюрократиада» (1963), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1967), Вторую симфонию (1965), а также Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и оркестра «Поэтория», посвящённый А. А. Вознесенскому (1968). Тогда же к композитору пришла мировая известность. Балетную версию «Озорных частушек» осуществил Л. В. Якобсон («Малявинские бабы», 1965, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова), вскоре сочинение вошло в репертуар дирижёров А. Фидлера и Л. Бернстайна. Последний заказал Щедрину Второй концерт для оркестра «Звоны» к 125-летию Нью-Йоркского филармонического оркестра (1968).
В 1967 г. в московском Большом театре было поставлено одно из самых исполняемых сочинений в мире академической музыки – балет «Кармен-сюита» (транскрипция для струнных и ударных по опере Ж. Бизе, дирижёр Г. Н. Рождественский, хореограф-постановщик А. Алонсо), написанный Щедриным специально для его жены, балерины М. М. Плисецкой (состояли в браке с 1958 до её кончины в 2015). Для Плисецкой композитор также сочинил балеты «Анна Каренина» (1972, Большой театр, дирижёр Ю. И. Симонов, хореографы Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, М. М. Плисецкая), «Чайка» (1980, Большой театр, дирижёр А. Н. Лазарев, хореограф М. М. Плисецкая) и «Дама с собачкой» (1985, Большой театр, дирижёр А. Н. Лазарев, хореограф М. М. Плисецкая).
В 1977 г. в Большом театре состоялась премьера оперы «Мёртвые души» (либретто Щедрина по одноимённой поэме Н. В. Гоголя; дирижёр Ю. Х. Темирканов, режиссёр Б. А. Покровский), которая вызвала значительный общественный резонанс яркой социальной направленностью, созвучной настроениям в стране, оригинальностью драматургии и музыкального языка. С тех пор композитор писал оперы на собственные либретто. Щедрин в то время активно работал во всех жанровых направлениях академического искусства: симфоническом [«Автопортрет», 1984; «Стихира», 1988; Третий («Старинная музыка российских провинциальных цирков», 1989), Четвёртый («Хороводы», 1989), Пятый («Четыре русских песни», 1998) концерты для оркестра]; хоровом (поэма «Казнь Пугачёва», 1981; хоровая музыка по Н. С. Лескову «Запечатленный ангел», 1988). Как оммаж к 300-летию со дня рождения И. С. Баха написаны «Музыкальное приношение» для ансамбля солистов (1983), «Музыка города Кётена» для камерного оркестра (1984) и «Эхо-соната» для скрипки соло (1984). Тема диалога в музыке продолжена в «Молении» («Prayer») для хора и оркестра, созданном по заказу И. Менухина и на его слова (1991); в оркестровых «прелюдиях» (авторское название жанра Preludium) к Девятой симфонии Л. ван Бетховена (1999), «Диалогах с Шостаковичем» (2001), «Гейлигенштадтском завещании Бетховена» (2008).
В Мюнхене
С 1990 г. живёт в Мюнхене. Данный период творчества отличает интеллектуальная сосредоточенность высказывания, универсализм и изысканность музыкального языка, оркестровый блеск, виртуозность полифонического письма, редкостная ритмическая и тембровая изобретательность. Практически все произведения этого времени написаны по заказу. Композитор активно разрабатывает русскую литературную традицию в оперном театре, им написаны опера «Лолита» (либретто по одноимённому роману В. В. Набокова, 1994, Шведская королевская опера, дирижёр М. Л. Ростропович), «русская хоровая опера» «Боярыня Морозова» (по мотивам «Жития» протопопа Аввакума и «Жития» боярыни Ф. П. Морозовой, 2006, Большой зал Московской консерватории, Камерный хор Московской консерватории под управлением Б. Г. Тевлина, концертное исполнение).
Щедрин – создатель лесковского оперного театра. Опера «Очарованный странник» («опера для концертного зала» по одноимённой повести Н. В. Лескова) заказана Л. Маазелем для Нью-Йоркского филармонического оркестра (концертная премьера на русском языке, 19 декабря 2002, Нью-Йоркская филармония; впервые в России поставлена в Мариинском театре, концертная премьера, 2007; сценическая премьера там же, 2008; российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «лучшая работа композитора», 2009). Для Мариинского театра также написаны «Левша» (по одноимённой повести Лескова, 2013) и опера-феерия «Рождественская сказка» (по мотивам сказки Б. Немцовой в переводе Н. С. Лескова и русских народных сказок, 26 декабря 2015, обе – дирижёр В. А. Гергиев, режиссёр А. О. Степанюк).
Помимо семи опер и пяти балетов, образующих особый мир музыкального театра Щедрина, он создал мюзикл для японской сцены «Нина и 12 месяцев» (по сказке С. Я. Маршака; 1988).
Автор музыки для театра и кинематографа. Его мелодии к спектаклю «Тёркин на том свете» (1966, Московский театр сатиры, режиссёр В. Н. Плучек) высоко оценил А. Т. Твардовский. «Марш монтажников-высотников» из фильма «Высота» (1957, режиссёр А. Г. Зархи) сохранил популярность, пережив своё время.
На протяжении всей жизни большое внимание композитор уделяет фортепианному творчеству, создав свой «виртуозно-атлетический» фортепианный стиль. Щедрину принадлежат 6 сольных фортепианных концертов (1954–2003), двойной концерт «Романтическое приношение» («Romantic offering») для фортепиано, виолончели и оркестра (2010), цикл из 24 прелюдий и фуг (1964–1970), «Полифоническая тетрадь» (1972), «Тетрадь для юношества» (1981), фортепианные миниатюры, в том числе циклы «Дневник» (2002) и «Вопросы» (2003), а также широко известная пьеса «Basso ostinato», ставшая обязательным для исполнения современным сочинением 2-го Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1962).
В 1950–1980-е гг. активно выступал в музыкальной печати со статьями и воспоминаниями о Д. Д. Шостаковиче, С. С. Прокофьеве, И. Ф. Стравинском, Ю. А. Шапорине, А. В. Свешникове, Я. В. Флиере, К. И. Элиасберге, А. фон Веберне, О. Мессиане, В. Лютославском, Л. Б. Когане, А. И. Хачатуряне, К. М. Симонове, А. Т. Твардовском, А. Г. Тышлере, М. Шагале, Н. Леже, Л. Ю. Брик, А. А. Вознесенском, Л. Бернстайне, Н. П. Аносове, Н. Г. Рахлине.
Композитор сотрудничал с дирижёрами Л. Маазелем, М. Янсонсом, М. Л. Ростроповичем, О. Мустоненом, Г. Н. Рождественским, Ю. Х. Темиркановым, Е. Ф. Светлановым, М. В. Плетнёвым. В настоящее время главным интерпретатором сочинений Щедрина является В. А. Гергиев.
В 2007 г. в Мариинском театре открылся Зал камерной музыки имени Р. К. Щедрина.
Общественная деятельность
В 1962 г. на Третьем съезде Союза композиторов СССР стал самым молодым секретарём правления, в 1973 г. избран на пост председателя Союза композиторов РСФСР, в 1990 г. ушёл с должности по собственному желанию. Ввёл практику выездных секретариатов, сопровождавшихся фестивалями и концертами из новых сочинений российских композиторов, поддерживал за десятилетие до перестройки стилевой плюрализм создаваемой музыки в противовес установкам «большого союза». На «Додекафонном пленуме» Союза композиторов в 1966 г. вместе с К. Караевым активно выступал в защиту современных достижений европейской музыкальной техники и их свободного использования в отечественной практике. Стал инициатором создания «Лаборатории Третьего направления» (1987, председатель Г. И. Гладков). Вместе с американским дирижёром С. Колдуэлл организовал в США фестиваль советской музыки «Делаем музыку вместе» (1988).
Депутат Верховного Совета РСФСР 6, 9, 10 и 11-го созывов, депутат Верховного Совета СССР (1989), член Межрегиональной группы народных депутатов «За перестройку».
Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979), почётный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1985), член Берлинской академии искусств (1989).
Награды
Государственная премия СССР (1972). Ленинская премия (1984). Государственная премия РФ (1992, 2018).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (орден 3-й степени, 2002; 2-й степени, 2007; 4-й степени, 2012, 1-й степени, 2022). Награждён орденами «Знак Почёта» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), Ленина (1982), Почёта (2017), испанским орденом Святой Анны 3-й степени (2010).
Лауреат немецкой музыкальной премии Echo Klassik (2008). Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002).