Бах Иоганн Себастьян
Бах Иога́нн Себастья́н (Johann Sebastian Bach) [21.3.1685, Эйзенах (Айзенах) – 28.7.1750, Лейпциг], немецкий композитор, органист, клавесинист.
Биография
Крупнейший представитель музыкальной династии Бах. Первые навыки игры на скрипке и альте получил от отца, Иоганна Амброзиуса Баха (1645–1695), городского, затем придворного музыканта; первоначальное образование – общее и музыкальное – в Латинской школе при церкви Святого Георгия в Эйзенахе. Рано осиротев, в 1695 г. переехал в Ордруф к старшему брату, Иоганну Кристофу (1671–1721), органисту церкви Святого Михаила и школьному учителю, у которого учился игре на клавире и органе. В Ордруфе И. С. Бах успешно продолжил обучение в лицее при церкви, пел в хоре, однако неожиданное лишение стипендии заставило его прервать учёбу. В 1700 г. Бах вместе с Г. Эрдманом (впоследствии дипломатом на российской службе) отправился для завершения образования в люнебургскую хоровую школу при монастыре Святого Михаила. В Люнебурге и при посещении Гамбурга впервые соприкоснулся с северонемецкой органной школой (важную роль сыграли контакты с Г. Бёмом и И. А. Рейнкеном, знакомство с сочинениями Д. Букстехуде).
С августа 1703 г. служил органистом Новой церкви в Арнштадте. В 1705 г., получив разрешение на месячный отпуск, предпринял путешествие в Любек и самовольно задержался там на четверть года, вероятно, чтобы поучиться у Букстехуде и послушать организованные им циклы вечерних концертов. По словам Баха, его целью было «узнать кое-что по части своего искусства» (Wolff. 2002. P. 96). В Арнштадте написаны первые из сохранившихся органных и клавирных сочинений – прелюдии и фуги, фантазии, сонаты, 2 каприччио [в том числе «На отъезд возлюбленного брата» BWV 992 – Иоганна Якоба (1682–1722), c 1704 находившегося на службе у Карла XII], хоральные прелюдии, токкаты (среди них – органная Токката и фуга d-moll BWV 565).
С лета 1707 г. И. С. Бах – церковный органист в Мюльхаузене, где создал свои первые кантаты. С июня 1708 г. органист и камер-музыкант, с 1714 г. концертмейстер при дворе Вильгельма Эрнста, герцога Саксен-Веймарского. В Веймаре написано большинство его органных произведений (в том числе Пассакалия c-moll BWV 582 и «Органная книжечка»), значительная часть духовных (в том числе BWV 12 и BWV 21) и светских (в том числе «Охотничья» BWV 208) кантат, клавирные сочинения (в том числе Английские сюиты).
Вытребовав отставку у герцога, Бах в декабре 1717 г. переехал в Кётен, где провёл 6 лет в должности придворного капельмейстера в атмосфере благожелательности и уважения к себе и своему искусству. В июле 1720 г. пережил смерть жены Марии Барбары (В. Ф. Бах и К. Ф. Э. Бах – сыновья от этого брака) и в декабре 1721 г. вступил во второй брак – с Анной Магдаленой (урождённой Вильке). В Кётене создан ряд сочинений для клавира (включая Хроматическую фантазию и фугу), органа, скрипки, виолончели, флейты, лютни, а также для различных инструментальных составов («Бранденбургские концерты», концерты для скрипки и 2 скрипок с оркестром, оркестровые сюиты), сонаты для разных инструментов – сольные и с сопровождением. Там же написаны и инструктивные сочинения: инвенции и синфонии, 1-й том «Хорошо темперированного клавира», «Клавирные книжечки» («Нотные тетради») Вильгельма Фридемана (1722) и Анны Магдалены Бах (1722, 1725).
Ухудшение положения в кётенской капелле подтолкнуло И. С. Баха в 1722 г. к участию в конкурсе на должность кантора Томасшуле – школы при церкви Святого Фомы (Томаскирхе) в Лейпциге (вместо умершего И. Кунау; официальное соглашение подписано 5 мая 1723). Не ограничивая себя обязанностями кантора (обучение школьников музыке и латыни), Бах одновременно в качестве музикдиректора Лейпцига поднял на исключительную высоту музыкальную жизнь города: руководил исполнением как церковной, так и светской музыки (еженедельное создание, разучивание и исполнение новой кантаты; музыка для официальных празднеств, связанных с пребыванием в Лейпциге членов монаршей семьи, с датами их рождения, печальными и радостными событиями и т. д.). Обстоятельства и особенности характера Баха, часто отлучавшегося из Лейпцига, приводили к длительным (порой многолетним) конфликтам с ректоратом, церковным и университетским руководством, с городским советом. Вынужденный отстаивать свои права, композитор заручился поддержкой Фридриха Августа I (в 1725) и его сына Фридриха Августа II (в 1733); последний присвоил Баху в 1736 г. титул придворного композитора в ответ на присланные ему в дар две части (Kyrie и Gloria) мессы. Покровителем Баха был также российский посланник в Дрездене граф Г. К. фон Кайзерлинг.
В Лейпциге написана бóльшая часть кантат, мессы, пассионы, оратории. В мае 1747 г. Бах посетил в Потсдаме Фридриха II Великого; по возвращении в Лейпциг на тему, предложенную королём, создал «Музыкальное приношение», сборник разножанровых контрапунктических пьес для различных исполнительских составов. Интерес композитора к тонкостям контрапунктической техники в последние годы усилился в том числе благодаря Обществу музыкальных наук, организованному в 1738 г. его учеником Л. Мицлером; Бах стал членом общества в июне 1747 г. В конце 1740-х гг. Бах стал терять зрение, перенёс две неудачные операции. Весной 1749 г. его состояние резко ухудшилось, через год вследствие обширного инсульта композитора не стало.
Творчество
Творчество И. С. Баха – грандиозное завершение эпохи барокко в музыке, обобщение опыта многих поколений немецких, французских и итальянских композиторов. Оно объединило в себе достижения как духовной традиции (благодаря деятельности М. Лютера музыка и особенно протестантский хорал стали важнейшей частью образования, воспитания и церковной службы), так и светской, в том числе придворной. Бах работал практически во всех жанрах немецкой музыки 1-й половины 18 в. (кроме оперы). Количественно доминируют жанры церковной (духовной) музыки – свыше 750 вокально-инструментальных (кантаты, оратории, пассионы, мессы, Магнификат, мотеты, духовные песни) и органных сочинений. Значительная часть созданного Бахом в области вокально-инструментальных жанров утеряна: из 5 годовых кантатных циклов на все воскресные и праздничные дни сохранились лишь первые два (около 200 кантат).
Влияния светской (в том числе оперной) и церковной традиций скрестились в кантатах; большинство их открывается полифонически разработанным вводным хором, как правило построенным на мелодии хорала, и завершается простым 4-голосным пением того же хорала (вероятно, предполагалось участие прихожан). Средними и связующими частями служат сольные арии да капо в итальянском стиле (также вокальные ансамбли) в сопровождении оркестра и/или солирующих инструментов, речитативы, ариозо, хоры, в том числе свободные от хоральной основы. Те же композиционные принципы лежат в основе «Страстей по Иоанну» BWV 245 (1724), «Страстей по Матфею» BWV 244 (1727) и «Рождественской оратории» BWV 248 (1734; представляет собой цикл из 6 кантат) – их многоплановая драматургия включает монументальные хоры, хоралы, арии на свободно сочинённые стихи и короткие хоровые реплики на тексты Евангелий, а также речитативы рассказчика-евангелиста. Месса h-moll BWV 232 (1749) – величественное произведение с латинским текстом (версия латинского ординария из лейпцигского лютеранского песенника, 1681), поистине вселенское по духовному значению.
Стиль органной музыки И. С. Баха в главных чертах сложился уже в его юные годы (к 1702–1703) как сплав основных органных традиций Германии – средненемецкой (Эйзенах, Эрфурт, Ордруф) и северонемецкой (Гамбург, Любек, Люнебург), более щедрой в использовании экспрессивных и красочных средств. Следование им не раз вызывало нарекания со стороны церковного начальства в годы службы Баха в Тюрингии. Прекрасно зная технологию органостроения, выразительные возможности органа и обладая виртуозной исполнительской техникой, Бах своими органными сочинениями и искусством импровизации заслужил восхищение современников разных поколений. Органные прелюдии и фуги, токкаты и фуги, Пассакалия c-moll, 3-й том сборника «Клавирные упражнения» («Clavierübung», Bd. 3, 1739; традиционное название – «Органная месса»), другие хоральные обработки, Фантазия и фуга g-moll BWV 542 (около 1712), трио-сонаты по-прежнему составляют основу концертного репертуара органистов.
Бах был непревзойдённым виртуозом и в игре на клавире, знатоком практически всех его разновидностей, способов настройки и различных видов темперации. Вопреки распространённому мнению Бах не был изобретателем равномерной темперации. Для настройки инструментов он обычно применял одну из «хороших» темпераций А. Веркмейстера, позволявших использовать 24 тональности; такую настройку клавира предполагают 2 тома прелюдий и фуг Баха с общим названием «Хорошо темперированный клавир» (ХТК). Написанные как учебные пособия ХТК и сборник инвенций и синфоний (оригинальное название «Aufrichtige Anleitung» – «Искреннее наставление») представляют собой высокохудожественные сочинения. Влияние северонемецкого стиля с его виртуозностью и концертностью ощущается в клавирных прелюдиях и фугах, токкатах и фугах, каприччио, фантазиях (в частности, в Хроматической фантазии и фуге). Бах был одним из композиторов, создавших жанр клавирного концерта (Итальянский концерт для клавира соло, концерты для 1–4 клавиров с оркестром). Общее число произведений Баха для клавира приближается к 300.
Произведения для скрипки, виолончели, флейты, лютни (всего свыше 50, включая сочинения без указания исполнительского состава) во многом определили развитие выразительных средств и техники игры на данных инструментах. Среди них как сольные (6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели соло, Соната для флейты соло), так и ансамблевые произведения (сонаты для скрипки и клавира, сонаты для виолончели и клавира, сонаты для флейты и клавира).
Сочинения, написанные в последние годы (3-й и 4-й тома «Клавирных упражнений», «Музыкальное приношение» BWV 1079, Канонические вариации на рождественский хорал BWV 769, «Искусство фуги» BWV 1080, а также Месса h-moll), свидетельствуют о концентрации интересов композитора в области имитационной полифонии и её высших форм – канона и фуги. В этой группе сочинений (как и во всём творчестве И. С. Баха) было принято видеть итог достижений музыки барокко. Воздействие Баха на музыку 19–20 вв. было огромным, однако контрапунктическая техника и искусство фуги никогда более не поднимались на ту высоту, которой они достигли в его творчестве.
Прижизненный портрет И. С. Баха, написанный Э. Г. Хаусманом в 1746 г., послужил основой для созданных позднее многочисленных копий. В правой руке композитор держит нотный листок с тройным каноном на шесть голосов (BWV 1076).
Исследования
В 1802 г. вышла в свет первая монография о Бахе, написанная популяризатором и коллекционером его музыки И. Н. Форкелем. Усилиями Баховского общества (1850–1900, Лейпциг), основанного к столетию со дня смерти композитора, было опубликовано Полное собрание сочинений (Bach-Gesellschaft Ausgabe, сокращённо BA; 1851–1899, 46 томов). Следующим этапом стало издание Нового собрания сочинений, инициированного Новым баховским обществом (1950), завершённое в 2007 г. (Neue Bach Ausgabe, сокращённо NBA; 1950–2007, 96 нотных изданий в 8 сериях, а также критические комментарии). В наши дни некоторые тома NBA публикуются повторно с необходимой корректировкой как исправленные издания (Neue Bach-Ausgabe – Revidierte Edition, сокращённо NBArev).
Сочинения Баха принято указывать по тематическому каталогу В. Шмидера (1950), нумерация сопровождается аббревиатурой BWV (сокращение от нем. Bach-Werke-Verzeichnis – «Каталог сочинений Баха»).
Исполнительская практика
После смерти И. С. Баха его сочинения, преимущественно органные и клавирные, продолжали исполнять и изучать профессиональные музыканты и просвещённые любители. Но композиторы следующего поколения, включая сыновей великого мастера, прокладывали новые пути, и творчество Баха более полувека считалось «устаревшим». В 1811 г. в репертуар Берлинской певческой академии вошла Месса h-moll. Руководитель академии К. Ф. Цельтер рассматривал это сочинение Баха как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел» (Bach-Dokumente. Bd VI. 2007. S. 174). Отправной точкой для широкой концертной практики, возрождения музыки Баха принято считать исполнение в Берлине в 1829 г. «Страстей по Матфею» в редакции Ф. Мендельсона.
К настоящему времени в исполнительской практике сложились две традиции. На протяжении 19–20 вв. музыка Баха исполнялась на современных инструментах, силами больших хоров и симфонических оркестров (например, в интерпретациях О. Клемперера и К. Рихтера). Во 2-й половине 20 в. наряду с «академическим» направлением получило развитие аутентичное исполнительство, при котором музыканты стремятся к исторически более точному звучанию произведений (в том числе следуя концепции OVPP). Музыка Баха составляет основу репертуара аутентистов начиная с самых ранних концертов в русле данной традиции (Г. Леонхардт, Н. Арнонкур, Т. Копман и др.).