Касаткина Наталия Дмитриевна
Каса́ткина Ната́лия Дми́триевна (7.6.1934, Москва – 13.3.2024, там же), российская артистка балета, балетмейстер, режиссёр, народная артистка РСФСР (1984).
Мать – Кардашова (Касаткина) Анна Алексеевна (1908–2004), литератор. Отец – Касаткин Дмитрий Алексеевич (1902–1965), инженер-строитель.
В 1953 г. окончила Московское хореографическое училище (МХУ; педагоги С. М. Мессерер, М. А. Кожухова). На выпускных концертах в МХУ исполнила партии в балетах П. И. Чайковского – «Щелкунчик» (Маша; хореография В. И. Вайнонена) и «Лебединое озеро» (Одетта, 2-й акт; хореография Л. И. Иванова).
В 1954–1976 гг. танцевала в Большом театре. Репертуар состоял преимущественно из характерных партий. Первая исполнительница партий: Узундара (1957, «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, балетмейстер В. И. Вайнонен), Египетская танцовщица (1958, «Спартак» Хачатуряна, балетмейстер И. А. Моисеев), Мавританка (1964, «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна, балетмейстер К. Я. Голейзовский), Бесноватая (1965, «Весна священная» И. Ф. Стравинского) и Изольда (1967, «Тристан и Изольда» на музыку Р. Вагнера; оба спектакля – балетмейстеры Касаткина и её муж В. Ю. Василёв), Придворная танцовщица (1965, «Легенда о любви» А. Меликова), Индийская кукла (1966, «Щелкунчик» Чайковского), Куртизанка (1968, «Спартак» Хачатуряна; все спектакли – балетмейстер Ю. Н. Григорович), Рок (1967, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо).
Среди других партий: Молодая цыганка («Каменный цветок» С. С. Прокофьева, балетмейстер Григорович), Уличная танцовщица, Мерседес, Испанский и Цыганский танцы («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. А. Горского), Фламенко и Танец с кастаньетами («Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. М. Чабукиани), Испанский танец («Лебединое озеро», хореография Горского, А. М. Мессерера).
С начала 1960-х гг. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв работали как соавторы либретто, балетмейстеры и режиссёры. С 1977 г. возглавляли Концертный ансамбль СССР «Классический балет».
Среди основных постановок: «Ванина Ванини» (1962) и «Героическая поэма» («Геологи»; 1964) Н. Н. Каретникова, «Сотворение мира» А. П. Петрова (1971, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова), «Повесть о Ромео и Джульетте» Прокофьева (1972, Новосибирский театр оперы и балета). Касаткина и Василёв стали, по определению В. В. Ванслова, «первыми молодыми балетмейстерами новой волны», их спектакли «влились в общий процесс обновления отечественного искусства и сыграли в нём заметную роль» (Ванслов. 2010. С. 148).
Первые постановки Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва родились в союзе с композитором Н. Н. Каретниковым. Впервые поставленная в СССР в 1965 г. «Весна священная» Стравинского укрепила их репутацию как хореографов-модернистов, чему способствовало одобрение композитора и успех постановки в ходе американских гастролей Большого театра.
В поисках собственного пластического языка Касаткина и Василёв обращались к авангардистским партитурам, открыв классическому балету музыку Стравинского и Б. Бартока, Каретникова и Ю. М. Буцко. Уже в первых балетах определилась их «манера пластики – графическая, суховато чёткая, в жесткости обретающая экспрессию… Диктовал же манеру отказ от героики, поднятой на пьедестал», – писала В. М. Красовская. Авторов интересовала «не героизация будней, а будничный героизм, не восхождение на пьедестал, а иконоборчество… Тема окончательно определилась в "Весне священной", опрокинув прежние хореографические концепции балета Стравинского» (Советский балетный театр. Москва, 1976. С. 280).
Встав во главе собственной труппы, хореографы восстановили для неё большинство своих ранних спектаклей. Одними из первых проявили интерес и к возвращению старинной хореографии, пригласив для этого Е. С. Качарова – партнёра Е. В. Гельцер. Специально для труппы «Классический балет» в 1980 г. П. Лакотт сделал новую редакцию балета «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировца и М. Карафы ди Колобрано.
Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв первыми познакомили москвичей с творчеством западных балетмейстеров – классиков 20 в. М. Бежара и Р. Пети, пригласив А. М. Плисецкого для переноса их постановок на московскую сцену. При этом продолжали развивать собственные постановочные и хореографические идеи в оригинальных спектаклях, среди которых – «Волшебный камзол» Каретникова (1983), «Поцелуй феи» Стравинского (1989), «Травиата» на музыку Дж. Верди (2001), «Маугли» А. Прайера (2007), «Лисистрата» О. А. Петровой (2014), «Гадкий утёнок» на музыку Э. Грига (2016), «Кракатук» Э. Н. Артемьева (2020).
Вырастив в своём коллективе сильных и техничных танцовщиков (В. А. Малахов, С. В. Исаев, И. Д. Мухамедов, Т. Г. Палий, В. В. Цой, Г. О. Степаненко, И. Р. Галимуллин, Е. А. Березина), Касаткина и Василёв обратились к классическим балетам и создали собственные редакции «Лебединого озера» (1988) и «Щелкунчика» (1994) П. И. Чайковского, «Жизели» А. Адана (1991), «Дон Кихота» Минкуса (1990), ставшие репертуарной основой театра. В то же время представляли своё прочтение классических сюжетов [«Хрустальный башмачок» Прокофьева (1993), «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди (1996), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1996), «Жар-птица» Стравинского (2000), «Спартак» А. И. Хачатуряна (2002), «Спящая красавица» Чайковского (2004), «Коппелия» Л. Делиба (2009)], стремясь соединить балет и шоу.
Среди телепостановок: «Хореографические новеллы» (1973), «Адам и Ева» (по балету «Сотворение мира», 1982), «Синие розы для балерины» (1985).
Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв как режиссёры и авторы стихотворного либретто поставили оперу «Пётр Первый» А. П. Петрова (1975; Государственная премия СССР, 1976), как режиссёры – оперу-феерию Петрова «Маяковский начинается» (1983, обе – в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова), оперу «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта (1978, Большой театр), вокально-хореографическую симфонию Петрова «Пушкин. Размышления о поэте» (1979, Ленинградский театр имени С. М. Кирова; лауреат театрально-телевизионного фестиваля «России первая любовь», 1979). Выступили хореографами уличного действа «Наша древняя столица» (1997, автор сценария и режиссёр А. С. Кончаловский, Российское театральное агентство «Трибьют», Васильевский спуск, Москва).
В 1970–1980-х гг. Н. Д. Касаткина вела программы «Балет, балет…» и «Легенды Большого» на Центральном телевидении.
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Рыцарь танца» (1996, совместно с Василёвым).
Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1994), Почёта (2005), Дружбы (2020).
Сын – Иван Владимирович Василёв (род. 1960) – кинорежиссёр, с 1998 г. заместитель директора, с 1999 г. директор, с 2019 г. главный режиссёр Театра классического балета.
Внучка – Екатерина Ивановна Василёва (род. 1988) – режиссёр оперы.