Экс-ан-Прованский фестиваль
Экс-ан-Прова́нский фестива́ль (официальное название Международный Экс-ан-Прованский оперный фестиваль, франц. Festival international d’art lyrique d’Aix-en-Provence), фестиваль академической музыки, один из самых авторитетных в мире.
Проводится в Экс-ан-Провансе (департамент Буш-дю-Рон) с 1948 г. ежегодно, летом. Открыт постановкой оперы «Так поступают все» В. А. Моцарта (сценография Ж. Вакевича). Главная театральная сцена фестиваля – площадка под открытым небом на территории бывшего епископского дворца (Théâtre de l’Archevêché). Часть фестивальных мероприятий проходит в кафедральном соборе Сен-Совёр (Христа Спасителя), Большом театре Прованса (Grand Théâtre de Provence; открыт в 2007), театре «Жё де Пом» (Théâtre du Jeu de Paume), концертном зале Консерватории имени Д. Мийо, на двух городских площадях и в других местах.
До начала 1970-х гг. акцент в фестивальных программах был на операх Моцарта (например, в 1949 с большим успехом была поставлена опера «Дон Жуан», сценография Кассандра). C 1974 г. в репертуаре начали появляться итальянские оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини), с 1982 г., наряду с классико-романтическими, всё более активно ставятся барочные оперы (Г. Ф. Гендель, А. Кампра, Ж.-Б. Люлли, К. Монтеверди, Г. Пёрселл, Ж.-Ф. Рамо и др.), а также (изредка) современные: так, осуществлены мировые премьеры опер «Балкон» П. Этвёша (2002) и «Жюли» Ф. Бусманса (2005).
Режиссёрами оперных постановок выступали П. Брук, Р. Карсен, П. Селларс, П. Шеро. Музыкальное руководство оперными спектаклями осуществляли дирижёры К. Аббадо, С. Реттл, Х. Росбауд, Э.-П. Салонен, Т. Т. Сохиев, Д. Хардинг. Спектакли сопровождали Берлинский филармонический оркестр, лондонский оркестр «Филармония», Лондонский симфонический оркестр, Парижский оркестр, Малеровский камерный оркестр. В постановках барочных опер и в концертах барочной музыки были заняты оркестры, представляющие аутентичное исполнительство: «Английские солисты барокко» под руководством Дж. Э. Гардинера, Берлинская академия старинной музыки (с Р. Якобсом), «Музыканты Лувра» (с М. Минковским), Фрайбургский барочный оркестр, «Лирические дарования» под руководством К. Руссе, и др.
С последней четверти 20 в. фестиваль постепенно терял оперную специализацию, в начале 21 в. стал универсальным: значительное место в его программах ныне отводится кантатно-ораториальной, оркестровой и камерной инструментальной музыке, а также сольным концертам певцов (в том числе изредка – неакадемических; например, в 1975 в фестивале участвовала Э. Фицджералд).