«Воццек»
«Во́ццек» (нем. «Wozzeck»), опера А. Берга в 3 действиях, 15 картинах.
Общие сведения
Опера написана на либретто Берга на немецком языке по незавершенной драме Г. Бюхнера «Войцек» («Woyzeck», 1836) в редакции К. Э. Францоза (1879), позднее переработанной П. Ландау (1909). Опера создавалась в 1914–1922 гг. Источник сюжета – реальный случай из судебно-медицинской практики, прототип главного героя – солдат Иоганн Кристиан Войцек, казнённый за убийство возлюбленной.
Характеристика музыки
«Воццек» – характерный образец экспрессионистской музыкальной драмы – сочетает непосредственную силу выражения и общечеловеческий пафос сострадания с глубинным библейским подтекстом (образы Апокалипсиса). Не ставя перед собой задачу совершить оперную реформу, А. Берг стремился «построить музыку так, чтобы она всякий миг помнила о своем долге – служить драме» (Берг. 2009. С. 359). На службу драме поставлены и детальная разработка жанров (военная музыка и колыбельная Мари в 3-й картине 1-го действия, «кабацкая» полька на расстроенном фортепиано в 3-й картине 3-го действия), и техника композиции (так, в 4-й картине 1-го акта драматическое действие выстраивают, наряду с 12-тоновой серией, вариации на бассо остинато, характеризующие Доктора, маниакально одержимого идеей своего величия), и строгая формальная организация. Так, например, 1-й акт представляет собой сюиту из 5 характерных пьес; картины из 2-го акта могут быть соотнесены с частями 5-частной симфонии: 1-я картина – сонатная форма, 2-я – фантазия и фуга, 3-я – медленная часть, 4-я – скерцо, 5-я – финал (Интродукция и rondo martiale). В стилистическом отношении в опере происходит синтез новаторских тенденций, связанных с атональным письмом, и традиций Р. Вагнера и Р. Штрауса; заметно влияние итальянского оперного веризма.
В соответствии с традицией вагнеровской музыкальной драмы Берг основывает музыкально-драматургическое развитие в опере на системе лейтмотивов, которые соотносятся как с персонажами, так и с абстрактными понятиями. Особое место среди них занимает основная тема 2-й картины 1-го действия, названная Бергом темой «Naturlaut» (нем. «звуки природы») (Berg. 1981. S. 278). Основанная на трёх диссонирующих аккордах, тема положена в основу формы нового типа, определяемой Бергом как «рапсодия на три аккорда». Словно следуя за причудливыми видениями больного сознания героя, инспирированными величественной и страшной картиной вечернего заката, тема порождает многочисленные варианты и возвращается всякий раз, когда Воццеком овладевают видения конца света – в сценах с Мари (3-я картина 1-го действия), Доктором (4-я картина 1-го действия), в саду перед трактиром (4-я картина 2-го действия). Наиболее красноречиво появление «Naturlaut» в сцене в казарме (5-я картина 2-го действия), где она исполняется хором, поющим за занавесом с полуоткрытым ртом, и почти натуралистически изображает храп спящих в казарме солдат [по словам А. Берга, «музыка празвуков, исходящая из глубины души» (Petersen. 1985. S. 54)], символизируя слепую безличную силу, которая является как в природе, так и в человеческом бессознательном.
В 3-м действии, отмеченном, по словам Берга, «сильным импрессионистским колоритом», возникающим вследствие «развития драматического процесса, который полностью переходит в природное, в абсолютно природный процесс» (Redlich. 1957. S. 325), почти нет лейтмотивных характеристик персонажей, связанных с мелодическим началом. В отличие от первых двух актов, формы которых опирались на развитый тематизм, в третьем действии акцент переносится на тембр, ритм и фактуру (среди 6 инвенций, его составляющих: инвенции на один тон, на ритм, на выдержанное шестизвучие, на непрерывное движение восьмыми).
Сценическая история
Опера была впервые поставлена 14 декабря 1925 г. в Государственной опере на Унтер-ден-Линден в Берлине (дирижёр Э. Клайбер). Главные партии исполнили: Лео Шютцендорф (Воццек), Сигрид Йохансон (Мари), Вальдемар Хенке (Капитан), Мартин Абендрот (Доктор); партии других персонажей – Фриц Зут (Тамбурмажор), Герхард Виттинг (Андрес), Джессика Коеттрик (Маргрет).
Успешная берлинская премьера и последовавшие за ней многочисленные исполнения в оперных театрах Европы и Америки выдвинули А. Берга на авансцену современной музыкальной жизни. Первое представление оперы в России – в присутствии автора – состоялось в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета (1927, дирижёр В. А. Дранишников, режиссёр С. Э. Радлов) спустя полтора года после мировой премьеры. Второй раз в России опера была поставлена в Большом театре (2009, дирижёр Т. Курентзис, режиссёр Д. Ф. Черняков). Действие было перенесено в современность, движущим мотивом сюжета стала не экзистенциальная катастрофа, рождённая невыносимыми условиями бытия, но стремление выйти из зоны комфорта и вернуть – посредством ролевой игры – остроту ощущений и интерес к жизни.
Аудио- и видеозаписи
Избранные аудиозаписи: Немецкая опера в Берлине, дирижёр К. Бём (1965); Парижская опера, дирижёр П. Булез (1967). Избранные видеозаписи: Венская государственная опера, дирижёр К. Аббадо, режиссёр А. Дрезен (1987); Большой театр, дирижёр Т. Курентзис, режиссёр Д. Ф. Черняков (2010); Национальная опера в Амстердаме, дирижёр М. Альбрехт, режиссёр К. Варликовский (2017); «Метрополитен-опера», дирижёр Я. Незе-Сеген, режиссёр У. Кентридж (2020).
Фильмография
Фильм «Воццек» по одноимённой опере был снят в 1970 г. (режиссёр И. Гесс), для записи Гамбургскими филармоническими оркестром и хором руководил Б. Мадерна.