Держинская Ксения Георгиевна
Держи́нская Ксе́ния Гео́ргиевна [25.1(6.2).1889, Киев – 9.6.1951, Москва], российская певица (сопрано), народная артистка СССР (1937).
Дочь преподавателя математики железнодорожного технического училища. Отец часто устраивал домашние музыкальные вечера, занимался организацией концертов и спектаклей для железнодорожников (в том числе с фрагментами опер). Большое влияние на Держинскую оказал спектакль «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (с участием Л. В. Собинова; 1901), после посещения которого она решила посвятить свою жизнь сцене.
В 1907 г. окончила педагогические курсы киевской Мариинской женской гимназии (с правом преподавания общеобразовательных предметов). Одновременно (с 1906) брала уроки пения у Ф. Паш, ошибочно определившей её голос как меццо-сопрано, занималась дикцией, пластикой и сценическим гримом. Решающее значение для певицы имела встреча с С. В. Рахманиновым в Киеве в 1911 г.: он одобрил исполнение его романсов и предложил выступить в концерте Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества (первое публичное выступление Держинской). В том же году Держинская переехала в Петербург, где занималась пением у Е. И. Терьян-Коргановой, правильно определившей её голос как сопрано.
В 1913–1914 гг. пела в московском Сергиевском народном доме (дебютировала в партии Марии в опере «Мазепа» П. И. Чайковского), в летние месяцы работала в Киеве над созданием своего оперного репертуара под руководством Л. П. Штейнберга. В 1914 г. брала уроки в Берлине у М. Маллингер, с которой подготовила ряд произведений немецких романтиков. В 1918 г. занималась под руководством К. С. Станиславского в Оперной студии Большого театра.
С декабря 1914 по 1948 гг. солистка московского Большого театра. Дебют состоялся в партии Ярославны («Князь Игорь» А. П. Бородина), одной из лучших в репертуаре певицы. На сцене Большого театра исполнила 24 партии. Шедевры её творчества – партии в русских операх: Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского), Лиза, Кума, Мария («Пиковая дама», «Чародейка», «Мазепа» П. И. Чайковского), Купава, Феврония, Милитриса, Вера Шелога («Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане», «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова).
Обладала сильным лирико-драматическим сопрано. Интерпретация Держинской партии Лизы стала в России классической; по словам исполнительницы, она стремилась подчеркнуть «напряжённость и страстность её лирики, которая в процессе развития образа достигает больших драматических кульминаций» (Грошева. 1952. С. 70). Взаимопроникновение лирического и драматического начал было характерной особенностью искусства Держинской.
В 1917 г. выступила в партии Елизаветы Валуа («Дон Карлос» Дж. Верди) в постановке и с участием Ф. И. Шаляпина, став первой исполнительницей этой партии на сцене Большого театра. В западноевропейском репертуаре Держинская создала образы Аиды (одноимённая опера Верди), Валентины («Гугеноты» Дж. Мейербера), Ортруды, Елизаветы, Брунгильды, Евы («Лоэнгрин», «Тангейзер», «Валькирия», «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера), Маргариты («Фауст» Ш. Гуно), Турандот (одноимённая опера Дж. Пуччини, первое исполнение оперы в Большом театре, 1931). В 1930 г. в Большом театре впервые исполнила партию Ударницы в опере «Вышка Октября» Б. Л. Яворского. В 1941–1943 гг. находилась в эвакуации в Ташкенте, где занималась с солистами Ташкентского театра оперы и балета.
Гастролировала в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске (ныне Днепр), Екатеринбурге, Баку, Тбилиси. В 1926 г. выступила в партии Февронии в Парижской опере (концертное исполнение под управлением Э. А. Купера).
Обширный камерный репертуар Держинской включал произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, старинные русские романсы, сочинения советских композиторов. Для её интерпретации камерной музыки характерно сочетание лирического одушевления с простотой и скромностью внешнего выражения. Благородная сдержанность манеры усиливала впечатление и от исполнения романсов драматического характера («Забыть так скоро», «Ни слова, о друг мой» Чайковского). В 1920 г. выступила в концерте вместе с Б. Л. Яворским в качестве концертмейстера с программой из произведений Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова. В 1924 г. вместе с А. В. Неждановой и Н. А. Обуховой приняла участие в первом радиоконцерте. Последний сольный концерт певицы состоялся в феврале 1943 г. в Ташкенте.
В 1935–1936 и 1943–1947 гг. преподавала в Оперной студии Большого театра. В 1947–1951 гг. профессор Московской консерватории (до 1949 декан вокального факультета).
С участием Держинской записаны оперы «Пиковая дама» (1937, 1940) и «Князь Игорь» (фрагменты, 1936–1938), арии из опер (дирижёр М. М. Ипполитов-Иванов), романсы и песни. Снималась в кинофильме «Большой концерт» (1951, режиссёр В. П. Строева). Издано собрание записей (фирма Aquarius-Classic, 2019).
Сталинская премия за многолетние выдающиеся достижения в области искусства (1943). Награждена орденом Ленина (1937), орденом Трудового Красного Знамени (1951).
Портреты Держинской написали М. В. Нестеров и Е. Е. Лансере (в роли Лизы). На фасаде дома в Москве, где жила певица (Старопименовский переулок, 16), установлена мемориальная доска. Её имя присвоено одному из классов Московской консерватории (установлена мемориальная доска).