Акимов Борис Борисович
Аки́мов Бори́с Бори́сович (род. 25.6.1946, Вена), российский солист балета, педагог, заслуженный артист РСФСР (1976), народный артист РСФСР (1981), народный артист СССР (1989).
Отец – Борис Николаевич Акимов (1916–2014), танцовщик Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова.
В 1965 г. окончил Московское академическое хореографическое училище (МХУ, ныне Московская государственная академия хореографии; педагоги Е. Н. Сергиевская, М. Э. Лиепа). На выпускном концерте в МХУ в дуэте с Т. М. Маркиной первым в СССР исполнил па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» Э. Хельстеда и Х. С. Паулли (хореография А. Бурнонвиля).
В 1965–1989 гг. в Большом театре (совершенствовался под руководством А Н. Ермолаева). 3-я премия и бронзовая медаль Международного конкурса артистов балета в Варне (1966, Болгария).
Первый исполнитель партий: Злой гений («Лебединое озеро» П. И. Чайковского, 1969), Курбский («Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева, 1975; оба балета – балетмейстер Ю. Н. Григорович), Клеон («Икар» С. М. Слонимского, 1976), Солист (одноактный балет «Прогулки» на музыку Ж.-Ф. Рамо из спектакля «Эти чарующие звуки...», 1978; оба – балетмейстер В. В. Васильев), Хоруд («Индийская поэма» У. Р. Мусаева, балетмейстеры Ю. Г. Скотт и Ю. В. Папко, 1981), Нерсо («Гаянэ» А. И. Хачатуряна, балетмейстер М. С. Мартиросян, 1984).
Среди других партий: Геолог («Геологи» Н. Н. Каретникова, балетмейстеры Н. Д. Касаткина, В. Ю. Василёв), Пастушок, Китайская кукла, Русская кукла (все – «Щелкунчик» Чайковского), Красс («Спартак» Хачатуряна), Зигфрид («Лебединое озеро» Чайковского), Сергей («Ангара» А. Я. Эшпая; Государственная премия СССР, 1977; все – балетмейстер Григорович), Ильяс («Асель» В. А. Власова, балетмейстер О. М. Виноградов), Иванушка («Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, балетмейстер А. И. Радунский), Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина), Альберт и Ганс («Жизель» А. Адана, редакция Л. М. Лавровского), Павел («Подпоручик Киже» на музыку Прокофьева, балетмейстеры О. Г. Тарасова, А. А. Лапаури).
Исполнительская манера Акимова отличалась особой мягкостью, благородством и элегантностью. Танцовщику, обладавшему классически правильными линиями, артистизмом, наиболее близок был сложный, экспрессивный язык современной хореографии. Ему особенно удавались отрицательные персонажи и герои с противоречивым характером; мотив сомнения, неуверенности в своём праве на любовь, власть, победу проходил через многие роли артиста. В то же время его героям были свойственны элегичность, романтическая зыбкость настроений. Эти качества дарования Акимова точно угадал Григорович, поручив ему партию князя Курбского, ставшую одной из лучших в его репертуаре. Он окрашивал волевой, мужественный танец в мягкие тона, создавая образ русского воина-защитника. Хореографическая лексика всегда обретала в исполнении Акимова смысловую наполненность и многозначность.
Поставил концертный номер «Русская кадриль. Свидание» на музыку П. К. Сальникова (1983), став его первым исполнителем.
Снимался в киноэкранизации балета «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1976, режиссёры Григорович, В. К. Дербенёв, «Мосфильм»), в телеэкранизации балета «Лебединое озеро» (1983, режиссёры Григорович, И. С. Селезнёва, Ф. С. Слидовкер, творческое объединение «Экран»), а также в телевизионном фильме «Асель» (1968, режиссёр Ф. С. Слидовкер, творческое объединение «Экран»), в документальном фильме «Большой балет в Японии» (1974, режиссёр Ю. Н. Альдохин, «Центрнаучфильм»), в телевизионном фильме-концерте «Жизнь в танце» (1978, режиссёр В. И. Граве, творческое объединение «Экран»), в телевизионном документальном двухсерийном фильме «Арам Хачатурян» (1983) и др.
Автор музыки, сценария и режиссёр-постановщик музыкально-поэтического вечера «Я помню, любимая, помню…» (1995, Большой театр, к 100-летию со дня рождения С. А. Есенина; 2005, Концертный зал имени П. И. Чайковского, к 110-летию со дня рождения Есенина).
В 1979 г. окончил отделение педагогов-балетмейстеров ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС; педагог Е. П. Валукин).
В 1980–1988 гг. педагог кафедры хореографии ГИТИСа. С 1989 г. педагог и балетмейстер-репетитор Большого театра, а также (по контракту) – театров «Ковент-Гарден» (Великобритания, Лондон), «Ла Скала» (Италия, Милан), «Асами Маки Балет» (Япония, Токио), Венской государственной оперы (Австрия), Гамбургской государственной оперы (Германия), Лондонской королевской школы (Великобритания), Базельского театра (Швейцария), Баварского балета (Мюнхен, Германия), Датского королевского балета (Копенгаген), Национального балета Голландии (Амстердам), Мариинского театра, Парижской оперы и др. Среди учеников – солисты Большого театра И. Д. Мухамедов, А. Н. Ветров, И. М. Лиепа, Г. Л. Таранда, Ю. М. Посохов, А. И. Уваров, Г. П. Янин, Я. В. Годовский, В. М. Лопатин.
В 2000–2003 гг. художественный руководитель балета Большого театра.
В 2001–2005 гг. профессор кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца, в 2001–2002 гг. исполняющий обязанности ректора, в 2002–2005 гг. художественный руководитель Московской государственной академии хореографии. С 2013 г. педагог кафедры балетной педагогики Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), профессор (с 2020). С 2014 г. художественный руководитель Московского хореографического училища при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». С 2016 г. преподаватель Московского института театрального искусства имени И. Д. Кобзона.
В 2024 г. возглавил жюри Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов (номинация «Характерный и народно-сценический танец», Йошкар-Ола).
Премия Московского комсомола (1974). Премия Ленинского комсомола (1978). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Учитель» (2000). Премия Союза писателей России «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2017). Награждён орденами «Знак Почёта» (1980), Почёта (2001), Дружбы (2005), «Восходящее солнце» 3-й степени (2016, Япония).