Яначек Леош
Я́начек Ле́ош (Leoš Janáček; крещён как Лео Эуген, Leo Eugen) (3.7.1854, деревня Хохвальд, Моравия, Австро-Венгрия, ныне Гуквальди, Чехия – 12.8.1928, Велька-Острава, ныне Острава), чешский композитор и музыковед.
Жизненный и творческий путь
Сын сельского учителя и музыканта Йиржи Яначека (1815–1866). С 1865 г. воспитанник музыкального интерната при августинском Старобрненском монастыре, певчий монастырского хора. В 1872 г. окончил брненский Славянский институт подготовки учителей, в 1875 г. – Пражскую органную школу (учился у Ф. Скугерского, Ф. Блажека), в 1879–1880 гг. изучал композицию в Лейпцигской (класс Л. Грилля) и Венской (класс Ф. Кренна) консерваториях.
В 1873–1876 гг. хормейстер хорового общества ремесленников «Святоплук», в 1876–1888 гг. хормейстер, дирижёр и пианист концертного общества «Беседа брненска». Основатель (1881), первый директор и профессор брненской Органной школы (с 1947 Академия изящных искусств имени Л. Яначека). В 1919–1920 гг. директор брненского филиала Пражской консерватории, в 1920–1925 гг. профессор класса композиции. С 1886 г. под влиянием чешского филолога Ф. Бартоша изучал музыкальный фольклор, издал свыше 100 обработок моравских народных песен и танцев. В 1884–1888 гг. редактор первой моравской музыкальной газеты Hudební listy, писал музыкально-критические статьи в газеты Moravské listy (1890–1892), Lidové noviny (1893–1928), Hlídka (с 1897).
Яначек, испытавший большое влияние русской литературы и музыки, с 1896 г. неоднократно приезжал в Россию.
Творческое наследие
Из 9 опер Яначека наиболее известны: «Её падчерица», или «Енуфа» (по драме Г. Прейссовой, 1904), «Катя Кабанова» (по драме «Гроза» А. Н. Островского, 1921), «Приключения лисички-плутовки» («Příhody lišky Bystroušky», по «графической новелле» Р. Тесноглидека, 1924; популярна инструментальная сюита из неё, сделанная после смерти автора В. Талихом), «Средство Макропулоса» (по комедии К. Чапека, 1926), «Из мёртвого дома» (по Ф. М. Достоевскому, 1930); все на либретто автора, поставлены в Брно. В балете с пением «Ракош Ракочи» («Rákoš Rákoczy», по названию словацкого свадебного обряда) использованы народные темы (1891, Прага).
Яначек – автор около 20 сочинений для оркестра, в их числе: Симфониетта (первоначальное название – Военная симфониетта; 1926; самое репертуарное сочинение композитора), рапсодия «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю, 1918), «Бланицкая баллада» (по мотивам народной легенды о рыцарях, спящих в глубине горы Бланик, но готовых по первому зову встать на защиту Чехии; 1919), симфоническая прелюдия «Ревность» (1895), сюиты на темы чешских народных танцев (валашских, моравских, ганацких), сюита «Лашские танцы» («Lašské tance», 1924; по названию историко-этнической области, где родился Яначек).
В области духовной музыки наиболее значима «Глаголическая месса» (католическая месса на церковнославянском языке, текст записан глаголицей; 1927). Среди других произведений на духовную тему: кантаты «Вечное Евангелие» («Věčné evangelium», 1914) и «Отче наш» (2-я редакция, 1906), мужской хор «Ave Maria» (по стихотворению Дж. Г. Байрона, 1883), «Радуйся, Мария» («Zdrávas Maria») для тенора, хора, скрипки и органа (1904; все – на чешские тексты).
Многие сочинения для разных исполнительских составов написаны на славянские фольклорные темы и исторические сюжеты. Помимо упомянутых, это оркестровые пьесы «Казачок» («Kozáček», с использованием мотивов «Камаринской»; 1899) и «Сербское коло» («Srbské kolo», 1900), кантата «Чартак на Солани» («Na Soláni čarták», 2-я редакция, 1920; Чартак – название трактира и гостиницы на горе Солань в Карпатах, в 1920-х гг. популярное место встречи чешских художников, литераторов, музыкантов), вокальные циклы «Дневник исчезнувшего» («Zápisník zmizelého», стихи на моравском диалекте приписываются Й. Кальде, 2-я редакция 1920) и «Прибаутки» («Řikadla», для камерного хора и 10 инструментов; 1926), сюита «Народные ноктюрны» («Lidová nokturna», 1906) для камерного женского хора и др.
Писал в разных жанрах камерной инструментальной музыки: «Сказка» для виолончели и фортепиано («Pohádka», по «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского; 4-я редакция, 1923), духовой секстет «Юность» («Mládí», 1924), Струнный квартет № 1 «Крейцерова соната» (по повести Л. Н. Толстого, 1923), «Думка» (1880) и Соната для скрипки и фортепиано (1922), фортепианная соната «1 октября 1905» (1906; сохранилась частично), Струнный квартет № 2 «Доверительные письма» («Listy důvěrné», 1928; одна из последних работ).
Яначек – автор двух трудов по гармонии, в их числе «Полное учение о гармонии» («Úplná nauka o harmonii», 2-е издание, 1920). Оригинальные музыкально-теоретические идеи содержатся в статьях «Ритмика народной песни» (1909), «Основы музыкальной ритмики» (около 1910) и др.
В 21 в. сочинения Яначека принято идентифицировать по каталогу его музыкальных и литературных сочинений (используется аббревиатура JW): Simeone N., Tyrrell J., Němcová A. Janáček's Works. A catalogue of the music and writings of Leoš Janáček. Oxford: OUP, 1997.
Композиторский стиль
Стилистика музыкальных произведений Яначека в целом близка его предшественнику – А. Дворжаку. Как и у Дворжака, национальный колорит музыки вписан в широкий контекст западноевропейского романтизма, с типичными для этого течения эстетическими и технико-композиционными тенденциями. Программность проявилась в оркестровых и камерных инструментальных сочинениях, в одночастном Концерте для скрипки с оркестром «Странствия душеньки» («Putování dušičky», 1926, не окончен). Программа обычно носит обобщённый характер, как в Симфониетте (подзаголовки II, III и V частей ссылаются на достопримечательности Брно – «Замок», «Королевский монастырь», «Ратуша») или в фортепианной сюите «По заросшей тропе» («Po zarostlém chodníčku», 1911; названия пьес 1-й тетради: «Наши вечера», «Листок, унесённый ветром», «Фридекская икона Богоматери», «В слезах» и др.).
Яначек – прекрасный мелодист, лучшие из его мелодий легко и приятно ложатся на слух (например, многие темы из оперы «Приключения лисички-плутовки»). В основе его гармонического языка – расширенная мажорно-минорная тональность, с умеренным вкраплением модализмов (гармонический мажор в танце «Дымак» из «Лашских танцев», пентатоника в начале Симфониетты, увеличенный лад в № 10 и 15 цикла «Прибаутки»).
Некоторые поздние сочинения Яначека носят экспериментальный характер, как III часть Струнного квартета № 1, где традиционная гомофония театрально противопоставлена колористическому – почти сонорному – пласту гармонии, или I часть Струнного квартета № 2 с разнообразными флажолетами. Ритмические и фактурные изыски, вызывающие ассоциации с музыкой русского периода И. Ф. Стравинского, отмечаются практически в каждой пьесе «Прибауток» (музыковед Дж. Новак назвал этот цикл «компендием стиля композиции» Яначека; см. Novak. 1999). В ряде сценических произведений ощутимо влияние М. П. Мусоргского, которое сказалось в декламационности вокальных партий («омузыкаленная речь» вместо привычной мелодии), противопоставлении их насыщенному тематической разработкой оркестру, стремлении поместить в центр драматургического замысла трагедию личности – одинокой («Средство Макропулоса») или отвергнутой обществом («Из мёртвого дома»).
Память
С 2018 г. в Остраве проводится Международный музыкальный фестиваль имени Яначека, один из самых значительных в Чехии; образован путём слияния двух фестивалей: «Май Яначека» (основан в 1950 в Остраве, с 1990 в статусе международного) и «Гуквальди Яначека», проводившийся в его родной деревне Гуквальди (основан в 1948 как Лашский музыкальный фестиваль имени Яначека).