Бородин Александр Порфирьевич
Бороди́н Алекса́ндр Порфи́рьевич [31.10(12.11).1833, Санкт-Петербург – 15(27).2.1887, там же], российский композитор, химик-органик, общественный деятель, доктор медицины (1858).
Внебрачный сын князя Луки Степановича Гедианова (мать – петербургская мещанка Авдотья Константиновна Антонова), при крещении записан сыном камердинера князя – Порфирия Бородина. Получил разностороннее домашнее образование, в том числе музыкальное (играл на фортепиано, флейте, виолончели), владел несколькими языками. В 1850–1856 гг. учился в Медико-хирургической академии (МХА) в Санкт-Петербурге, как химик-органик специализировался у Н. Н. Зинина. В 1856–1859 гг. врач-ординатор 2-го военно-сухопутного госпиталя. В 1859–1862 гг. находился в научной командировке в Германии, Франции и Италии. С 1862 г. адъюнкт-профессор, с 1864 г. ординарный профессор, с 1864 г. до конца жизни заведующий кафедрой химии МХА, с 1877 г. академик МХА. Один из основателей Русского химического общества (1868).
Основное направление исследований в области химии – органический синтез. Разработал метод получения бромзамещённых карбоновых кислот действием брома на серебряные соли кислот (1861), ныне т. н. реакция Бородина – Хунсдикера. Получил первый фторорганический галогенангидрид – бензоилфторид (1862). Исследовал продукты конденсации альдегидов (1863–1873). Открыл (1872) реакцию альдольной конденсации (одновременно с Ш. А. Вюрцем). Один из организаторов Высших женских медицинских курсов при МХА (1872–1887), где до 1885 г. читал курс химии.
В 1849 г. в Петербурге издательством Роберта Гедрима изданы три пьесы А. П. Бородина для фортепиано (сохранилась одна – Adagio con moto e patetico). В 1850-е гг. Бородин активно посещал любительские музыкальные кружки, участвовал в исполнении вокальной музыки (как певец-тенор), инструментальных ансамблях (в качестве виолончелиста и флейтиста). Важное значение для творческого развития Бородина имело музицирование в доме чиновника И. И. Гаврушкевича, где исполнялись классические и романтические ансамбли от струнного квинтета до октета – «серьезная камерная музыка», по определению Бородина (Бородин А. П. Письмо И. И. Гаврушкевичу от 6/18 мая 1886 года // Бородин А. П. Письма. Москва, 1950. Вып. 4. С. 192). По совету Гаврушкевича он брал уроки гармонии и полифонии у теоретика И. К. Гунке. Среди сочинений 1850-х гг. – романсы и камерные ансамбли.
В 1861 г. в Гейдельберге Бородин встретил свою будущую жену Екатерину Сергеевну Протопопову (1832–1887), ученицу пианиста Т. Н. Шпаковского. Она познакомила его с музыкой Р. Шумана, в Мангейме они вместе слушали оперы Р. Вагнера («Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин»). Знакомая с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин» и разделяющая их идеи, Протопопова привлекла внимание Бородина к фольклору. За границей Бородин приобрёл опыт игры в оркестре: в Гейдельберге участвовал в исполнении оратории Ф. Мендельсона «Павел», в Пизе – в исполнении опер В. Беллини и Г. Доницетти. Наиболее значительное сочинение этого периода – Фортепианный квинтет до минор (1862), написанный под влиянием М. И. Глинки (его музыкой Бородин увлекался ещё в 1850-е гг.).
В конце 1862 г. Бородин познакомился с участниками Балакиревского кружка. По инициативе М. А. Балакирева он начал работу над Симфонией № 1 (1862–1867). Стилистическим ориентиром для I части и финала стала Симфония № 3 («Рейнская») Р. Шумана. II часть (скерцо в фантастическом духе) написана под воздействием скерцо «Царица Маб» из симфонии Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта», однако её трио – в русском стиле (тема трио обнаруживает сходство со вторым вариантом песни «Во лузях» из «Сборника русских народных песен» Балакирева). Главная тема III части (Andante) близка к песне «Не было ветру» из сборника Балакирева. При издании партитуры (1882) Бородин внёс небольшие изменения, отказавшись от некоторых гармонических новаций.
Летом и осенью 1867 г. Бородин написал оперетту «Богатыри» на либретто В. А. Крылова, первое русское произведение в этом жанре. Из-за задержки с цензурным разрешением он долго не мог приступить к работе, поэтому успел сочинить только часть музыки, дополнив её пародированными фрагментами опер и оперетт Дж. Россини, Дж. Мейербера, Ж. Оффенбаха, А. Н. Серова. Откликом на «Рогнеду» Серова (хор богатырей «Во темном лесу зверьё живёт») стала «Песня тёмного леса» (1867–1868). В романсах «Спящая княжна» (1867) и «Морская царевна» (1868) Бородин продолжил начатые в Симфонии № 1 эксперименты в области гармонической колористики.
Зимой 1868–1869 гг. А. П. Бородин по просьбе участника «Могучей кучки» Ц. А. Кюи, занятого подготовкой премьеры оперы «Вильям Ратклиф», заменял его в качестве музыкального критика газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Три статьи о концертах Русского музыкального общества (РМО, с 1869 Императорское – ИРМО) и Бесплатной музыкальной школы, наряду с письмами Бородина, позволяют судить о его эстетических взглядах: «немецкая партия» постоянно противопоставлялась «русской», «консерваторская рутина» – оригинальности и свежести «новой музыки», начало которой положено Л. ван Бетховеном и М. И. Глинкой. Желая похвалить музыку или исполнение, Бородин обычно писал об огне, страсти, одушевлении.
4(16) января 1869 г. в концерте РМО под управлением М. А. Балакирева была исполнена Симфония № 1 А. П. Бородина. Вскоре композитор начал работу над Симфонией № 2, а на Пасху 20 апреля (2 мая) получил от В. В. Стасова подробный сценарий оперы «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве». Сочинять музыку оперы он начал с двух сольных номеров – «Сна Ярославны», которым открывается сценарий Стасова (позднее в сокращённом виде этот номер стал Ариозо Ярославны), и Каватины Кончаковны. Либретто Бородин писал сам, одновременно с музыкой. В Прологе, монологе Игоря «Зачем не пал я на поле брани», «Плаче Ярославны» он использовал фрагменты «Слова о полку Игореве», цитируя отдельные слова древнерусского текста и его перевод Л. А. Мея. Работа над оперой шла в 1869–1870 и 1874–1887 гг., наиболее интенсивно – в дни каникул в МХА.
А. П. Бородин значительно изменил сценарий В. В. Стасова. Сохранившиеся авторские планы оперы и хронометраж отдельных картин показывают, что к началу 1880-х гг. драматургия сочинения полностью сложилась. Показаны исторические события 1185 г.: поход князя Игоря Святославича на половцев, солнечное затмение, поражение, нанесённое ханом Кончаком, плен и побег. Большое внимание уделено попытке захвата власти в Путивле князем Галицким.
А. П. Бородин успел оркестровать более трети музыки оперы. После его смерти произведение завершили Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Римский-Корсаков отредактировал и оркестровал уже сочинённые номера, во многих случаях существенно изменив слова и музыку. Глазунов написал ряд новых номеров, в том числе увертюру. Внесённые изменения, в частности сокращение роли князя Галицкого, повлияли на драматургию (Булычева А. В. «Князь Игорь» Бородина и Римского-Корсакова // Opera musicologica. 2010. № 4 [6]. С 70–99). Уже на премьере 23 октября (4 ноября) 1890 г. в Мариинском театре опера шла с купюрами, и вплоть до настоящего времени постановщики стремятся создавать собственные версии «Князя Игоря». Клавир авторской редакции опубликован в 2012 г.
Приостановив в 1870 г. работу над «Князем Игорем», Бородин сосредоточился на Симфонии № 2. За ней закрепилось данное В. В. Стасовым название «Богатырская», которого Бородин избегал. М. П. Мусоргский называл её «Славянская героическая», подчёркивая родство с «Героической симфонией» Л. ван Бетховена. Симфония № 2 тесно связана с «Князем Игорем», главная тема I части сперва была сочинена для половецкого хора. Симфония впервые прозвучала 26 февраля (2 марта) 1877 г. в концерте ИРМО под управлением Э. Ф. Направника. Премьера прошла неудачно, значительно большим успехом были отмечены последующие исполнения в России (в Санкт-Петербурге под управлением Н. А. Римского-Корсакова, Г. О. Дютша, в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна), а исполнения в Бельгии (в Антверпене под управлением Г. Юберти, в Брюсселе под управлением Ж. Дюпона, в Льеже под управлением Т. Раду) стали триумфом русской музыки. Несмотря на это, Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов, готовившие партитуру к изданию после смерти автора, внесли множество изменений в гармонию, оркестровку и даже форму. Партитура авторской редакции симфонии издана в 2015 г., исполнена в Хабаровске под управлением М. Ю. Архипова (2021).
Весной 1872 г. по инициативе директора Императорских театров С. А. Гедеонова А. П. Бородин вместе с М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи и Л. Минкусом принял участие в создании коллективной оперы-балета «Млада» на либретто В. А. Крылова (Бородину принадлежит 4-е действие). Постановка «Млады» не состоялась, часть своей музыки Бородин использовал в опере «Князь Игорь».
С середины 1870-х гг. Бородин всё активнее вёл общественную деятельность, в частности исполнял обязанности казначея Комитета Общества для пособия лицам женского пола, обучающимся на курсах Учёных акушерок при МХА и в Педагогических курсах, принял на себя руководство хором студентов МХА, хором женщин-врачей и оркестром МХА.
Летом 1877 г. в Веймаре А. П. Бородин познакомился с Ф. Листом, который высоко оценил обе его симфонии. Благодаря Листу 20 мая 1880 г. Симфония № 1 прозвучала в Баден-Бадене под управлением В. Вайсхаймера. Лист увлёк музыкой Новой русской школы графиню Л. де Мерси-Аржанто, которая зимой 1885 г. организовала в Льеже три «Русских концерта» под управлением Т. Жадуля, причём Первая симфония Бородина исполнялась во всех трёх. Вскоре обе симфонии, романсы и фрагменты из «Князя Игоря» прозвучали в Брюсселе и Антверпене. Постановка оперы планировалась в брюссельском театре «Ла Монне». Большую известность за границей также получил Струнный квартет № 1 (1879). Главная тема I части заимствована из финала Квартета ор. 130 Бетховена, но в целом квартет выдержан в русском стиле.
В 1881 г. А. П. Бородин завершил Струнный квартет № 2, широкую известность приобрела его III часть – Ноктюрн. Остальные сочинения 1880-х гг. – миниатюры: симфоническая картина «В Средней Азии» (1880, для живых картин в честь 25-летия царствования Александра II), «Маленькая сюита» и Скерцо (1885) для фортепиано, романсы на стихи А. С. Пушкина («Для берегов отчизны дальной»), Н. А. Некрасова («У людей-то в дому», для голоса с оркестром; оба 1881), А. К. Толстого («Спесь», 1884). Из изданных посмертно (1888) двух частей Симфонии № 3 I часть сочинена Глазуновым, II составлена им же из музыки Скерцо для квартета (1882) и сцены купцов, в августе 1879 г. исключённой Бородиным из «Князя Игоря». Подлинные эскизы Третьей симфонии напечатаны в английском издании книги С. А. Дианина (Dianin. 1963).
В 1930-е гг. П. А. Ламм составил проект Полного собрания сочинений А. П. Бородина (удалось издать лишь некоторые произведения).
Музей Бородина действует в селе Давыдово (ныне Камешковского района Владимирской области), где композитор отдыхал летом 1877–1879 гг. в доме своего ученика, химика А. П. Дианина.