Бриттен Бенджамин
Бри́ттен Бе́нджамин, Эдвард Бенджамин Бриттен (Edward Benjamin Britten) (22.11.1913, Лоустофт – 4.12.1976, Олдборо), английский композитор, дирижёр, пианист.
Жизненный и творческий путь
Во 2-й половине 1920-х гг. учился у Ф. Бриджа, в 1932 г. окончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне (класс композиции Дж. Айрленда, класс фортепиано А. Бенджамина). В 1939–1942 гг. жил в США. В 1935–1941 гг. сотрудничал с поэтом У. Х. Оденом, на тексты которого написал ряд вокальных сочинений разных жанров (в том числе единственную оперетту «Пол Баньян», 1941; 2-я редакция 1975).
Начиная с 1937 г. все основные теноровые партии в сценических произведениях, вокальные циклы с оркестром, а также камерные сочинения писал в расчёте на голос П. Пирса, гастролировал вместе с ним в качестве пианиста-аккомпаниатора. В 1948 г. Бриттен совместно с Пирсом основал музыкальный фестиваль в Олдборо (небольшой приморский город в графстве Суффолк), который стал местом проведения премьер его произведений.
В 1960–1970-х гг. поддерживал дружбу с российскими музыкантами М. Л. Ростроповичем и Г. П. Вишневской, посвятил им ряд сочинений. В 1963–1971 гг. неоднократно приезжал в СССР, в том числе руководил концертными исполнениями своей музыки.
Дирижировал преимущественно собственной музыкой, исполняя её с разными оркестрами. В конце 1960-х и начале 1970-х гг. выступал с Английским камерным оркестром, дирижировал музыкой и других композиторов, в том числе посвящённой ему Симфонией № 14 Д. Д. Шостаковича (1970, 1-е зарубежное исполнение), «Страстями по Иоанну» (1971) и «Бранденбургскими концертами» (1968) И. С. Баха, семи-оперой «Королева фей» Г. Пёрселла (1970), подборкой сочинений П. Грейнджера (1968). Все названные исполнения были записаны и позднее изданы на LP и CD.
Премия Э. фон Сименса (1974). Три премии «Грэмми» (все – 1963, за «Военный реквием»).
Творческое наследие
Творчество Бриттена опирается на европейский музыкальный романтизм 19 в. (в том числе на мажорно-минорную тональность с развитой тональной периферией) и продолжает традиции культуры Великобритании. Чаще других исполняются его сочинения для симфонического оркестра «Простая симфония» (1934) и «Вариации и фуга на тему Пёрселла» (другое название – «Путеводитель по оркестру для молодого человека», 1945), которые отличают доступность музыкального языка, преимущественно гомофонный склад, изобретательная нарядная аранжировка.
На протяжении всей жизни Бриттен обращался к детским образам и голосам, как в сюите «Хоровые пятницы» («Friday afternoons», 1935) для хора мальчиков и фортепиано (популярна 3-я песня сюиты – «Кукушка», целиком вырастающая из одного звукоизобразительного мотива). «Рождественские песни» («A ceremony of carols», 1942) для хора мальчиков и арфы, написанные преимущественно на традиционные тексты кэрол (на среднеанглийском языке, со вставками латыни), – одно из лучших произведений детского хорового репертуара. При том что оно легко воспринимается на слух, техническая его реализация весьма изысканна: Бриттен применяет здесь простые имитации и каноны («As dew in Aprille», «This little babe», «Deo gracias»), переменный метр и модализмы, искусно обрамляет целое григорианским антифоном «Hodie Christus natus est». Композитор активно вовлекал детскую аудиторию в процесс исполнения: в детских операх «Давайте ставить оперу» («Let's make an opera», 1949) и «Ноев ковчег» («Noye's fludde», 1958), в водевиле «Зóлота тщета» («Golden Vanity», 1967; все премьеры прошли на фестивалях в Олдборо) и других сочинениях. Его «Путеводитель по оркестру» не только развлекает молодёжь, но и несёт полезную образовательную нагрузку.
С именем Бриттена связывается возрождение английского музыкального театра. Конфликт неординарной личности с обществом и покушение на невинность – основные сюжетные мотивы в операх «Питер Граймс» (поставлена в 1945, Лондон; 4 интерлюдии из оперы часто исполняются как самостоятельное оркестровое произведение), «Поругание Лукреции» («The Rape of Lucretia»; поставлена в 1946, Глайндборн), «Билли Бад» (по мотивам одноимённой повести Г. Мелвилла; поставлена в 1951, Лондон; 2-я редакция 1960, поставлена в 1964), «Поворот винта» («The Turn of the Screw»; по роману Г. Джеймса, поставлена в 1954, Венеция). Центральная драматическая идея последней оперы «Смерть в Венеции» («Death in Venice»; по новелле Т. Манна, поставлена в 1973, Олдборо) – сложная духовная жизнь творца и его трагический земной удел. Реальный мир, окружающий главного героя, писателя Ашенбаха (с которым, возможно, идентифицировал себя Бриттен), противопоставлен миру, преображённому его сознанием. Этот контраст претворён в двух музыкальных пластах – венецианском (баркарола, уличные песни, хорал и колокольный перезвон, стилизованная буффонада, живописные интерлюдии) и условно античном (балетные сцены, хоровой дифирамб).
Среди других музыкально-сценических произведений: оперы «Альберт Херринг» (поставлена в 1947, Глайндборн) и «Сон в летнюю ночь» (либретто Бриттена и П. Пирса по комедии У. Шекспира, поставлена в 1960, Олдборо), балет «Принц пагод» («The Prince of the Pagodas»; поставлен в 1957, Лондон). Среди крупных хоровых произведений выделяется пацифистский «Военный реквием» (1962), где традиционные молитвословные тексты («Requiem aeternam», «Dies irae» и т. д.) перемежаются стихами У. Оуэна, написанными в годы Первой мировой войны.
В числе других сочинений: оркестровые «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» (1937) и «Симфония-реквием» («Sinfonia da Requiem», 1940); фортепианный (1938; 2-я редакция 1945), скрипичный (1939; редакции 1950, 1954, 1965) и виолончельный (под названием «Cello Symphony», 1963; 2-я редакция 1964) концерты; вокальные циклы «Серенада» (для тенора, валторны и струнных, 1943), «Ноктюрн» (для тенора, 7 облигатных инструментов и струнных, 1958), «Эхо поэта» (на русский текст А. С. Пушкина, 1965); обработки народных песен Англии, Ирландии и Франции для голоса с фортепиано (6 тетрадей); 3 сюиты для виолончели соло (1964, 1967, 1971; последняя сюита содержит оригинальные русские темы).
Осуществлённые Бриттеном редакции «Оперы нищего» Дж. Гея и И. К. Пепуша (1948), оперы «Дидона и Эней» (1951) и семи-оперы «Королева фей» (1967) Г. Пёрселла хотя и не были аутентичными реконструкциями, дали этим сочинениям новую жизнь на мировой оперной сцене.
Память
В 1986 г. в Олдборо основан благотворительный фонд Britten Pears Arts (современное название с 2020), который прежде всего занимается организацией ежегодного музыкального фестиваля, а также организует сезонные концерты, художественные выставки и мастер-классы, поддерживает дом-музей Б. Бриттена и П. Пирса (т. н. Red House) и т. д.