Хохлов Павел Акинфиевич
Хохло́в Па́вел Аки́нфиевич [21.7(2.8).1854, в некоторых источниках 29.6.1854, село Устье Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне Спасского района Пензенской области – 20.9.1919, Москва], российский певец (баритон), заслуженный артист Императорских театров (1900).
Из семьи среднепоместных дворян. Получил домашнее воспитание, в детстве обучался игре на фортепиано, брал уроки игры на скрипке у К. А. Кламрота. Окончил 4-ю московскую гимназию, в 1878 г. – юридический факультет Московского университета. Участвовал в студенческих концертах (на одном из них в феврале 1875 исполнил арию Зарастро из оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта). Пением занимался в общедоступных музыкальных классах Ю. К. Арнольда (1873–1875), брал уроки у А. Д. Александровой-Кочетовой (1875–1879), совершенствовался в Милане у С. Ронкони, Ф. Варези, Д. Гамбоджи (1880).
В 1879–1900 гг. солист московского Большого театра (с перерывами в 1881 и 1887–1888). Дебютировал в партиях Валентина («Фауст» Ш. Гуно) и Графа ди Луны («Трубадур» Дж. Верди). Обладал сильным голосом мягкого бархатного тембра и обширного диапазона, широким дыханием. Вокальные возможности позволяли певцу исполнять как басовые партии (Руслан в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Борис Годунов в одноимённой опере М. П. Мусоргского, Кочубей в опере «Мазепа» П. И. Чайковского), так и баритоновые (в том числе лирические – Онегин в опере «Евгений Онегин», Елецкий в опере «Пиковая дама» Чайковского, Мизгирь в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова). Современники сравнивали голос Хохлова с голосами М. Баттистини и А. Котоньи. В. П. Шкафер вспоминал: «К любимцу москвичей артисту П. А. Хохлову симпатии были безграничны. Он... пленял мягким ласкающим голосом – баритоном, ровным во всех регистрах, великолепной внешностью и прирождённым изяществом» (Шкафер. 1936. С. 176). «Во всём облике артиста поражало удивительное сочетание мужественности и лирической нежности, так полно отвечавшее характеру тембра голоса П. А. Хохлова, выразительности и чарующей теплоте его звучания» (Яковлев. 1950. С. 11–12). «Москвичи боготворили Хохлова и увлекались им до самозабвения» (Вальц. 1928. С. 164).
Среди лучших партий, исполненных Хохловым на сцене Большого театра: Онегин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1881), Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна, 1880), Князь Игорь (одноимённая опера А. П. Бородина, 1898), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского, 1889), Кочубей («Мазепа» Чайковского, 1884), Валентин («Фауст» Ш. Гуно, 1879), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди, 1880), Вольфрам («Тангейзер» Р. Вагнера, 1881). В числе прочих партий: Амонасро и Жермон («Аида» и «Травиата» Верди), Невер («Гугеноты» Дж. Мейербера, все – 1880), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1883), Нелюско («Африканка» Мейербера, 1885), Орсо («Корделия» Н. Ф. Соловьёва), Дон Жуан (одноимённая опера Моцарта), Оттокар («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера; все – 1886), Остап («Тарас Бульба» В. Н. Кашперова, 1887), Граф Моркар («Гарольд» Э. Ф. Направника, 1888, под управлением автора), Генрих («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, 1890), Елецкий («Пиковая дама» Чайковского), Тельрамунд («Лоэнгрин» Вагнера), Шалыгин («Сон на Волге» А. С. Аренского; все – 1891), Начальник польского отряда («Жизнь за царя» Глинки, 1892), Мизгирь («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1893), Троекуров («Дубровский» Направника, 1895, под управлением автора), Меркуцио («Ромео и Джульетта» Гуно, 1896). Принимал участие в первых постановках опер «Черевички» Чайковского (Светлейший, 1887, под управлением автора), «Ролла» А. Ю. Симона (Андреа Коста, 1892), «Мелузина» И. Ю. Трубецкого (Готье, 1895).
Один из лучших создателей образов Евгения Онегина и Демона на русской оперной сцене. Интерпретацию этих ролей Хохловым высоко ценили П. И. Чайковский и А. Г. Рубинштейн. В. П. Шкафер писал: «В Онегине Хохлов был барин с головы до пят; здесь всё было в чарующей гармонии, и роль эта им проводилась с большим тактом и артистической законченностью. Он был как бы создан для этой роли и до сих пор остаётся непревзойдённым… В роли Демона он был копией с известной картины художника Зичи, т. е. "сладкозвучный Демон" – прямая противоположность шаляпинскому Демону, идущему от Врубеля… лирические места в исполнении Хохловым этой партии поражали могучей и плавной органной звучностью» (Шкафер. 1936. С. 176–177). Трактовка певцом партий Демона и Евгения Онегина стала классической (сценические образы создавал под руководством артиста Малого театра А. П. Ленского).
Выступал в Мариинском театре в 1881 г. (Демон, Валентин) и в 1887–1888 гг. (Онегин, Демон, Орсо в «Корделии»). В 1889 г. гастролировал в Национальном театре в Праге (исполнил партии Демона и Онегина на русском языке). Много концертировал, исполнял арии из опер, романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, песни М. П. Мусоргского («Царь Саул»), Ф. Шуберта («Лесной царь»), русские народные песни. В симфонических концертах пел с оркестрами под управлением М. А. Балакирева, Н. Г. Рубинштейна. Гастролировал в городах России, часто выступал в благотворительных концертах в пользу студентов.
В январе 1902 г. состоялись последние выступления Хохлова на сцене Большого театра (по приглашению оркестра). В прощальном спектакле «Евгений Онегин» его партнёрами были выдающиеся певцы: Л. В. Собинов (Ленский), Ф. И. Шаляпин (Гремин), Е. Н. Хренникова (Татьяна), Е. И. Збруева (Ольга), Л. М. Клементьев (Трике), Л. Д. Донской (Запевала), М. А. Дейша-Сионицкая (Ларина), Л. Г. Звягина (Филиппьевна), П. С. Оленин (Ротный).
Уйдя со сцены, уехал на родину, служил в земской управе, занимаясь вопросами образования и медицины. Спасский уездный предводитель дворянства (с 1904), председатель Спасской уездной земской управы (с 1907).
В 1910 г. помощник управляющего московской конторой Императорских театров. Избран в Государственную думу 4-го созыва от Тамбовской губернии (1912–1917), входил во фракцию октябристов. После Октябрьской революции 1917 г. работал в Москве контролёром в рабоче-крестьянской инспекции.
Голос Хохлова был записан на фонограф в конце 19 в. В 1966 г. в московском Политехническом музее были найдены фоновалики с записями романсов в исполнении певца. Одна из записей (фрагмент «Рыцарского романса» М. И. Глинки) была опубликована на грампластинке в журнале «Кругозор» (Москва, 1966. № 5).
Почётный гражданин г. Рязань (1902).