Мелик-Пашаев Александр Шамильевич
Ме́лик-Паша́ев Алекса́ндр Шами́льевич [10(23).10.1905, Тифлис, ныне Тбилиси, по другим данным, село Шулаверы Борчалинского уезда Тифлисской губернии, ныне посёлок Шаумяни, Грузия – 18.6.1964, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), народный артист СССР (1951). Один из крупнейших отечественных дирижёров.
Сын мирового судьи, армянского происхождения, был младшим из 6 детей в семье. Музыкой занимался дома в Тифлисе. В 1921 г., несмотря на отсутствие специального образования, был приглашён в Союз работников искусств пианистом и аккомпаниатором и в Тифлисский оперный театр концертмейстером оперы. В 1923–1931 гг. дирижёр этого театра, в репертуаре – оперы «Лейла» В. И. Долидзе (дебют), «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко, «Прорыв» С. И. Потоцкого и др. В 1924 г. дирижёр и музыкальный руководитель Театра оперы и оперетты в Ленинакане (ныне Гюмри, Армения).
За 2 учебных года (с 1928 по 1930) прошёл 5-летний курс в Ленинградской консерватории, окончил по классу дирижирования А. В. Гаука (в теоретических классах обучался у В. В. Щербачёва и Х. С. Кушнарёва). 2-я премия Первого всесоюзного конкурса дирижёров (1938, Москва). Музыкальный руководитель Декады армянского искусства в Москве (1939).
В 1931 г. А. Ш. Мелик-Пашаев впервые дирижировал в московском Большом театре – оперой «Аида» Дж. Верди (в постановке В. А. Лосского, 1922), которая стала одной из самых блистательных в его репертуаре: в 1951 г. он дирижировал очередной премьерой этой оперы (режиссёр Б. А. Покровский). С того же года дирижёр, в 1935–1953 гг. и. о. главного дирижёра, в 1953–1963 гг. главный дирижёр Большого театра; здесь под его управлением были исполнены многие западноевропейские, русские и советские оперы.
Дирижёр-постановщик опер (впервые на сцене): «Декабристы» Ю. А. Шапорина (1953, режиссёр Н. П. Охлопков), «Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского (1955, режиссёр Л. В. Баратов), «Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961, режиссёр Б. А. Покровский). Дирижёр опер, впервые поставленных на сцене Большого театра: «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1935, режиссёр Н. В. Смолич), «Броненосец Потёмкин» О. С. Чишко (1938, режиссёр И. Я. Судаков), «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили (1939, режиссёры Р. Н. Симонов и М. Г. Квалиашвили), «Великая дружба» В. И. Мурадели (1947), «Фиделио» Л. ван Бетховена (1954), «Банк бан» Ф. Эркеля и «Война и мир» С. С. Прокофьева (обе – 1959), «Фальстаф» Дж. Верди (1962; последние пять опер поставлены Б. А. Покровским).
Среди лучших спектаклей, проведённых А. Ш. Мелик-Пашаевым: «Отелло» Дж. Верди (1932, режиссёр Н. В. Смолич), оперы П. И. Чайковского «Черевички» (1941, режиссёр Р. Н. Симонов, Сталинская премия 1-й степени, 1942) и «Пиковая дама» (1944, режиссёр Л. В. Баратов), «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1942, режиссёр Р. В. Захаров, постановка осуществлена в эвакуации в Куйбышеве, ныне Самара; Сталинская премия 1-й степени, 1943). Кроме названных, дирижировал премьерными спектаклями: «Гугеноты» Дж. Мейербера и «Тоска» Дж. Пуччини (обе – 1934), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1935), «Травиата» Верди (1937, 1941, 1953), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1941), «Кармен» Ж. Бизе (1943, 1945), «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (все три – 1944), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1946), «Фауст» Гуно и «Чио-Чио-сан» Пуччини (1949), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1956); «Риголетто» Верди (1960). В последний раз дирижировал спектаклем («Кармен») 19 мая 1964 г.Дирижёр Большого театра Б. Э. Хайкин писал: «Всю жизнь я помню Мелик-Пашаева как звезду первой величины. Он не поднимался по лестнице славы. Он сразу засиял, и так до самого последнего дня. <...> Он был известен только как первокласснейший, ярчайшего дарования художник. Александр Шамильевич обладал всеми необходимыми для этого качествами: артистической увлечённостью, темпераментом большого художника, обаянием, твёрдым характером, безграничной работоспособностью, а также тактом, столь необходимым для общения с артистами, высокой общей культурой, безукоризненным знанием опер, к партитурам которых он обращался вновь и вновь. <...> Спектакли его всегда были великолепно срепетированы и прекрасно шли. Оркестр у него звучал как-то по-особенному мягко, тепло и певуче» (Хайкин. 1984. С. 152).
В 1943 г. Мелик-Пашаев подготовил и провёл (с оркестром Большого театра) конкурс на лучший государственный гимн, и в ночь на 1 января 1944 г. Государственный гимн СССР впервые прозвучал по радио под его управлением.
Под его управлением полностью записаны оперы: «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (на радио, 1946), «Черевички» (1948), «Князь Игорь» (1951), «Декабристы» (1954), «Фиделио» (1957), «Кармен» (1959, по трансляции), «Аида», «Фальстаф», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Демон», «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки; «Война и мир» (1961); запись оперы «Борис Годунов» (фирма Columbia, 1964) удостоена премии Академии искусств США (1965).
А. Ш. Мелик-Пашаев был также симфоническим дирижёром с огромным репертуаром. В него входили сочинения Л. ван Бетховена (в марте 1957 под его управлением исполнена 9-я симфония, впервые с оркестром Большого театра), П. И. Чайковского (в том числе 6-я симфония; запись), С. С. Прокофьева (в том числе 7-я симфония), Реквием (запись), фрагменты из опер Р. Вагнера («Тангейзер», «Гибель богов», «Лоэнгрин», «Валькирия»), «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта, «Дон Жуан» Р. Штрауса и др. Впервые под управлением Мелик-Пашаева были исполнены и записаны: Праздничная увертюра Д. Д. Шостаковича (1954), Праздничная увертюра Р. М. Глиэра (1955), «Ода радости» А. И. Хачатуряна (1956).
В 1950–1960-е гг. А. Ш. Мелик-Пашаев гастролировал за рубежом, дирижировал операми «Князь Игорь» и «Кармен» (Пражская государственная опера, 1958), «Фауст» (Венгерская государственная опера, 1961), «Пиковая дама» и «Аида» («Ковент-Гарден», 1961 и 1963), симфоническими концертами. В 1964 г. участвовал в фестивале «Ташкентская весна».
Автор музыкальных произведений, в их числе: сочинения для симфонического оркестра, Струнный квартет, оперы, романсы на стихи А. С. Пушкина, И. Г. Эренбурга.
Автор статей в газете Большого театра «Советский артист».
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1955, 1961), орденом «Знак Почёта» (1939).
На доме в Москве, где дирижёр жил в последние годы (улица Горького, ныне Тверская, дом 25/9), в 1965 г. открыта мемориальная доска.
В 2005 г. снят документальный фильм о нём «Звучание жизни» (ГТРК «Культура»).
Его сын – А. А. Мелик-Пашаев.