Скарлатти Доменико
Скарла́тти Домени́ко, Джузеппе Доменико Скарлатти (Giuseppe Domenico Scarlatti) (26.10.1685, Неаполь – 23.7.1757, Мадрид), итальянский композитор и клавирист.
Биографические сведения
Сын и ученик Алессандро Скарлатти. С 1701 г. органист, клавесинист и композитор королевской капеллы в Неаполе, к 1703–1704 гг. относятся его первые оперы и церковные сочинения. С 1705 г. в Венеции, где, предположительно, брал уроки у Ф. Гаспарини; там же познакомился с Г. Ф. Генделем. С 1708 г. в Риме придворный капельмейстер польской королевы в изгнании Марии Казимиры (вдова Яна III Собеского); для её домашнего театра написал 7 опер (бо́льшая часть утеряна) и ряд светских вокальных сочинений (кантаты, серенады). В 1709 г. соревновался с Генделем в игре на органе (уступил Генделю) и клавире (превзошёл его). С конца 1714 г. возглавлял Юлианскую капеллу собора Святого Петра, писал духовные произведения, в том числе «Stabat mater» для 10 голосов и бассо континуо.
С 1719 г. придворный капельмейстер в Лиссабоне, сочинял кантаты, серенады, церковную музыку. Обучая инфанту Марию Барбару (будущую королеву-консорт Испании Барбару Португальскую), ставшую затем его покровительницей, уже в Лиссабоне начал сочинять для клавесина; после её замужества (1729, супруг – будущий испанский король Фердинанд VI) Скарлатти последовал за ней в Испанию (Севилья, Мадрид), где оставался до конца жизни. Продолжал сочинять в разных жанрах (в частности, писал кантаты для кастрата Фаринелли), но предпочтение отдавал клавирным сонатам, бо́льшую часть которых написал в поздние годы.
В 1738 г. в Лондоне издан единственный прижизненный сборник его «Упражнений для клавесина» («Essercizi per gravicembalo»), состоящий из 30 одночастных сонат. В 1750-х гг. учеником Скарлатти был А. Солер.
Творчество
Наследие Скарлатти включает 13 опер, свыше 20 серенад и ораторий, множество сольных светских кантат, 17 симфоний, 8 сонат для солиста и бассо континуо, 3 мессы, ряд других духовных сочинений. Полнее всего талант Скарлатти проявился в его 555 клавирных сонатах, исключительно богатых по жанровым истокам (включают влияния музыки Италии, Португалии и Испании), изменчивых по характеру и изобретательных по фактуре. В сонатах Скарлатти использованы 22 тональности квинтового круга. При существенной роли полифонии в них очевидна направленность к гомофонному складу; гармония отличается смелостью и своеобразием (особенно в диссонантных «аччакатурах», имитирующих гитарные переборы). Схему старинной сонатной формы Скарлатти наполнил резкими образными контрастами, сменами фактурных моделей. Его новаторские и виртуозные приёмы клавирной техники – репетиции, пассажи через всю клавиатуру, перекрещивание рук, двойные ноты, смелые скачки – получили развитие в фортепианной музыке композиторов-романтиков. Будучи ярчайшими образцами музыки позднего барокко, сочинения Скарлатти в то же время отразили процесс формирования классической клавирной сонаты.
Издания и исследования
Крупнейшее собрание рукописей клавирных сонат Д. Скарлатти находится в Национальной библиотеке Марчиана в Венеции (серия из 15 рукописей, содержащих 496 сонат).
Первую публикацию практически полного собрания клавирных произведений Скарлатти осуществил А. Лонго (1906–1910; в 1937 добавлен каталог).
Крупнейший исследователь творчества Скарлатти в 20 в. – Р. Кёркпатрик, автор фундаментальной монографии (Kirkpatrick R. L. Domenico Scarlatti. Princeton, 1953; русский перевод А. Е. Майкапара, 2016), включающей каталог всех клавирных сочинений композитора (нумерация сонат по этому каталогу стала общепринятой), а также редактор факсимильного издания всех его клавирных сонат (1972).
С 1978 г. издательством Ricordi осуществляется критическое издание сонат Скарлатти под редакцией Э. Фадини и М. Мойраги (к 2023 опубликовано 10 томов).