Милашкина Тамара Андреевна
Мила́шкина Тама́ра Андре́евна (13.9.1934, Астрахань – 10.01.2024, Вена), российская певица (лирико-драматическое сопрано), народная артистка СССР (1973). Одна из самых известных советских оперных певиц.
Жизненный и творческий путь
В 1959 г. окончила Московскую консерваторию по классу Е. К. Катульской. 1-я премия на конкурсе вокалистов VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). В 1961–1962 гг. стажировалась в театре «Ла Скала». Участвовала в Первом фестивале молодых оперных певцов в Харькове (1964), Всесоюзном фестивале мастеров оперного и балетного искусства в Минске (1968).
В 1958–1989 гг. солистка московского Большого театра, дебютировала в партии Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр Б. А. Покровский). Среди лучших партий – Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского (1963, дирижёр А. Найденов, режиссёр Л. В. Баратов), Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского (1976, премьера, дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр О. М. Моралёв; Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки, 1978).
В отечественном репертуаре выступала также в следующих партиях: Иоланта (одноимённая опера П. И. Чайковского, 1974, премьера, дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр О. М. Моралёв), Волхова [«Садко» Н. А. Римского-Корсакова; 1976, премьера (возобновление постановки 1949), дирижёр Ю. И. Симонов, режиссёр Б. А. Покровский], Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова; 1966, премьера, дирижёр Р. П. Глазуп, режиссёр И. М. Туманов); Мария («Мазепа» П. И. Чайковского, 1966, премьера, дирижёр О. А. Димитриади, режиссёр И. М. Туманов). Первая исполнительница партии Любки в опере С. С. Прокофьева «Семён Котко» на сцене Большого театра (1970, дирижёр Ф. Ш. Мансуров, режиссёр Б. А. Покровский), в которой особенно проявилось драматическое мастерство певицы.
В европейском репертуаре значительное место занимали партии в операх Дж. Верди: Леонора («Трубадур»; 1972, премьера, дирижёр Ф. Ш. Мансуров, режиссёр Э. Фишер), Дездемона («Отелло»; 1978, премьера, дирижёр Е. Ф. Светланов, режиссёр Б. А. Покровский), Алиса Форд («Фальстаф»; 1962, премьера, 2-й состав, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, режиссёр Б. А. Покровский), Елизавета («Дон Карлос»; 1963, дирижёр А. Найденов, режиссёр И. М. Туманов).
Много выступала вместе с мужем – певцом В. А. Атлантовым. Гастролировала в СССР, в странах Европы, в США, Канаде; выступала в Бруклинской академии музыки и в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Венской государственной опере, Парижской опере, Норвежской опере. С начала 1990-х гг. жила в Вене.
Аудио- и видеозаписи
С участием Милашкиной записаны оперы: «Тоска» (1967, дирижёр Е. Ф. Светланов; 1974, дирижёр М. Ф. Эрмлер), «Дон Карлос» (1967, дирижёр А. Найденов), «Пиковая дама» (1967, дирижёр Б. Э. Хайкин; 1974, дирижёр Эрмлер), «Каменный гость» (1977, дирижёр Эрмлер), «Евгений Онегин» (1979, дирижёр Эрмлер), «Опричник» (1980, дирижёр Г. П. Проваторов), «Мазепа» (1980, дирижёр Ф. Ш. Мансуров), «Боярыня Вера Шелога» (1986, дирижёр Эрмлер).
С её участием озвучены: музыкальные фильмы «Пиковая дама» («Ленфильм», режиссёр Р. И. Тихомиров, 1960), «Когда песня не кончается» (исполнила вокальное переложение пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса; режиссёр Р. И. Тихомиров, «Ленфильм», 1964), «Каменный гость» (режиссёр В. М. Гориккер, «Мосфильм», 1966), «Князь Игорь» (режиссёр Р. И. Тихомиров, «Ленфильм», 1969), «Отелло» (режиссёр В. Ф. Окунцов, «Лентелефильм», 1979); художественный фильм «Крепостная актриса» (режиссёр Р. И. Тихомиров, «Ленфильм», 1963).
Творчеству Милашкиной посвящён документальный фильм «Волшебница из града Китежа» (1966, режиссёр Ф. И. Мустафаев, «Мосфильм»).
Награды
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом Ленина (1976).