Морис Бежар
Мори́с Бежа́р (Maurice Béjart; настоящие имя и фамилия Морис-Жан Берже, Maurice-Jean Berger) (1.1.1927, Марсель – 22.11.2007, Лозанна), французский артист балета, хореограф, режиссёр, педагог.
Сын философа Гастона Берже (1896–1960). Член Французской Академии изящных искусств (1994). Классическому танцу обучался с 1941 г., с 1945 г. – у Л. Статса, Л. Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже, В. Волковой в Лондоне. Работал в Марсельской опере (1944), в труппе «Парижский балет» (Ballet de Paris; с Р. Пети, конец 1940-х гг., Париж), в Лондоне и Стокгольме (до 1952).
Первые значительные постановки осуществил в созданных им парижских труппах «Романтические балеты» [Ballets romantiques, 1953; в 1954–1957 – «Балет Звезды» (Ballet de lʼEtoile)] и «Балле-Театр де Пари» (Ballet-Théâtre de Paris; 1957–1960): «Соната для троих» на музыку Б. Бартока (1957), «Орфей» на музыку П. Анри (1958), и др. Значительность проблематики (в ранний период близкой к экзистенциализму), своеобразие пластического языка, органично совмещавшего на базе классического танца влияния немецкого экспрессионистического танца, творчества М. Грэхем, танцевальных приёмов джаза, рока, – характерные черты искусства Бежара. Мировую известность Бежару принесла постановка «Весны священной» И. Ф. Стравинского [1959, «Ла Монне», при участии «Вестерн театр балле» (Western Theatre Ballet)]; в ней (как и в «Болеро» М. Равеля, 1961) он стремился вернуть танцу его ритуальный, обрядовый характер, хореография приобретала знаковое, эмблематичное значение.
В 1960–1987 гг. возглавлял труппу «Балет XX века» (Ballet du XXe siècle, Брюссель), с 1987 г. – швейцарскую труппу «Балле Бежар Лозанн» (с 1992 «Бежар Балле Лозанн»). Среди постановок, отражающих общегуманистическую проблематику: «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964), «Месса по нашему времени» на музыку Анри и др. (1967), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинских танго (1975), «Король Лир – Просперо» на музыку Г. Пёрселла и др. (1994).
Философское осмысление в хореографических образах любви и смерти как первооснов бытия – главная тема балетов: «Ромео и Джульетта» на музыку Г. Берлиоза (1966), «Быть может, это Смерть?» на музыку Р. Штрауса (1970), «То, что сказала мне Любовь» на музыку Г. Малера (1974), «Гелиогабал» (1976; полная версия в 1977) и «Эрос–Танатос» (1980; оба – на сборную музыку), «Балет в честь жизни» на музыку В. А. Моцарта и группы Queen (памяти Ф. Меркьюри, Х. Донна и Дж. Версаче, 1996).
Трагедии творческой личности посвящены балеты: «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. И. Чайковского и др. (1971 и 1990), «Айседора» на сборную музыку (1976; «Айседора II», 1983), спектакли о Р. Вагнере, Ш. Бодлере, А. Мальро, Э. Пиаф, Мисиме Юкио и др.
Бежар создал особый тип синтетического действа, в котором танец, драматическая игра, пение почти равноправны. Ставил также оперные и драматические спектакли, в том числе «Тангейзер» Вагнера (1961, совместно с режиссёром В. Вагнером, Байройтский фестиваль), «Осуждение Фауста» Берлиоза (1964, балетная труппа Парижской оперы), «Мнимый Мольер» (по произведениям Мольера, с музыкой Н. Роты, 1976, Париж), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Вагнера (1990, Берлин).
Среди спектаклей последних лет: «Мать Тереза и дети мира» (2002), «Чао, Федерико» (2003), «Спасибо, Джанни, с любовью» (2007).
Во время гастролей «Балета XX века» в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1987 г. участвовал в съёмках телефильма «Гран па в белую ночь».
Автор пьес «Зелёная королева» («La Reine verte», 1962), «Casta Diva» (1980), «А–6–Roc» (1992), романа «Балет слов» («Le Ballet des mots», 1994).
Бежар утверждал примат этической стороны над собственно художественно-эстетическими экспериментами, необходимость раскрытия универсальных первооснов танца всех рас и народов; тяготел к искусству, воздействующему на массового зрителя (демократизация аудитории – одна из заслуг Бежара).
Оказал значительное влияние на обновление танцевальной лексики; расширив выразительные возможности хореографии, показал её способность отражать сложнейшие проблемы бытия.
Создатель и руководитель школ-студий «Mudra» (1970–1988, Брюссель) и «Rudra» (с 1992, Лозанна).
В 2007 г. основал фонд своего имени.