Прокофьев Сергей Сергеевич
Проко́фьев Серге́й Серге́евич [11(23).4.1891, имение Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне село Сонцовка Покровского района Донецкой Народной Республики – 5.3.1953, Москва], российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, народный артист РСФСР (1947).
Начало творческого пути
Сын агронома, управляющего имением. Музыке начал обучаться у матери. Талант юного Прокофьева оценил С. И. Танеев, по его рекомендации в Сонцовку в 1902–1903 гг. приезжал Р. М. Глиэр – первый учитель Прокофьева по теории. С 1904 г. учился в Санкт-Петербургской консерватории у А. К. Лядова (гармония, контрапункт), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), И. И. Витола (музыкальная форма), H. H. Черепнина (дирижирование), Ж. Хандшина (орган); окончил консерваторию как композитор (1909) и пианист (1914, класс А. Н. Есиповой). На экзамене играл собственный Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (сочинён и впервые исполнен автором в Москве в 1912).
С 1908 г. участник петербургского кружка Вечера современной музыки, с 1911 г. также московского кружка критика В. В. Держановского. Прокофьев начал творческий путь как enfant terrible («несносный ребёнок») и «человек крайностей»: наряду с неоклассическими Симфониеттой (1909; 2-я редакция 1914; 3-я редакция 1929) и Симфонией № 1 («Классическая», 1917), мелодичным Концертом для скрипки с оркестром № 1 (1917) он писал музыку дерзко провокационную, отличавшуюся «озорством футуристического типа» (Л. Л. Сабанеев. Цит. по: Вишневецкий. 2009. С. 157): фортепианные пьесы («Наваждение» из op. 4, 1908–1912; Токката, 1912; цикл «Сарказмы», 1914), Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1913, 2-я редакция 1923), кантата «Семеро их» (на тексты К. Д. Бальмонта, 1918) и др.
Формирование композиторского стиля
Специфический стиль Прокофьева формировался уже в ходе ранних экспериментов: в № 5 из «Сарказмов» он использовал диссонирующий аккорд в функции тоники и переменный метр (согласно авторской программе, этот «Сарказм» рисует образ «злого смеха»; см. Краткая автобиография. С. 155), в окончании пьесы «Наваждение» – хроматический кластер, объединяющий все звуки основной «навязчивой» фразы. Сравнительно редкий для него в то время лиризм лишён чувственности и чувствительности («Легенда» из op. 12, 1906–1913; цикл «Мимолётности», 1917; цикл «Сказки старой бабушки», 1918, для фортепиано). При этом гармоническое мышление Прокофьева не выходило за рамки расширенной мажорно-минорной тональности на основе терцовой аккордики, а музыкальная форма – за пределы классико-романтического типа композиции (например, II часть Симфонии № 1). Для ритмики Прокофьева характерна т. н. моторность, требующая от исполнителя точного и строгого воспроизведения авторского текста. Она особенно заметна в сочинениях для фортепиано (Токката op. 11, «Наваждение», Скерцо из Концерта для фортепиано с оркестром № 2, финал Сонаты для фортепиано № 7), но также отмечается и в музыке для других исполнительских составов («Чужбог и пляска нечисти» из Скифской сюиты, «Бой» из 1-го акта балета «Ромео и Джульетта», II часть Симфонии № 5). Культ точности, который Прокофьев исповедовал с детства и до конца жизни, нашёл выражение в его увлечении шахматами.
С самого начала музыкальной карьеры Прокофьева отечественная публика раскололась на два лагеря: академистам во главе с А. К. Глазуновым, резко критиковавшим его, противостояли сторонники прокофьевской новизны Н. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев, В. Г. Каратыгин. В 1914–1918 гг. Прокофьев концертировал в Петрограде, Москве и других городах России, А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкий организовали его авторские концерты, вызвавшие сенсацию. Выезжая за границу в летние месяцы 1913 г. (Франция, Великобритания, Швейцария) и 1914 г. (Лондон), Прокофьев посещал антрепризу С. П. Дягилева, для которой в 1914 г. создал балет «Ала и Лоллий» (по мотивам древнеславянской мифологии, либретто С. М. Городецкого; отвергнут Дягилевым). В 1915 г. Дягилев заказал Прокофьеву балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из собрания А. Н. Афанасьева; поставлен в 1921 в Париже).
В 1916 г. Дирекция Императорских театров заключила с Прокофьевым контракт на постановку оперы «Игрок» (либретто композитора по одноимённому роману Ф. М. Достоевского), которая не осуществилась (впервые опера поставлена во 2-й редакции в брюссельском театре «Ла Монне», 1929, на французском языке). Исполнение в 1916 г. оркестровой «Скифской сюиты» (написана на основе балета «Ала и Лоллий»; Петроград, под управлением автора) сопровождалось скандалом; ошеломляющая стихийная сила музыки повергла слушателя «в жуть и трепет» (Каратыгин. Цит. по: Вишневецкий. 2009. С. 143).
Жизнь за границей
В 1918 г. по командировке Наркомпроса Прокофьев отправился на гастроли (Япония, США) и остался за границей (подданства не менял). Жил в США (выступая в Нью-Йорке, подвергся нападкам консервативной критики, осудившей его как «большевика» и «скифа»), в 1922–1923 гг. – в Германии (Этталь, Бавария), с 1923 г. – преимущественно в Париже. Широкий круг общения Прокофьева включал П. П. Сувчинского, В. А. Дукельского, Н. Д. Набокова и других русских эмигрантов. В США познакомился с религиозным течением «Христианская наука».
В 1919 г. по заказу Чикагской оперы написал комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» (либретто Прокофьева по одноимённой сказке К. Гоцци; поставлена в 1921, на французском языке, под управлением автора); в 1926 г. опера с блеском поставлена на сцене Ленинградского театра оперы и балета (дирижёр В. А. Дранишников, режиссёры С. Э. Радлов и Н. М. Фореггер), в 1927 г. – в Большом театре в Москве (дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр А. Д. Дикий). В 1919–1927 гг. работал над оперой «Огненный ангел» (либретто Прокофьева по одноимённой повести В. Я. Брюсова, сюжет из средневековой истории «процессов ведьм»; при жизни автора исполнены фрагменты в концерте под управлением С. А. Кусевицкого, 1928, в партии Ренаты – Н. П. Кошиц; впервые полностью поставлена в 1955 в Венеции, на итальянском языке). По заказу С. П. Дягилева написал балеты «Стальной скок» (в духе урбанизма, на «советский сюжет», либретто Прокофьева и Г. Б. Якулова, поставлен в 1927 в парижском Театре Сары Бернар, балетмейстер Л. Ф. Мясин, дирижёр Р. Дезормьер, художник Якулов) и «Блудный сын» (по евангельской притче, либретто Б. Е. Кохно, поставлен там же в 1929, балетмейстер Дж. Баланчин, дирижёр Прокофьев). Музыкальный материал оперы «Огненный ангел» вошёл в Симфонию № 3 (1928, впервые исполнена в 1929 в Париже под управлением П. Монтё), балета «Блудный сын» – в Симфонию № 4 (1930, написана по заказу Бостонского симфонического оркестра, исполнена в том же году под управлением Кусевицкого; 2-я редакция 1947). В 1932 г. в Парижской опере поставлен балет «На Днепре» (либретто С. Лифаря и Прокофьева, балетмейстер Лифарь).
В 1920-е – начале 1930-х гг. Прокофьев гастролировал как пианист в крупнейших мировых музыкальных центрах, в 1921 г. в Чикаго впервые исполнил свой Концерт для фортепиано с оркестром № 3, в 1932 г. в Берлине – Концерт для фортепиано с оркестром № 5 под управлением В. Фуртвенглера. Стал одним из выдающихся музыкантов современности, постоянным и главным его конкурентом на Западе был И. Ф. Стравинский: их непрерывный «диалог» начался ещё со «Скифской сюиты», написанной не без влияния «Весны священной».
В 1927 и 1932 гг. Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР; с восторгом принятый публикой и критикой (кроме идеологов Российской ассоциации пролетарских музыкантов), он приобрёл уверенность в востребованности своей музыки в новой России и постепенно пришёл к решению переехать. В 1933–1935 гг. жил попеременно в Париже и Москве, выступал в концертах (в 1933 в Москве исполнил концерты для фортепиано с оркестром № 3 и 5 под управлением Н. С. Голованова), записывался, сочинил музыку к фильму «Поручик Киже» (по Ю. Н. Тынянову, 1934) и оркестровую сюиту на её основе (1934), музыку к спектаклю «Египетские ночи» (1934, московский Камерный театр, режиссёр А. Я. Таиров), симфоническую сказку «Петя и волк» (с собственным текстом, 1936, Детский музыкальный театр Н. И. Сац; ныне одно из самых популярных сочинений детской музыки). В 1935 г. в Мадриде впервые исполнен Концерт для скрипки с оркестром № 2.
Приезд в СССР
В 1936 г. Прокофьев вместе с женой – камерной певицей Линой Ивановной Прокофьевой (урождённая Каролина Кодина, сценический псевдоним Лина Льюбера; 1897–1989; репрессирована в 1948–1956) и сыновьями поселился в Москве. В 1936 г. создал один из лучших в мировом искусстве балетов – «Ромео и Джульетта» (либретто А. И. Пиотровского, Радлова и Прокофьева по одноимённой трагедии У. Шекспира; впервые поставлен в 1938 в Брно на музыку сюит № 1 и 2), который получил известность в постановке балетмейстера Л. М. Лавровского с Г. С. Улановой в главной роли (1940, Ленинградский театр оперы и балета; 1946, московский Большой театр; фильм-балет – 1954). «Ромео и Джульетта» – хрестоматийный образец зрелого стиля Прокофьева: наиболее заметная черта гармонического стиля, т. н. прокофьевская доминанта, используется в том числе для характеристики Джульетты-девочки; типичный пример лирики Прокофьева – лейттема любви, звучащая у струнных; специфическая оркестровка с участием «тяжёлой меди» – в Танце рыцарей («Монтекки и Капулетти») и др.Эстетизация неадаптированных текстов К. Маркса, В. И. Ленина и И. В. Сталина в кантате «К 20-летию Октября» (1937) – дерзкая творческая задача, с которой композитор блестяще справился; при этом кантата при жизни Прокофьева не исполнялась. Кантата «Здравица» (1939, на народные тексты, к 60-летию Сталина), напротив, звучала на официальных торжествах. Всероссийскую славу композитор снискал музыкой к фильму «Александр Невский» (режиссёр С. М. Эйзенштейн, 1938) и одноимённой кантатой на её основе (впервые исполнена в 1939 под управлением автора). Оперы Прокофьева довоенного времени – «Семён Котко» (о событиях Гражданской войны 1917–1922 на Украине, 1939, либретто В. П. Катаева и Прокофьева по повести «Я сын трудового народа»; 1940, Московский оперный театр имени К. С. Станиславского; опера была воспринята критически) и «Обручение в монастыре» («Дуэнья», 1940, либретто М. А. Мендельсон и Прокофьева по Р. Б. Шеридану; 1946, Ленинградский театр оперы и балета). В 1938 г. состоялась последняя поездка Прокофьева за рубеж. В 1940 г. по радио впервые прозвучала Соната для фортепиано № 6 в авторском исполнении.
В 1941 г. Прокофьев оставил семью, жил с литератором Мирой Абрамовной Мендельсон (1915–1968), которая стала его либреттистом. В 1941–1943 гг. находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми. В годы Великой Отечественной войны им созданы: Струнный квартет № 2 («Кабардинский», 1941), музыка к фильму «Иван Грозный» (1944, режиссёр С. М. Эйзенштейн; 1-я серия вышла на экраны в 1945); опера-эпопея «Война и мир» (1941–1952, либретто М. А. Мендельсон и Прокофьева по роману Л. Н. Толстого; 2-я редакция 1946, 1-я часть – Ленинградский Малый оперный театр; 11 картин – 1955, там же; пролог и 13 картин – 1959, московский Большой театр); балет «Золушка» (на сюжет сказки Ш. Перро; 1945, Большой театр); фортепианные сонаты – № 7 (1942; финал – с ритмическим остинато по формуле: 7/8 ) и № 8 (1944), Соната для флейты и фортепиано (1943) и др. Премьера Симфонии № 5 (сочинена в 1944) в Москве в январе 1945 г. стала последним выступлением Прокофьева-дирижёра.
В 1940-е гг. композитор сотрудничал с Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным, они стали первыми исполнителями Сонаты для скрипки и фортепиано № 1 (1938–1946) и Сонаты для скрипки и фортепиано № 2 (1944). Его сочинения входили в репертуар Г. Г. Нейгауза, С. Т. Рихтера [первый исполнитель сонат для фортепиано № 7 (сочинена в 1942, впервые исполнена в 1943) и 9 (сочинена в 1947, исполнена в 1951)], Э. Г. Гилельса (первый исполнитель Сонаты для фортепиано № 8, 1944), М. Л. Ростроповича (в 1950 с Рихтером впервые исполнили Сонату для виолончели и фортепиано, 1949). В 1947 г. в Ленинграде впервые прозвучала Симфония № 6 под управлением Е. А. Мравинского. Одновременно в Европе и США с триумфом исполнялись его сочинения, написанные в СССР (Симфония № 5 – Бостонским симфоническим оркестром под управлением С. А. Кусевицкого, 1945); ряд сочинений записан на грампластинки (кантата «Александр Невский» – под управлением Л. Стоковского). В эти годы Прокофьев, наряду с Д. Д. Шостаковичем, стал олицетворением современной музыкальной классики.
В 1948 г. состоялось официальное бракосочетание Прокофьева и М. А. Мендельсон (Прокофьевой). Композитор, в годы Великой Отечественной войны пользовавшийся мощной официальной поддержкой, в 1948 г. был обвинён в «формализме» [постановление ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» от 10.2.1948], что повлекло запрет на издание и исполнение некоторых его сочинений. Закрытый просмотр оперы «Повесть о настоящем человеке» (либретто Прокофьевой по одноимённой повести Б. Н. Полевого, написана по предложению Министерства культуры) в 1948 г. в Ленинградском театре оперы и балета завершился разгромом (впервые опера поставлена в 1960 в Большом театре, с купюрами).
В сюите «Зимний костёр» (1949) и оратории «На страже мира» (1951) нa стихи С. Я. Маршака, написанных «по следам» постановления, заметно намеренное упрощение стиля, в рамках которого Прокофьев, однако, не опускается до банальности. Симфония № 7 (1952), в которой очевидны признаки той же тенденции (ясно очерченная рельефная мелодия, прямая опора на тональность, облегчённая оркестровка, чёткие границы формы, минимум мотивной разработки), при этом остаётся классическим примером стиля Прокофьева. Последние крупные сочинения – балет «Сказ о каменном цветке» (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова, 1950, либретто Л. М. Лавровского и М. А. Прокофьевой; поставлен в 1954, там же, балетмейстер Лавровский) и Симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952, посвящена М. Л. Ростроповичу).
В «Автобиографии» (в расширенной версии доведена до 1909, написана в 1945–1952; в краткой – до 1936, написана в 1937–1941), дневниках, рассказах, оперных либретто проявились литературный дар Прокофьева, свойственные его творческой натуре оптимизм, остроумие, блестящее чувство юмора.
Смерть Прокофьева, случившаяся в один день со смертью Сталина, осталась в СССР незамеченной.
Некоторые сочинения, написанные Прокофьевым за рубежом, долго не находили пути на отечественную сцену; наиболее показательна судьба оперы «Огненный ангел», впервые в России поставленной в 1984 г. (Пермский театр оперы и балета). Подцензурные в советское время сочинения («Кантата к 20-летию Октября», «Повесть о настоящем человеке» и др.) поныне полностью не изданы.
В последней московской квартире Прокофьева в Камергерском переулке, дом 6, открыт музей, посвящённый жизни и творчеству композитора (2008). В 2016 г. на той же улице установлен памятник Прокофьеву (скульптор А. Н. Ковальчук).
Сталинская премия [1-й степени за 1943–1944 (2 премии), 1945 и 1946, 2-й степени за 1942 и 1950], Ленинская премия (1957, посмертно).
Сыновья С. С. Прокофьева и Л. И. Прокофьевой – Святослав Сергеевич Прокофьев (1924–2010), архитектор, издал дневники С. С. Прокофьева (Прокофьев. 2002. 3 т.), и Олег Сергеевич Прокофьев (1928–1998), художник, скульптор и искусствовед. Внук Габриэль Прокофьев (род. 1975; сын Олега Сергеевича) – композитор.