Станиславский Константин Сергеевич
Станисла́вский Константи́н Серге́евич (настоящая фамилия Алексеев) [5(17).1.1863, Москва – 7.8.1938, там же, похоронен на Новодевичьем кладбище], российский актёр, режиссёр, теоретик сценического искусства, народный артист СССР (1936).
Создатель и руководитель Московского Художественного театра (МХТ) (с Вл. И. Немировичем-Данченко). Основал школу, разработал метод и артистическую технику, представляющие собой новый этап в развитии сценического искусства (Система Станиславского). Родился в семье, принадлежавшей к высшему кругу московских и российских промышленников и состоявшей в родстве с Третьяковыми, С. И. Мамонтовым. Станиславский считал, что встречи с ними, а также с Сабашниковыми, Щукиными (П. И. Щукин, С. И. Щукин, Д. И. Щукин), А. А. Бахрушиным, С. Т. Морозовым, как и другие художественные впечатления и культурный дух собственного дома, больше дали для его образования, чем гимназия и Лазаревский институт. По окончании института (1881) начал службу в семейной фирме. С юности играл в домашних спектаклях; вокруг него сформировался любительский Алексеевский кружок, выделявшийся среди прочих серьёзностью отношения к делу, художественной завершённостью спектаклей, вкусом и дисциплиной. В 1885 г. взял псевдоним Станиславский. С 1886 г. член дирекции и казначей московского отделения Русского музыкального общества и Московской консерватории. В 1888 г. вместе с Ф. П. Комиссаржевским (Станиславский занимался у него вокалом), актёром и режиссёром А. Ф. Федотовым и художником Ф. Л. Сологубом основал в Москве Общество искусства и литературы, поставив целью создать театр, объединить все художественные и культурные силы с серьёзными, долговременными задачами, а при театре открыть школу с широкой программой воспитания актёра – культурного деятеля. Общество искусства и литературы дало первый спектакль 8(20) декабря 1888 г. (Станиславский – Барон в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина и Сотанвиль в «Жорже Дандене» Мольера) и просуществовало около 10 лет (с января 1891 Станиславский принял на себя руководство репертуаром и режиссёрско-постановочной частью театра). Одарённый большим талантом, ярким воображением, обаянием, выигрышной сценической внешностью, непрестанно совершенствовавший мастерство, Станиславский в эти годы стал признанным драматическим артистом, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорской сцены; среди ролей – Паратов («Бесприданница» А. Н. Островского), Звездинцев («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера). Осуществил постановку «Горящих писем» П. П. Гнедича (1889), в которой добивался сдержанности жеста и психологической тонкости игры, уделял особое внимание паузам, их душевной наполненности. Глубокое впечатление на Станиславского произвели режиссёрски выстроенные спектакли Мейнингенского театра, гастролировавшего в России в 1885 г. и 1890 г. Он испытывал сценическую выразительность света и звука, угадывал, как могут действовать на публику ритм, темп, лепка мизансцены. Эти опыты осуществлялись в спектаклях «Фома» по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (1891, Ростанёв), «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1895, Акоста), «Отелло» (1896, Отелло), «Много шума из ничего» и «Двенадцатая ночь» (оба 1897, Бенедикт и Мальволио) У. Шекспира, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана (1898, мастер Генрих). Станиславский поставил перед собой задачу разработать внутреннюю технику актёра и свод законов «искусства переживания», на котором основывается русский национальный театр со времён М. С. Щепкина. Этот труд закреплён в тетрадях под названием «Художественные записи».
Общая неудовлетворённость состоянием русской сцены в конце 19 в., понимание того, что пора отделить живые традиции от рутины, беспокоили и Немировича-Данченко, прививавшего эти идеи своим ученикам на драматических курсах Музыкально-филармонического училища Московского филармонического общества. В 1897 г. во время знаменитой многочасовой встречи в ресторане «Славянский базар» Станиславский и Немирович-Данченко, осознав общность художественных целей, решили объединить воспитанные ими труппы. 14(26) октября 1898 г. представлением трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» в Москве открылся Художественно-общедоступный театр (Московский Художественный академический театр, МХАТ). По первичной договорённости создателей МХТ Немировичу-Данченко принадлежало литературное «право вето», а Станиславскому – режиссёрское. Однако вплоть до 1905 г. крупнейшие спектакли, знаменовавшие становление нового театра, создавались в общей работе, где трудно выделить долю, вложенную одним или другим. Особенно трудно провести эту грань в цикле постановок пьес А. П. Чехова. Станиславский считал, что, работая над «Чайкой» (1898), он ещё не вполне разгадал новую драматургическую систему и, лишь ставя «Дядю Ваню» (1899), «Трёх сестёр» (1901) и «Вишнёвый сад» (1904), уже знал режиссёрский и актёрский ход во внутренний мир автора. В постановках «историко-бытовой линии» («Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, 1898–1899) первенство принадлежало Станиславскому как мастеру развёрнутых массовых сцен, «большой формы». Плодотворность и конфликтность режиссёрского соавторства сказались в работе над драматургией М. Горького – пьесой «Мещане» (1902) и особенно над триумфальной, но так и не подписанной ни тем ни другим постановкой «На дне» (1902). Режиссура Станиславского была нераздельна с разгадыванием открывавшихся ему в пьесе красок жизни; его фантазия мгновенно оживляла текст и помогала изобретать сценические средства для гибкой, сильной и неожиданной передачи рисовавшегося ему образа мира, в котором происходит действие: кремлёвских палат или ночлежки, норвежского городка («Доктор Штокман» Г. Ибсена, 1900) или чащобы в Берендеевом царстве («Снегурочка» Островского, 1900). Дар импровизации соединялся с волей к завершённости, к последовательности замысла, будь то замысел скрупулёзного воссоздания быта во «Власти тьмы» Толстого (1902) или прозрачной, волшебной и философичной сказки в «Синей птице» М. Метерлинка (1908). От спектакля к спектаклю Станиславский совершенствовал владение сценическим пространством и всё властнее подчинял свой режиссёрский темперамент и изобилие красок задаче слияния с автором. Среди ролей Станиславского в эти годы: Тригорин, Астров, Вершинин, Гаев, Шабельский («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов» Чехова), Левборг («Эдда Габлер» Ибсена), Штокман («Доктор Штокман» Ибсена), Сатин («На дне» Горького). После гастролей 1906 г. и русская, и европейская критика признала эти актёрские работы гениальными, однако Станиславский продолжал ставить перед собой новые задачи в разрешении проблем творческой психологии актёра и создании системы, которая обеспечивала бы возможность публичного творчества по законам искусства переживания во всякую минуту пребывания на сцене.
В 1905 г. он обратился к В. Э. Мейерхольду с предложением открыть студию при МХТ (Студия на Поварской) для совместных поисков новых театральных форм. Опыты студии были затем (уже порознь) продолжены в спектаклях Мейерхольда и в постановках Станиславского – «Драма жизни» К. Гамсуна и «Жизнь Человека» Л. Н. Андреева (обе – 1907). Испытанием новых способов актёрской работы и первым удачным опытом применения учения о творчестве актёра, вскоре названного «системой Станиславского», стал спектакль «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909). Дальнейшие искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенёс в 1-ю студию МХТ. Уделяя решающее внимание внутреннему и внешнему аппарату исполнителя, он превратил своё тело в послушный грациозный и пластичный инструмент, способный к передаче самого глубокого, что живёт в душе «человека-роли». Среди ролей 1900–1910-х гг.: Ракитин («Месяц в деревне»), Абрезков («Живой труп» Толстого), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера), Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Кавалер («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони).
После 1917 г. МХАТ подвергся резкой критике «слева». Станиславский сумел отстоять его принципиальные основы и принять участие в обновлении труппы и репертуара. Он содействовал творческому объединению «стариков» труппы с молодёжью, вошедшей во 2-ю студию и составившей затем талантливейшее «второе поколение» МХАТа; поддержал его своим участием в постановке спектаклей «Дни Турбиных» М. А. Булгакова (1926), «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова (1927), «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В постановке «Горячего сердца» Островского (1926) Станиславский добился соединения «масленичной» яркости и внутренней наполненности актёрской игры, правды существования в образе, которая допускала самые дерзкие приёмы. Духу эпохи был близок демократический характер и победоносная жизнерадостность его спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927). После тяжёлого сердечного приступа, настигшего Станиславского в юбилейный вечер МХАТа в 1928 г., врачи запретили ему выходить на сцену. Болезнь стала препятствием его прямой работе в театре, и Станиславский перенёс репетиции и педагогические занятия домой, сумев подготовить спектакли «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю в инсценировке Булгакова (1932) и «Таланты и поклонники» Островского (1933). Продолжая разработку своей «системы», вслед за «Моей жизнью в искусстве» (1926) успел отправить в печать 1-й том «Работы актёра над собой» (1938, издан посмертно). До конца дней вёл педагогические эксперименты с труппой артистов МХАТа, занимавшихся подготовкой спектакля «Тартюф» Мольера (премьеру выпустил М. Н. Кедров и посвятил её памяти Станиславского, 1939).
Инициатор создания и руководитель Оперной студии Большого театра (открыта 30 декабря 1918, в 1920 формально отделилась от Большого театра). В 1922 г. на сцене дома в Леонтьевском переулке, где жил Станиславский, состоялось представление оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (под аккомпанемент фортепиано), в том же году постановка перенесена в Большой театр (сцена Нового театра) и продержалась два сезона.
В 1924 г. студии присвоено имя Станиславского, в 1926 г. она преобразована в Государственную оперную студию-театр имени Станиславского, в 1928 г. – в Государственный оперный театр имени Станиславского, в 1941 г. путём его объединения с Музыкальным театром имени Вл. И. Немировича-Данченко образован Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Отец В. С. Сергеева (незаконнорождённого сына усыновил отец Станиславского). Дед Ю. В. Бромлея.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1933), орденом Ленина (1937).
Мировой авторитет имени и трудов Станиславского породил постоянный интерес к его литературно-театральному наследию, дискуссии вокруг которого на протяжении десятков лет неоднократно оживляли практику и теорию сцены.