Лиепа Марис Эдуардович
Лие́па Ма́рис Эдуа́рдович (Марис Рудольф Лиепа) (27.7.1936, Рига – 26.3.1989, Москва), латвийский и российский артист балета, народный артист СССР (1976).
В 1955 г. окончил Московское хореографическое училище (МХУ, ныне Московская государственная академия хореографии; куда был переведён в 1953 из Рижского хореографического училища) и поступил в труппу Латвийского театра оперы и балета (ныне Латвийская национальная опера).
В 1956–1960 гг. в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Первый исполнитель партий в постановках В. П. Бурмейстера (Лионель – «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко, 1957), Н. Г. Гришиной (Конрад – «Корсар» А. Адана, 1958).
В 1960–1984 гг. в Большом театре (совершенствовался в классах А. Н. Ермолаева, А. М. Мессерера). Первый исполнитель партий в балетах Л. М. Лавровского (Юноша – «Ночной город» на музыку балета «Чудесный мандарин» Б. Бартока, Георгий – «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе; оба балета – 1961), Ю. Н. Григоровича (Ферхад – «Легенда о любви» А. Меликова, первое исполнение на московской сцене, 1965), М. М. Плисецкой, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнова-Голованова (Вронский – «Анна Каренина» Р. К. Щедрина, 1972), В. В. Васильева (Солист – «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, Ж.-Ф. Рамо, В. А. Моцарта, 1978).
Отточенная техника, выработанная в годы учёбы у выдающегося московского балетного педагога Н. И. Тарасова, благородство манеры и тонкое чувство стиля позволили Лиепе стать образцовым исполнителем классического репертуара: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Альберт («Жизель» Адана), Зигфрид, Дезире («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева) и др.
Вершиной творчества Лиепы стала партия Красса («Спартак» А. И. Хачатуряна, постановка Григоровича; Ленинская премия, 1970) – воплощение всеподавляющей государственной власти, мощи имперской машины, жертвой которой становится отдельный человек. Одна из лучших работ – роль Рогожина [«Идиот» на музыку Чайковского, Ленинградский ансамбль балета (ныне Академический театр балета Бориса Эйфмана), балетмейстер Б. Я. Эйфман].
Среди других партий: Вакх («Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст»), Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Спартак («Спартак» Хачатуряна, хореография Л. В. Якобсона), Чёрт («Сказка о солдате и чёрте» И. Ф. Стравинского), принц Лимон («Чиполлино» К. С. Хачатуряна), Хосе («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Щедрина, Театр оперы и балета, Рига), Клавдио («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, Национальный театр, Рейкьявик).
Возобновил на сцене Большого театра балет «Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера (1967, хореография М. М. Фокина; Лиепа в главной партии). В 1979 г. в Днепропетровске (ныне Днепр) поставил балет «Дон Кихот» Минкуса. Балетмейстер-постановщик фильма «Музыка ко дню рождения» (1980).
В 1981 г. окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа.
В 1963–1980 гг. преподавал в МХУ.
В 1984–1985 гг. художественный руководитель балетной труппы Софийского театра оперы и балета.
Автор статей о балете в периодической печати. Снимался в телебалетах «Гамлет» (1969) и «Галатея» (1977), в кинофильме-балете «Спартак» (1975). Как драматический актёр снялся в фильмах «Могила льва» (1971), «Четвёртый» (1972), «Детство Бемби» (1985), «Юность Бемби» (1986), «Лермонтов» (1986), «К расследованию приступить» (1987), «Дорога в ад» (1988) и др.
Творчеству Лиепы посвящены документальные фильмы «Марис Лиепа» (1971), «Я начинаю новый монолог» (1981), «А дольше всего продержалась душа…» (1989), «Свет его звезды» (1992), «Maris» (2006).
Премии Парижской академии танца: имени Вацлава Нижинского (1971), имени Мариуса Петипа (1977).
Награждён орденом Дружбы народов (1986).
В 1996 г. в Москве основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы под руководством А. М. Лиепы и И. М. Лиепы.
В 2013 г. в Риге установлен памятник Марису Лиепе (авторы Я. Тоомик и Ю. Оявер).