Станиславский Константин Сергеевич
Станисла́вский Константи́н Серге́евич (настоящая фамилия Алексеев) [5(17).1.1863, Москва – 7.8.1938, там же, похоронен на Новодевичьем кладбище], российский актёр, режиссёр, теоретик сценического искусства, народный артист СССР (1936).
Создатель и руководитель Московского Художественного театра (МХТ) (с Вл. И. Немировичем-Данченко). Основал школу, разработал метод и артистическую технику, представляющие собой новый этап в развитии сценического искусства (Система Станиславского). Родился в семье, принадлежавшей к высшему кругу московских и российских промышленников и состоявшей в родстве с Третьяковыми, С. И. Мамонтовым. Станиславский считал, что встречи с ними, а также с Сабашниковыми, Щукиными (П. И. Щукин, С. И. Щукин, Д. И. Щукин), А. А. Бахрушиным, С. Т. Морозовым, как и другие художественные впечатления и культурный дух собственного дома, больше дали для его образования, чем гимназия и Лазаревский институт. По окончании института (1881) начал службу в семейной фирме. С юности играл в домашних спектаклях; вокруг него сформировался любительский Алексеевский кружок, выделявшийся среди прочих серьёзностью отношения к делу, художественной завершённостью спектаклей, вкусом и дисциплиной. В 1885 г. взял псевдоним Станиславский. С 1886 г. член дирекции и казначей московского отделения Русского музыкального общества и Московской консерватории. В 1888 г. вместе с Ф. П. Комиссаржевским (Станиславский занимался у него вокалом), актёром и режиссёром А. Ф. Федотовым и художником Ф. Л. Сологубом основал в Москве Общество искусства и литературы, поставив целью создать театр, объединить все художественные и культурные силы с серьёзными, долговременными задачами, а при театре открыть школу с широкой программой воспитания актёра – культурного деятеля. Общество искусства и литературы дало первый спектакль 8(20) декабря 1888 г. (Станиславский – Барон в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина и Сотанвиль в «Жорже Дандене» Мольера) и просуществовало около 10 лет (с января 1891 Станиславский принял на себя руководство репертуаром и режиссёрско-постановочной частью театра). Одарённый большим талантом, ярким воображением, обаянием, выигрышной сценической внешностью, непрестанно совершенствовавший мастерство, Станиславский в эти годы стал признанным драматическим артистом, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорской сцены; среди ролей – Паратов («Бесприданница» А. Н. Островского), Звездинцев («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера). Осуществил постановку «Горящих писем» П. П. Гнедича (1889), в которой добивался сдержанности жеста и психологической тонкости игры, уделял особое внимание паузам, их душевной наполненности. Глубокое впечатление на Станиславского произвели режиссёрски выстроенные спектакли Мейнингенского театра, гастролировавшего в России в 1885 г. и 1890 г. Он испытывал сценическую выразительность света и звука, угадывал, как могут действовать на публику ритм, темп, лепка мизансцены. Эти опыты осуществлялись в спектаклях «Фома» по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (1891, Ростанёв), «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1895, Акоста), «Отелло» (1896, Отелло), «Много шума из ничего» и «Двенадцатая ночь» (оба 1897, Бенедикт и Мальволио) У. Шекспира, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана (1898, мастер Генрих). Станиславский поставил перед собой задачу разработать внутреннюю технику актёра и свод законов «искусства переживания», на котором основывается русский национальный театр со времён М. С. Щепкина. Этот труд закреплён в тетрадях под названием «Художественные записи».
Общая неудовлетворённость состоянием русской сцены в конце 19 в., понимание того, что пора отделить живые традиции от рутины, беспокоили и Немировича-Данченко, прививавшего эти идеи своим ученикам на драматических курсах Музыкально-филармонического училища Московского филармонического общества. В 1897 г. во время знаменитой многочасовой встречи в ресторане «Славянский базар» Станиславский и Немирович-Данченко, осознав общность художественных целей, решили объединить воспитанные ими труппы. 14(26) октября 1898 г. представлением трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» в Москве открылся Художественно-общедоступный театр (Московский Художественный академический театр, МХАТ). По первичной договорённости создателей МХТ Немировичу-Данченко принадлежало литературное «право вето», а Станиславскому – режиссёрское. Однако вплоть до 1905 г. крупнейшие спектакли, знаменовавшие становление нового театра, создавались в общей работе, где трудно выделить долю, вложенную одним или другим. Особенно трудно провести эту грань в цикле постановок пьес А. П. Чехова. Станиславский считал, что, работая над «Чайкой» (1898), он ещё не вполне разгадал новую драматургическую систему и, лишь ставя «Дядю Ваню» (1899), «Трёх сестёр» (1901) и «Вишнёвый сад» (1904), уже знал режиссёрский и актёрский ход во внутренний мир автора. В постановках «историко-бытовой линии» («Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, 1898–1899) первенство принадлежало Станиславскому как мастеру развёрнутых массовых сцен, «большой формы». Плодотворность и конфликтность режиссёрского соавторства сказались в работе над драматургией М. Горького – пьесой «Мещане» (1902) и особенно над триумфальной, но так и не подписанной ни тем ни другим постановкой «На дне» (1902). Режиссура Станиславского была нераздельна с разгадыванием открывавшихся ему в пьесе красок жизни; его фантазия мгновенно оживляла текст и помогала изобретать сценические средства для гибкой, сильной и неожиданной передачи рисовавшегося ему образа мира, в котором происходит действие: кремлёвских палат или ночлежки, норвежского городка («Доктор Штокман» Г. Ибсена, 1900) или чащобы в Берендеевом царстве («Снегурочка» Островского, 1900). Дар импровизации соединялся с волей к завершённости, к последовательности замысла, будь то замысел скрупулёзного воссоздания быта во «Власти тьмы» Толстого (1902) или прозрачной, волшебной и философичной сказки в «Синей птице» М. Метерлинка (1908). От спектакля к спектаклю Станиславский совершенствовал владение сценическим пространством и всё властнее подчинял свой режиссёрский темперамент и изобилие красок задаче слияния с автором. Среди ролей Станиславского в эти годы: Тригорин, Астров, Вершинин, Гаев, Шабельский («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов» Чехова), Левборг («Эдда Габлер» Ибсена), Штокман («Доктор Штокман» Ибсена), Сатин («На дне» Горького). После гастролей 1906 г. и русская, и европейская критика признала эти актёрские работы гениальными, однако Станиславский продолжал ставить перед собой новые задачи в разрешении проблем творческой психологии актёра и создании системы, которая обеспечивала бы возможность публичного творчества по законам искусства переживания во всякую минуту пребывания на сцене.
В 1905 г. он обратился к В. Э. Мейерхольду с предложением открыть студию при МХТ (Студия на Поварской) для совместных поисков новых театральных форм. Опыты студии были затем (уже порознь) продолжены в спектаклях Мейерхольда и в постановках Станиславского – «Драма жизни» К. Гамсуна и «Жизнь Человека» Л. Н. Андреева (обе – 1907). Испытанием новых способов актёрской работы и первым удачным опытом применения учения о творчестве актёра, вскоре названного «системой Станиславского», стал спектакль «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909). Дальнейшие искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенёс в 1-ю студию МХТ. Уделяя решающее внимание внутреннему и внешнему аппарату исполнителя, он превратил своё тело в послушный грациозный и пластичный инструмент, способный к передаче самого глубокого, что живёт в душе «человека-роли». Среди ролей 1900–1910-х гг.: Ракитин («Месяц в деревне»), Абрезков («Живой труп» Толстого), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера), Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Кавалер («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони).Константин Станиславский в роли Аргана в спектакле «Мнимый больной». Московский Художественный театр имени А. П. Чехова. 1913. Из фондов Музея МХАТ.
После 1917 г. МХАТ подвергся резкой критике «слева». Станиславский сумел отстоять его принципиальные основы и принять участие в обновлении труппы и репертуара. Он содействовал творческому объединению «стариков» труппы с молодёжью, вошедшей во 2-ю студию и составившей затем талантливейшее «второе поколение» МХАТа; поддержал его своим участием в постановке спектаклей «Дни Турбиных» М. А. Булгакова (1926), «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова (1927), «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В постановке «Горячего сердца» Островского (1926) Станиславский добился соединения «масленичной» яркости и внутренней наполненности актёрской игры, правды существования в образе, которая допускала самые дерзкие приёмы. Духу эпохи был близок демократический характер и победоносная жизнерадостность его спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927). После тяжёлого сердечного приступа, настигшего Станиславского в юбилейный вечер МХАТа в 1928 г., врачи запретили ему выходить на сцену. Болезнь стала препятствием его прямой работе в театре, и Станиславский перенёс репетиции и педагогические занятия домой, сумев подготовить спектакли «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю в инсценировке Булгакова (1932) и «Таланты и поклонники» Островского (1933). Продолжая разработку своей «системы», вслед за «Моей жизнью в искусстве» (1926) успел отправить в печать 1-й том «Работы актёра над собой» (1938, издан посмертно). До конца дней вёл педагогические эксперименты с труппой артистов МХАТа, занимавшихся подготовкой спектакля «Тартюф» Мольера (премьеру выпустил М. Н. Кедров и посвятил её памяти Станиславского, 1939).
Инициатор создания и руководитель Оперной студии Большого театра (открыта 30 декабря 1918, в 1920 формально отделилась от Большого театра). В 1922 г. на сцене дома в Леонтьевском переулке, где жил Станиславский, состоялось представление оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (под аккомпанемент фортепиано), в том же году постановка перенесена в Большой театр (сцена Нового театра) и продержалась два сезона.
В 1924 г. студии присвоено имя Станиславского, в 1926 г. она преобразована в Государственную оперную студию-театр имени Станиславского, в 1928 г. – в Государственный оперный театр имени Станиславского, в 1941 г. путём его объединения с Музыкальным театром имени Вл. И. Немировича-Данченко образован Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Отец В. С. Сергеева (незаконнорождённого сына усыновил отец Станиславского). Дед Ю. В. Бромлея.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1933), орденом Ленина (1937).
Мировой авторитет имени и трудов Станиславского породил постоянный интерес к его литературно-театральному наследию, дискуссии вокруг которого на протяжении десятков лет неоднократно оживляли практику и теорию сцены.