Сметана Бедржих
Сме́тана Бе́држих (Bedřich Smetana) (2.3.1824, Литомишль – 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный критик, общественный деятель.
Сын пивовара, любителя музыки. Игре на фортепиано учился у Я. Хмелика, композиции – у Й. Прокша в Праге. С 1847 г. концертировал как пианист. В 1840-х гг. состоялись знакомства Сметаны с Р. Шуманом, Г. Берлиозом и Ф. Листом, гастролировавшими в Праге (с Листом Сметану в дальнейшем связывала дружба). Испытав влияние А. Л. Гензельта, Шумана и Ф. Шопена, Сметана в начале творческого пути много сочинял в жанрах фортепианной миниатюры (польки, багатели, экспромты; «6 характерных пьес», 1848). Близкий либеральному крылу чешского национального движения (К. Гавличек-Боровский и др.), Сметана откликнулся на революционные события 1848 г. героической «Песнью свободы» на слова Я. Коллара (для смешанного хора и фортепиано) и маршами. С 1849 г. преподавал в открытой им школе.
С 1856 г. жил в Гётеборге (Швеция). Выступал как симфонический дирижёр и пианист (руководил Филармоническим обществом), давал частные уроки; неоднократно выезжал в Прагу. В эти годы создал симфонические поэмы «Ричард III» (по У. Шекспиру, 1858), «Лагерь Валленштейна» (по Ф. Шиллеру, 1859), «Гакон Ярл» (по А. Г. Эленшлегеру, 1861), а также «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано (1860).
В 1861 г. вернулся в Прагу, организовал абонементные концерты, дирижировал в том числе произведениями русских композиторов. Возглавлял музыкальную секцию артистического клуба «Умелецка беседа», в 1863–1865 гг. руководил мужским хором «Глагол Пражский», писал для него произведения на чешские тексты. В 1866–1874 гг. главный дирижёр Временного театра, наряду с классическими западноевропейскими операми исполнял сочинения чешских композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и С. Монюшко. Там же руководил постановками собственных опер (дирижировал многими премьерами).
Из 9 написанных им опер закончены 8 (далее указываются годы постановки). Историческая опера «Бранденбуржцы в Чехии» (либретто К. Сабины, 1866) посвящена изгнанию чужеземных завоевателей в 13 в. В наиболее известном сочинении Сметаны – лирико-комической опере «Проданная невеста» (либретто Сабины, 1866; в 4-й редакции 1870 разговорные диалоги заменены речитативами) – использованы ритмы и интонации чешских народных песен и танцев (скочна, полька, дупак, фуриант). Опера ставилась на сценах многих стран, в том числе 30 декабря 1870 г. (11 января 1871) в Мариинском театре (дирижёр Э. Ф. Направник). Опера-трагедия «Далибор» (либретто Й. Венцига в чешском переводе Э. Шпиндлера, 1868; 2-я редакция 1870) на сюжет старинной легенды о рыцаре, заточённом в башню за непокорность королевской власти, вызвала полемику: в отказе от традиционной увертюры, в драматургии развёрнутых сцен, использовании лейтмотивов ряду критиков виделось влияние Р. Вагнера (а значит, и отход от национальных традиций). В знак протеста против снятия оперы с репертуара начал выходить журнал Dalibor, композитора поддержали Я. Неруда, О. Гостинский, Я. Л. Прохазка и другие деятели чешской культуры.
По инициативе Сметаны был проведён сбор средств на постройку Национального театра, который открылся в 1881 г. премьерой его оперы «Либуше» (либретто Й. Венцига в чешском переводе Э. Шпиндлера, сочинена в 1872) – эпического сказания о легендарной основательнице Праги. Триумфальный успех премьеры определил особое положение «Либуше»: она поныне исполняется в дни национальных торжеств.
Оперой «Две вдовы» (либретто Э. Цюнгеля по комедии Ф. Мальфия, 1874; 2-я редакция 1878) Сметана развил то же направление, что и в «Проданной невесте», но с претворением интонаций городской песни.
В связи с потерей слуха в 1874 г. Сметана оставил пост дирижёра и поселился в деревне Ябкенице (близ Праги). Ориентируясь на выработанные Ф. Листом принципы романтического программного симфонизма, написал цикл «Моя Родина» (1874–1879) из 6 симфонических поэм («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»), воспевающих чешскую природу и историю (по национальным героическим преданиям). Там же созданы оперы «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Чёртова стена» (1882) и оставшаяся незаконченной «Виола» (по «Двенадцатой ночи» У. Шекспира; все на либретто Э. Красногорской), а также «Пражский карнавал» для оркестра (1883), ряд вокальных произведений (главным образом для мужского хора), 2 струнных квартета (№ 1 «Из моей жизни» ми минор, 1876; № 2 ре минор, 1883) и другие ансамблевые сочинения, 2 части фортепианного цикла «Чешские танцы» (1877, 1879).
Творчество Сметаны отличается яркой национальной самобытностью. Видя свою историческую миссию в создании национальной оперы, композитор повлиял на развитие чешской музыки в целом. Цикл «Моя родина» утвердил традиции чешской симфонической классики (продолжены и развиты А. Дворжаком). С 1952 г. его исполнением ежегодно открывается музыкальный фестиваль «Пражская весна» (основан в 1946; начало 12 мая, в день смерти Сметаны).
В 1910–1927 гг. в Праге издавался музыкальный журнал Smetana (основатель – З. Неедлы). С 1931 г. существует Общество Б. Сметаны. В 1945–1989 гг. действовал чешский Квартет имени Сметаны. Имя Сметаны присвоено 2-й сцене Национального театра и крупнейшему концертному залу в Праге. Работают 3 музея имени Сметаны в Чехии, один – в Гётеборге.
С 1946 г. (ежегодно – с 1949) проводится Международный фестиваль Б. Сметаны в Литомишле (Smetanova Litomyšl), один из крупнейших в Чехии; концерты проходят в том числе в Доме-музее Сметаны (Smetanův dům).