Сук Вячеслав Иванович
Сук Вячесла́в Ива́нович (имя и фамилия при рождении Вацлав Сук, чеш. Václav Suk) [16.11.1861, местечко Кладно, Богемия, Австрийская империя, ныне г. Кладно, Чехия – 12.1.1933, Москва; похоронен на Введенском кладбище], российский дирижёр, скрипач, композитор, народный артист Республики (1925).
С 1873 г. обучался в Пражской консерватории по классу скрипки А. Бенневица, композицию изучал частно у З. Фибиха. Окончив консерваторию в 1879 г., поступил в пражский оркестр под управлением Ю. Лаубе, гастролировал с ним в Варшаве, городах юга Российской империи.
С 1880 г. жил в России, в 1883 г. принял российское подданство. В 1880–1882 гг. концертмейстер оркестра частной русской оперы в Киеве (антреприза И. Я. Сетова), где стал помощником дирижёра – И. К. Альтани. В 1882 г. одновременно с Альтани переехал в Москву, в 1882–1885 гг. артист Оркестра Московского Императорского Большого театра. Одновременно в 1882–1883 гг. участвовал как скрипач в симфонических концертах Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) под управлением М. Эрдмансдёрфера.
С 1885 г. работал как дирижёр в российской провинции: в оперно-драматической труппе под руководством В. Н. Андреева-Бурлака и П. И. Богатырёва в Харькове (1885), антрепризе М. Е. Медведева в Орле, Воронеже (1886) и др. В 1886–1889 гг. постоянный дирижёр симфонического оркестра ИРМО в Таганроге (в 1915 избран почётным членом Таганрогского отделения ИРМО). В 1890–1891 гг. дирижёр в драматической труппе А. Ф. Картавова в Вильне (ныне Вильнюс; в репертуаре имел 17 спектаклей), в 1893–1894 гг. – в антрепризе И. А. Шумана в Вильне и Минске.
В сезон 1895/1896 также дирижировал спектаклями Итальянского оперного товарищества Ф. Колетти в Москве. В 1896–1897 гг. дирижёр частной оперы А. И. Шмидтгоф (под руководством В. Н. Любимова) в Санкт-Петербурге. В 1897–1906 гг. работал в крупных театрах Харькова, Киева, Одессы, Казани, Саратова, Кишинёва, Санкт-Петербурга (в том числе в 1904–1906 в театре В. И. Кононова), дирижировал многочисленными операми русского и европейского репертуара. 3(16) октября 1904 г. дирижировал первой постановкой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Пан Воевода» (частная опера А. А. Церетели, на сцене Большого зала Петербургской консерватории). С 1905 по 1914 гг. под его управлением проходили летние концерты в Сестрорецке. В 1906 г. по рекомендации С. В. Рахманинова был приглашён открыть концертный сезон в Большом зале Московской консерватории. В середине 1900-х гг. участвовал в концертах Кружка любителей русской музыки Керзиных.
16(28) февраля 1900 г. в Харькове (частная опера А. А. Церетели, на сцене оперного театра Коммерческого клуба) дирижировал первой постановкой своей оперы «Лесной царь» (либретто по поэме «Май» К. Г. Махи), в 1903 г. – этой же оперой в Национальном театре в Праге.
В 1906 г. вернулся в Императорский Московский Большой театр, где занимал должность дирижёра до 1933 г. Дебютировал в 1906 г. оперой «Аида» Дж. Верди (режиссёр Р. В. Василевский), в дальнейшем провёл две премьеры этой оперы – 22 сентября (5 октября) 1917 г. (режиссёр В. П. Шкафер) и 6 октября 1922 г. (режиссёр В. А. Лосский). Впервые на русской сцене дирижировал оперой «Зимняя сказка» К. Гольдмарка [20 февраля (5 марта) 1909, режиссёр П. И. Мельников]. Дирижёр первых в Большом театре постановок опер «Каменный гость» А. С. Даргомыжского [19 декабря 1906 (1 января 1907), во 2-й оркестровой версии Н. А. Римского-Корсакова, режиссёр И. М. Лапицкий], «Садко» [24 октября (6 ноября) 1906, режиссёр Василевский], «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» [15(28) февраля 1908, режиссёр Лапицкий, прощальный бенефис Н. В. Салиной; 2(15) декабря 1916, режиссёр П. С. Оленин], «Майская ночь» [26 апреля (9 мая) 1909, режиссёр Мельников] и «Золотой петушок» [6(19) ноября 1909, режиссёр В. П. Шкафер] Н. А. Римского-Корсакова, «Манон» Ж. Массне [23 января (5 февраля) 1915 (по другим данным, 11[24] февраля 1915), режиссёр Василевский], «Саломея» Р. Штрауса (11 июня 1925, режиссёр Лапицкий). 6(19) апреля 1907 г. впервые продирижировал здесь «драматической легендой» «Осуждение Фуста» Г. Берлиоза (под названием «Гибель Фауста»).
«Вячеслав Иванович был великим мастером музыкальной драматургии, прекрасно чувствовал ритм спектакля… – писал Б. Э. Хайкин. – В "Китеже", опасном по своим длиннотам, он был особенно "бдителен". <…> Оркестр вспыхивал при каждой своей реплике, солисты и хор были в едином ритме с дирижёром. Но вот кончилась сцена в Великом Китеже, занавес закрылся, началась "Сеча". <…> В этой короткой симфонической картине… Сук достигал поразительных звучаний, грандиозных кульминаций. Сам он был предельно увлечён, с напряжённым вниманием "извлекал" своими изумительными руками все контрапункты, был очень подвижен, успевая на всё распространить своё внимание и добиваясь мгновенного подчинения» (Хайкин. 1984. С. 160).
В Большом театре В. И. Сук дирижировал очередными премьерами опер: «Нерон» А. Г. Рубинштейна [9(22) ноября 1907, режиссёр Лапицкий], «Руслан и Людмила» М. И. Глинки [27 ноября (10 декабря) 1907, режиссёр Мельников], «Снегурочка» Римского-Корсакова [27 декабря 1907 (9 января 1908), спектакль в бенефис режиссёра Василевского в честь 25-летия службы в Большом театре; 9(22) ноября 1911, режиссёр Лосский]; «Евгений Онегин» [25 октября (7 ноября) 1908, режиссёр Мельников], «Чародейка» [15(28) января 1916, режиссёр Лосский] и «Пиковая дама» (3 декабря 1920, режиссёр А. П. Петровский; 23 декабря 1927, режиссёр Лапицкий) П. И. Чайковского; «Лоэнгрин» [10(23) декабря 1908, режиссёр Василевский; 29 марта 1923, режиссёр Лосский], «Зигфрид» [24 апреля (7 мая) 1912, режиссёр Василевский] и «Валькирия» (24 апреля 1919, режиссёр Лосский) Р. Вагнера; «Кармен» Ж. Бизе (13 мая 1922, режиссёр А. А. Санин), «Хованщина» М. П. Мусоргского (17 мая 1928, режиссёр Лапицкий). Дирижёрские качества, отмеченные В. М. Богдановым-Березовским в связи с премьерой «Снегурочки», – сочетание «безупречной академической строгости» с «большой внутренней свободой фразировки, вдохновлённостью и темпераментностью» (цит. по: Антонина Васильевна Нежданова. Москва, 1967. С. 326) – были свойственны всему творчеству В. И. Сука.
В его репертуар в Большом театре входили также оперы: «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Борис Годунов» Мусоргского, и др. В 1931 г. (после перерыва, связанного с болезнью) он продирижировал оперой «Евгений Онегин» (в честь 50-летия со дня первой постановки оперы), а в 1932 г. (в связи с 50-летием своей творческой деятельности) – оперой «Аида», это был его последний спектакль.
С оркестром Большого театра проводил летние концерты на Сокольническом кругу (1915–1916, 1917). После Октябрьской революции 1917 г. выступал в концертах-митингах, шефских концертах. 2 сентября 1919 г. дирижировал первым (после возобновления) дневным концертом в Большом театре, в программе – Четвёртая симфония, «Моцартиана», «Итальянское каприччио» Чайковского; в одном из ближайших концертов, 23 ноября 1919 г., также исполнил сочинения Чайковского; несколько концертов прошли в 1920–1921 гг. В последующие годы дирижировал оркестром Большого театра на разных площадках.
Основу концертного репертуара В. И. Сука составляла музыка П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Р. Вагнера, Ф. Листа, он популяризировал сочинения чешских композиторов Б. Сметаны и А. Дворжака, исполнял новые произведения современников – Р. Штрауса, М. Равеля, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского и др.
С 1924 г. руководитель музыкальной части Оперной студии имени народного артиста Республики К. С. Станиславского, в 1926–1928 гг. заведующий музыкальной частью и главный дирижёр Оперной студии-театра имени народного артиста Республики К. С. Станиславского, участвовал в постановке оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова, дирижировал премьерой (19 января 1928, режиссёр В. С. Алексеев).
В 1926–1929 гг. дирижёр Московской филармониии. Часто выступал в Петрограде (Ленинграде) как оперный и симфонический дирижёр. В 1929 г. гастролировал в Баку.
В 1924–1925 гг. профессор Московской консерватории.
Кроме оперы, написал несколько сочинений для симфонического оркестра, 2 квартета, Фортепианный квинтет, ряд фортепианных пьес и романсов.