Коринфский ордер
Кори́нфский о́рдер, один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Впервые встречается в интерьере храма Аполлона в Бассах (2-я половина 5 в. до н. э.) как оформление отдельно стоящей (вероятно, вотивной) колонны в центре целлы. Витрувий приводит историю создания ордера: кормилица молодой жительницы Коринфа оставила на её могиле корзину с её любимыми вещами, закрыв от непогоды сверху черепицей. Корзина стояла на корне аканта, и весной он дал побеги, которые оплели её снаружи. Увидев это, афинский скульптор Каллимах создал по такому образцу капитель для колонны (Десять книг об архитектуре. Книга IV. Глава I. 9–10). Витрувий также сравнивает пропорции колонны коринфского ордера с фигурой молодой девушки (Книга IV. Глава I. 8).
На раннем этапе этот ордер применялся или в интерьере (14 колонн внутри т. н. фимелы – толоса в святилище Асклепия в Эпидавре, середина 4 в. до н. э., зодчий Поликлет Младший), или снаружи небольших сооружений (первый сохранившийся пример – полуколонны памятника Лисикрата в Афинах, около 335 до н. э.). В крупном масштабе ордер использован во внешней колоннаде храма Зевса Олимпийского в Афинах (175–164 до н. э., архитектор Коссутий).
Широкое распространение коринфский ордер получил в эпоху эллинизма. В архитектуре Древнего Рима периода империи он применялся очень часто, импонируя заказчикам пышностью и торжественностью форм. По своей сути коринфский ордер представляет собой вариацию ионического ордера: в древнегреческих постройках коринфская колонна отличалась от ионической только рисунком капители. Лишь ко времени императора Октавиана Августа в древнеримской архитектуре сложилась характерная для коринфского ордера форма антаблемента.
Коринфская база представляет собой аттический вариант базы ионической колонны (скоция, лежащая между двумя торусами, или валами); иногда она может быть украшена рельефным орнаментом. Каннелюры (как правило, их 24) ствола колонны разделены дорожками. Шейки у коринфской колонны нет. Колоколообразная капитель покрыта двумя рядами листьев аканта, из которых вырастают стилизованные стебли этого растения, заканчивающиеся небольшими волютами. Её завершает профилированный абак; его слегка вогнутые стороны могут быть украшены по центру розетками или цветами аканта.
Антаблемент коринфского ордера состоит из архитрава, фриза и карниза. Архитрав разделён на три фасции; фриз может быть гладким или представлять собой непрерывную декорированную полосу. Карниз украшен дентикулами, а часто и модульонами, поддерживающими выносную плиту. На основе системы коринфского ордера сформировался композитный ордер.
Отзвуки коринфского ордера можно найти в капителях колонн византийских (церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле, около 527–536, и др.) и исламских сооружений (мечеть аль-Кутубия в Марракеше, 1147, достраивалась в 1153, 1196), он был источником вдохновения для романских и готических капителей. Теоретик эпохи Возрождения С. Серлио вслед за Витрувием, советовавшим использовать коринфский ордер для храмов Венеры, Флоры, Прозерпины и нимф источников (Книга I. Глава II. 5), рекомендовал украшать им церкви Богоматери или святых дев, монастыри и клуатры, дома и гробницы честных и целомудренных людей («Общие правила архитектуры», книга IV из трактата «Семь книг об архитектуре»: Serlio S. Regole Generali Di Architettvra Sopra Le Cinqve Maniere Degli Edifici. Venetia, 1537). Г. Гварини в эпоху барокко создал свои варианты коринфского ордера – с закрученными спиралью каннелюрами и с змеевидно изогнутым стволом самой колонны (Guarini G. Architettura civile. Torino, 1737).