Гукова Маргарита Георгиевна
Гу́кова Маргари́та Гео́ргиевна [16(28).3.1884, Житомир, Волынская губерния, Российская империя, ныне Житомирская область, Украина; по другим сведениям, 1887, Острог, Волынская губерния, Российская империя, ныне Ровненская область, Украина – 30.7.1965, Москва], российская певица (сопрано), педагог.
Из семьи полицейского надзирателя. Пению обучалась в Московской консерватории (1901–1906, класс У. А. Мазетти). В студенческие годы выступала в концертах как певица и пианистка, участвовала в домашних музыкальных вечерах у И. М. Сеченова и Н. В. Даля. На оперной сцене дебютировала в 1906 г., ещё будучи студенткой консерватории, в московской Музыкальной студии художественных исканий в партии Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, постановка Л. А. Сулержицкого). В том же году дебютировала в этой партии на сцене московского Большого театра. Впоследствии считалась одной из лучших создательниц образа Татьяны на оперной сцене.
В 1906–1914 гг. солистка Большого театра. Обладала лирико-драматическим сопрано тёплого тембра и большого диапазона, драматическим талантом, артистической внешностью; исполнение отличалось эмоциональностью в сочетании с чувством меры. Среди лучших партий (помимо Татьяны): Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Ольга («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Миньон (одноимённая опера А. Тома), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Мими («Богема» Дж. Пуччини). В репертуар певицы входили также партии Гориславы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Прилепы («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Йеди и Фатимы («Сын мандарина» и «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи), Поварихи («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Валерии («Песнь торжествующей любви» А. Ю. Симона), Памины («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Маргариты («Фауст» Ш. Гуно), Маллики («Лакме» Л. Делиба), партии в операх Р. Вагнера – Эльза («Лоэнгрин»), Зиглинда, Ортлинда («Валькирия»), Вельгунда («Золото Рейна», «Гибель богов»). Во многих спектаклях партнёром М. Г. Гуковой был Л. В. Собинов.
Часто гастролировала вместе с мужем, А. В. Богдановичем, по городам России. В 1914 г. совершенствовалась в вокальном искусстве в Италии, затем отправилась в Германию для консультации с ларингологом. Из-за неудачной операции и тяжёлых переживаний, связанных с началом Первой мировой войны, потеряла голос. В 1919–1921 гг. преподавала в Оперной студии Большого театра, в 1935–1938 гг. – в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского (с 1941 в составе Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), в 1950–1955 гг. – в Московской консерватории. В 1921–1938 гг. руководила вокальной частью Оперного театра имени К. С. Станиславского. Консультант Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества. Среди учеников: Е. В. Алтухова, К. Д. Огневой, Н. К. Печковский.