Гендель Георг Фридрих
Ге́ндель Гео́рг Фри́дрих (нем. Georg Friedrich Händel, англ. George Frideric Handel) (23.2.1685, Галле – 14.4.1759, Лондон), немецкий и английский композитор. Один из крупнейших мастеров музыки 18 в., чьё творчество (наряду с творчеством И. С. Баха) стало кульминацией и в то же время завершением западноевропейского музыкального барокко.
Родился в семье цирюльника-хирурга, уже в раннем детстве обнаружил выдающиеся музыкальные способности. Обучался под руководством органиста и композитора Ф. В. Цахау, в 1702 г. стал органистом главной кальвинистской церкви в Галле. В 1703 г. поступил в оркестр Гамбургского оперного театра (второй скрипач, затем клавесинист), в 1705 г. дебютировал в этом театре как композитор оперой «Изменчивое счастье венценосцев, или Альмира, королева Кастильская», в которой опирался на традиции гамбургской школы. Успешные постановки этой и следующей оперы – «Любовь, приобретённая кровью или злодейством, или Нерон» (1705) способствовали приглашению Генделя в Италию.
В течение 3 лет, проведённых в Италии (с осени 1706 до начала 1710), Гендель посетил крупнейшие города, выступал как клавесинист-виртуоз, познакомился с видными музыкантами (А. Корелли, А. Скарлатти и Д. Скарлатти) и в кратчайший срок освоил важнейшие жанры современной ему итальянской музыки. Высокое мастерство вокального письма на итальянские тексты ярко демонстрируют его оперы «Родриго» (1707, Флоренция) и «Агриппина» (1709, Венеция), оратории «Триумф Времени и Разочарования» [1707, Рим; во второй (1737) и третьей (1757) редакциях – «Триумф Времени и Правды»] и «Воскресение» (1708, Рим), а также многочисленные сольные кантаты.
В 1710–1716 гг. Г. Ф. Гендель – придворный капельмейстер курфюрста Ганноверского (ставшего в 1714 английским королём Георгом I), жил попеременно в Ганновере и в Лондоне. В 1711 г. с большим успехом прошла премьера его оперы «Ринальдо», а в последующие годы были поставлены ещё 4 оперы: «Верный пастух» (1712), «Тезей» и «Сулла» (обе 1713), «Амадис» (1715). В конце 1716 г. он окончательно переселился в Англию, где провёл большую часть своей жизни (в 1727 получил британское подданство). В 1717–1718 гг. находился на службе у Джеймса Бриджеса (графа Карнарвона, впоследствии герцога Чандоса), осваивая при этом специфически английские музыкальные жанры (к данному периоду относятся маска «Ацис и Галатея» и 11 знаменитых «Чандосских антемов»).
Расцвет оперного творчества Г. Ф. Генделя пришёлся на 1720–1728 гг., когда композитор занимал пост музыкального руководителя Королевской академии музыки, репертуар которой состоял из итальянских опер. Здесь были поставлены его шедевры: «Радамист» (1720), «Тамерлан», «Юлий Цезарь» (обе – 1724) и др. Несмотря на финансовый крах академии в 1728 г., в сезон 1729/1730 Гендель, набрав новых певцов, возобновил оперные постановки. Конкурентная борьба с возглавляемой Н. Порпорой «Оперой знати» (Opera of the Nobility), также ставившей в Лондоне итальянские оперы, в 1737 г. привела Генделя к банкротству. Однако ни эта неудача, ни разбивший его паралич не сломили композитора.
После выздоровления Гендель вновь начал сочинять, причём его творческие предпочтения стали всё более склоняться в сторону оратории. К этому жанру Гендель начал активно обращаться с 1-й половины 1730-х гг. («Эсфирь», 2-я редакция – 1732; «Дебора» и «Аталия», обе 1733), но лишь после провала в 1741 г. оперы «Дейдамия» в Лондоне и успеха оратории «Мессия» в Дублине (1742) оратория окончательно заняла ведущее место в творчестве композитора. С конца 1730-х гг. премьеры его ораторий – «Саул», «Израиль в Египте» (обе – 1739), «Самсон» (1743) и «Иосиф и его братья» (1744), «Валтасар» (1745), «Соломон» (1749) – обычно происходили в крупнейших лондонских театрах, причём в антрактах Гендель солировал в органных концертах или руководил исполнением собственных оркестровых сочинений. Правда, окончательное признание ораторий Генделя британской публикой пришло только после триумфа «Иуды Маккавея» в 1747 г., когда композитор фактически стал национальным героем Англии.
Последние годы жизни Генделя были омрачены наступившей в 1751 г. слепотой. Тем не менее он не прекращал сочинять, создав монументальную ораторию «Иеффай» (1752) и последнюю (3-ю) редакцию оратории «Триумф Времени и Правды» (1757), а также иногда выступал в концертах. Как и многие великие деятели английской культуры, Гендель похоронен в Вестминстерском аббатстве (на памятнике держит в руках нотный листок, на котором записана мелодия арии «Я знаю, Искупитель мой жив» из 3-й части оратории «Мессия»).
Ещё при жизни Г. Ф. Генделя его музыка была хорошо известна не только в Англии, но и на континенте (во многом благодаря распространению многочисленных изданий его сочинений), а после своей кончины композитор окончательно был признан классиком музыкального искусства. Такая оценка никогда не подвергалась сомнению, хотя вплоть до 20 в. значительная часть творческого наследия Генделя (прежде всего оперы) пребывала в забвении, а в исполнении ораторий начиная с 1780-х гг. преобладала излишняя монументальность, не отвечавшая исполнительской практике времён их создания. В полной мере величие и своеобразие искусства Генделя было оценено лишь в 20 в., когда были не только изданы, но и публично исполнены практически все его сочинения (всего – свыше 600), созданные в большинстве музыкальных жанров, бытовавших в 1-й половине 18 в.
В своём творчестве Гендель обобщил многообразные тенденции европейской музыки эпохи барокко. Для его авторского стиля характерна техника «крупного штриха», свидетельствующая о большем внимании к облику произведения в целом, чем к его отдельным частям, а также броская манера подачи музыкального материала при сравнительной простоте и экономии выразительных средств. Генделевские сочинения отличает особый тип фактуры, которому даже в условиях имитационной полифонии присуща неизменная ясность гармонической основы целого и рельефное выделение важнейших мелодических образований – следствие присущего стилю композитора приоритета вокального начала (повлиявшего и на инструментальные полифонические сочинения). Искусство Генделя по сути своей объективно и действенно, при этом подчас в его музыке на первый план выходит изобразительность (например, в картинах «казней египетских» из оратории «Израиль в Египте»). Одно из существенных качеств музыкального мышления композитора – театральность, свойственная не только его сценическим, но и ораториальным произведениям.
Долгое время Гендель считался прежде всего мастером оперы; всего он написал свыше 40 произведений в этом жанре (в основном итальянские оперы на исторические или историко-мифологические сюжеты, традиционно причисляемые к операм-сериа). Однако в наибольшей мере специфика генделевского искусства воплотилась в ораториях (около 25) – масштабных эпических и драматических композициях с активным участием хора. Большинство ораторий (в том числе такие шедевры, как «Саул», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей» и др.) написаны на сюжеты из Священного Писания, которые оказались созвучны философским и политическим идеям, распространённым в английском обществе 18 в. Стилистически близки ораториям другие сочинения кантатно-ораториального типа («Ода ко дню рождения королевы Анны», «Празднество Александра», «Ода ко дню Святой Цецилии», «Празднество на Парнасе»), а также духовная музыка композитора (около 30 антемов, «Брокес-пассионы», 5 «Te Deum» и другие церковные песнопения). Гендель проявил себя и в камерной вокальной музыке (около 100 сольных кантат, вокальные дуэты, арии, английские песни и др.).
Среди его оркестровых сочинений выделяются 18 кончерто гроссо (op. 3 и op. 6); 3 сюиты «Музыка на воде» и сюита «Музыка фейерверка»; 11 концертов для органа с оркестром (ор. 4 и ор. 7); Концерт для арфы с оркестром (ор. 4 № 6); 3 концерта для оркестра с двумя ансамблями духовых (concerti a due cori). Гендель написал около 20 трио-сонат (в т. ч. 6 сонат ор. 2 и 7 сонат ор. 5) и примерно столько же сонат для солирующего инструмента (флейты, скрипки, гобоя) и бассо континуо (в т. ч. 12 сонат ор. 1), а также множество клавирных сочинений, среди которых фуги и более 20 сюит.
Творчество Генделя оказало воздействие на развитие не только английской музыки 18 в., но и всего европейского музыкального искусства. Оно существенно повлияло на К. В. Глюка, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, а также Л. ван Бетховена, который считал его величайшим из композиторов.
Сочинения Генделя принято указывать по тематическому каталогу Б. Базельта, опубликованному в 1978–1986 гг. в 3 томах; нумерация сопровождается аббревиатурой HWV (сокращение от нем. Händel-Werke-Verzeichnis – «Каталог сочинений Генделя»).