Музыканты

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Ри́мский-Ко́рсаков Никола́й Андре́евич [6(18).3.1844, Тихвин, Новгородская губерния – 8(21).6.1908, Любенск, Лужский уезд, Санкт-Петербургская губерния; похоронен в Санкт-Петербурге], российский композитор, педагог, дирижёр.

Из рода , брат . Учился в в Санкт-Петербурге (1856–1862), брал уроки музыки. В 1862–1865 гг. в плавании на клипере «Алмаз».

Впечатления от опер , услышанных в Санкт-Петербурге в конце 1850-х – начале 1860-х гг., определили его активный интерес к музыке. В 1861 г. познакомился с оказавшим на него сильное влияние (под его руководством начал сочинять), , в 1865 г. – с ; стал членом Балакиревского кружка (). Окончание и исполнение в 1865 г. в Санкт-Петербурге (под управлением Балакирева) Симфонии № 1 Римский-Корсаков считал началом своей композиторской деятельности. В 1868 г. познакомился с пианисткой (с 1872 жена Римского-Корсакова), которая вместе с сестрой – певицей принимала участие в деятельности «Могучей кучки».

В ранних симфонических сочинениях [«Садко», 1867, и «Антар», 1869; исполнены в концертах (РМО; с 1869 Императорское, ИРМО) под управлением Балакирева] проявилось одно из определяющих качеств музыки Н. А. Римского-Корсакова – изобразительность («картинность»), наметилась идущая от Глинки и поощряемая Балакиревым линия. Отличаясь феноменальным музыкальным слухом, острота которого дополнялась особым , композитор в наибольшей степени проявил себя в области и оркестровки. Уже в названных программных сочинениях впервые применил (в русской музыке идущие от Глинки).

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Слова А. В. Кольцова. Восточный романс. 1866. Исполняет К. Г. Держинская. Партия фортепиано – М. И. Сахаров. Запись 1933.
00:00 / 00:00

В 1868–1872 гг. работал над оперой (либретто Н. А. Римского-Корсакова при участии и др., по одноимённой драме ; поставлена в 1873 в петербургском ) – первой из его 15 опер.

Музыка Римского-Корсакова исполнялась в Санкт-Петербурге, его имя становилось известным, и в 1871 г. директор пригласил его на место профессора (практическое сочинение, инструментовка, руководство оркестровым классом). Римский-Корсаков счёл приглашение «незаслуженным» (поскольку не получил систематического музыкально-теоретического образования), однако принял его и, уже приступив к преподаванию, быстро освоил полный курс теоретических дисциплин ( восхищался «подвигом» Римского-Корсакова, летом 1875 написавшего 60 фуг и др.).

В 1873–1884 гг. инспектор Морского ведомства, что дало ему возможность на практике досконально изучить духовые инструменты. В 1874–1881 гг. директор ; здесь освоил дирижирование.

Увлечение в 1870-е гг. русским фольклором и славянскими древностями в духе характерного для того времени интереса к отечественной истории и культуре привело Н. А. Римского-Корсакова к составлению сборников «100 русских народных песен» (1875–1876) и «40 песен» (1875–1882), к созданию опер (либретто Римского-Корсакова по , написана в 1879, поставлена в 1880 в Мариинском театре) и («весенняя сказка», либретто Римского-Корсакова по , написана в 1879, поставлена в 1882 в Мариинском театре), в которых он цитирует несколько старинных народных песен.

В 1880-е гг. появился ряд симфонических произведений, среди которых – (1887) и (1888), где в полном блеске проявилось оркестровое мастерство композитора; оба сочинения исполнены под управлением Н. А. Римского-Корсакова в общедоступных (основаны ), постоянным дирижёром которых Римский-Корсаков был до 1900 г.

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Симфонический оркестр RCA Victor, дирижёр К. П. Кондрашин. запись 1958.
00:00 / 00:00

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Партитура. Обложка. 1890.Николай Андреевич Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Партитура. Обложка. 1890. Иллюстрация предоставлена Ольгой Фраёновой.В 1883–1894 гг. помощник управляющего , в эти годы написал много хоровой духовной музыки, увертюру на темы (1888, исполнена под управлением автора в Русских симфонических концертах). В эти годы Н. А. Римский-Корсаков прославился как один из крупнейших русских композиторов и педагогов, наряду с П. И. Чайковским он стал почитаться как наиболее авторитетный и влиятельный музыкант своего времени. В середине 1880-х гг. вокруг него сложился . Римский-Корсаков пропагандировал русскую музыку в странах Европы: выступал в качестве дирижёра на в Париже (1889), дирижировал концертами в Брюсселе (1890).

В 1889 г. в Санкт-Петербурге познакомился с сочинениями и стал применять его оркестровые и драматургические приёмы, начиная с оперы-балета (либретто Н. А. Римского-Корсакова, , В. А. Крылова, написана в 1890, поставлена в 1892 в Мариинском театре). В «Ночи на горе Триглав» (3-е действие «Млады», существует также в виде отдельной симфонической пьесы) нашли отражение влияния и М. П. Мусоргского; инфернальная фантастика передаётся инструментовкой с применением специфических тембров и приёмов (, в 4-й сцене – кларнет-, литавра-пикколо, , унисон 32 скрипок).

С оперы (либретто Римского-Корсакова по Н. В. Гоголю, написана и поставлена в 1895 в Мариинском театре) начался период наиболее интенсивного творчества Римского-Корсакова: за оставшиеся 13 лет жизни им написаны 11 опер, 3 кантаты – «Свитезянка» (на текст , 1897), «Песнь о вещем Олеге» (на текст , 1899), «Из Гомера» (1901), «Пророк» для голоса с сопровождением (на текст Пушкина, 1897) и др. В 1894 г. состоялось знакомство с литератором , который стал его либреттистом.

Одно из высших достижений – опера («опера-былина», либретто Н. А. Римского-Корсакова при участии В. В. Стасова и В. И. Бельского, написана в 1896, поставлена в 1897 в московской , основанной ), хрестоматийный образец эпической оперы, в которой под впечатлением былин сказителя Римский-Корсаков создаёт новый, «былинный», тип . Как и для большинства опер Римского-Корсакова, для «Садко» характерно смешение «реального» и фантастического, для изображения последнего в ходу изысканные гармонические средства (в частности, гамма тон-полутон, или гамма Римского-Корсакова), музыка завораживает холодной отстранённой красотой (2-я картина; колыбельная Волховы в 7-й картине, и др.). Подобно Р. Вагнеру, Римский-Корсаков применяет здесь систему ; вступление к опере («Океан – море синее») построено на повторении лейтмотива моря при длительном выдерживании одной гармонии (новейшая для того времени техника построения музыкальной формы, ставшая общеупотребительной в 20 в.).

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Садко». Ария Любавы и дуэт Любавы и Садко. Оркестр Большого театра, дирижёр Н. С. Голованов. Запись 1952. Исполняют В. А. Давыдова, Г. М. Нэлепп.
00:00 / 00:00

Важную роль в жизни Римского-Корсакова сыграло творческое общение с художником и его женой – певицей , которую композитор считал лучшей исполнительницей в своих операх.

Находясь на вершине мастерства, Н. А. Римский-Корсаков продолжал совершенствовать технику композиции. Для выработки выразительного речитатива (в развитие традиции ) написал камерную оперу (текст А. С. Пушкина, написана в 1897, поставлена в 1898 в Частной русской опере Мамонтова; дирижёр , в партии Сальери – ). Сочинил несколько десятков романсов в качестве подготовки к оперы (лирико-психологическая драма на исторический сюжет, либретто И. Ф. Тюменева по одноимённой драме Мея, написана в 1898, поставлена в 1899 в Частной русской опере Мамонтова).

Сказка о царе Салтане. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказке А. С. Пушкина, с посвящением Н. А. Римскому-Корсакову. 1905. Обложка.Сказка о царе Салтане. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказке А. С. Пушкина с посвящением Н. А. Римскому-Корсакову. 1905. Обложка. Иллюстрация предоставлена Ольгой Фраёновой.Последняя опера 1890-х гг. – (либретто В. И. Бельского по А. С. Пушкину, написана и поставлена в 1900 в Частной русской опере Мамонтова); здесь достигло совершенства владение музыкальной формой, которая у Н. А. Римского-Корсакова также поставлена на службу изобразительности: ария Лебедь-птицы (2-е действие) организована в концентрическую форму, иллюстрирующую приближение и отдаление Лебедь-птицы и создающую эффект нереальности происходящего. Присутствие в этой опере, как и в «Садко», идеи красоты как недостижимого идеала, эстетское отношение автора к фольклору, старине, утончённые музыкальные средства – явления, родственные творчеству художников круга , из которых композитору были наиболее близки и .

Из пяти опер 1900-х гг. три являются общепризнанными вершинами мирового музыкального искусства: (либретто Н. А. Римского-Корсакова при участии дочери Софьи Николаевны, по сюжету Е. М. Петровского, написана и поставлена в 1902 в Частной русской опере Мамонтова), (либретто В. И. Бельского, написана в 1905, поставлена в 1907 в Мариинском театре с декорациями ), (либретто Бельского по А. С. Пушкину, написана в 1907). По оркестровому и гармоническому стилю они разные, общее заключается в тематической насыщенности (лейтмотивы, искусство преобразования тем), обилии неустойчивых построений и огромной роли оркестра, который часто звучит без певцов. Все поздние оперы имеют точки соприкосновения с и ; смешение «реального» и фантастического в них сохраняется, но принимает иной вид: в эти годы композитора занимали морально-этические проблемы, в том числе на почве религии; во всех трёх операх содержание глубже и шире сюжета. Большое значение имеют условность, аллегория.

В одноактной опере «Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») выдержан общий колорит сумрачной фантастики, музыкальный язык «кащеева царства» сух и графичен. Появился новый идейный мотив: главные герои (Кащей, Кащеевна) – носители зла, Кащеевна – олицетворение красоты, несущей смерть. Именно в этой опере наиболее сильно свойственное Н. А. Римскому-Корсакову сочетание признаков мажорно-минорной тональности и (есть все виды симметричных ладов; в ариозо Кащея три основные тональные функции заменены тремя уменьшёнными септаккордами; Сцена снежной метели строится на одном уменьшённом септаккорде).

Сюжет «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» основан на Китежской легенде и легенде о Февронии Муромской ( ), привлечены и другие источники, включая ; на замысел Н. А. Римского-Корсакова оказали влияние также религиозная философия (Феврония – воплощение идеи непротивления злу), живопись . Сюжет традиционный для русской оперы, связан с монголо-татарским нашествием, однако исторические приметы предстают в фантастическом виде, какими они отражены в народных песнях и духовных стихах (примечательно, что в музыкальной характеристике врага использована тема русской народной песни «Про татарский полон»; строго диатоническая в оригинале, в опере она изменена введением увеличенной секунды). Присутствует характерная для Римского-Корсакова двойственность поэтических и религиозных воззрений (христианство и ). Главные герои – не личности, а символы (Феврония – абсолютное добро, Гришка Кутерьма – абсолютное зло). Много цитат из фольклора (духовный стих, свадебные песни и др.), из Обихода (в финале и др.); фольклорные темы оказали влияние на характер речитативов (песенные пятидольники). Огромная роль в опере отведена оркестру, средствами которого изображены одухотворённость живой природы и лирический образ Февронии (вступление к опере «Похвала пустыне»), чудо исчезновения Китежа, Сеча при Керженце и др.

В начале 1905 г., во время событий, связанных с , Н. А. Римский-Корсаков выступил в защиту прав студентов и по решению дирекции ИРМО был уволен из Петербургской консерватории; это событие вызвало мощный общественный резонанс, и в декабре 1905 г., после обращения к композитору дирекции консерватории во главе с новым директором , Римский-Корсаков вернулся на пост профессора. В 1907 г. участник в Париже (см. об этом: ), избран член-корреспондентом Парижской академии наук.

Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова – «Золотой петушок» («небылица в лицах»). В либретто по сравнению с литературным первоисточником усилена социальная значимость сюжета, осовременена его сатирическая сторона (настолько, что цензура не пропускала оперу на императорскую сцену), выделен и упрощён основной драматургический конфликт (царь Додон – Шемаханская царица, то есть мир «реальный» и фантастический). Для всего строя оперы характерно нарочитое смешение театральных жанров (наряду с элементами , театра масок, , имеются признаки утончённого символистского театра). В музыкальном языке – принцип : соседствуют приёмы до крайности простые, (Додон характеризуется жанрами городского фольклора: примитивный военный марш, любовное признание Додона на мелодию «Чижика»; музыка народа – карикатура на , на и др.) и сложные до изощрённости (, в партии Шемаханской царицы; лейтмотив Петушка – мажорные трезвучия в малотерцовом соотношении, звучащие у солирующей трубы; лейтмотив Звездочёта – мажорные трезвучия в большетерцовом соотношении, исполняемые тенором-альтино). Опера «Золотой петушок» была поставлена уже после смерти автора, в 1909 г., в .

Н. А. Римский-Корсаков отредактировал и оркестровал ряд крупных сочинений других композиторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского), открыв им путь на сцену или к изданию. Оказал существенное влияние на творчество А. К. Глазунова, , , и многих других отечественных и зарубежных композиторов. Автор «Практического учебника гармонии» (1886), «Основ оркестровки» (т. 1–2, 1913), автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни» (1909); опубликована обширная переписка.

Среди потомков Н. А. Римского-Корсакова: сыновья – (1878–1940), музыковед, доктор философии (1903); (1882–1970), скрипач, один из организаторов Музея-квартиры Римского-Корсакова в Ленинграде (1970); внуки – Георгий Михайлович (1901–1965), композитор, акустик, один из основателей Дома-музея Римского-Корсакова в Тихвине (1944); Андрей Владимирович (1910–2002), акустик, доктор физико-математических наук (1949).

  • Выпускники Санкт-Петербургской консерватории
  • Русские композиторы
  • Оперные композиторы эпохи романтизма
  • Профессора Санкт-Петербургской консерватории