Василенко Сергей Никифорович
Василе́нко Серге́й Ники́форович [18(30).3.1872, Москва – 11.3.1956, там же], российский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Узбекской ССР (1939), народный артист РСФСР (1940); доктор искусствоведения (1943). Из дворян.
В 1895 г. окончил юридический факультет Московского университета, в 1901 г. – Московскую консерваторию (теории музыки учился у С. И. Танеева, инструментовке и композиции – у М. М. Ипполитова-Иванова). Под руководством С. В. Смоленского изучал древнерусское крюковое пение, образцы которого использовал в опере-кантате «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (на сюжет старообрядческой легенды, 1901; поставлена в 1903 в Москве).
В 1907–1917 гг. дирижировал организованными им при Императорском Русском музыкальном обществе общедоступными Историческими концертами. В 1907 г. познакомился со старинной западноевропейской инструментальной музыкой, последовательно включал её в программы концертов (в переложениях). В числе его дирижёрских предпочтений – сочинения Р. Вагнера.
Гастролировал как дирижёр в Берлине, Лейпциге, Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), в том числе с исполнением собственных сочинений. В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. оказался на территории Германии и был интернирован.
С 1907 г. профессор Московской консерватории, в 1932–1941 гг. и с 1943 г. заведовал кафедрой инструментовки. Среди учеников: А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, А. Ф. Козловский, Г. С. Милютин, Л. А. Половинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий, Н. А. Рославец, А. И. Хачатурян.
В творчестве опирался на традиции русской музыки 19 в. (прежде всего Н. А. Римского-Корсакова) и колористические завоевания музыкального импрессионизма. После Октябрьской революции 1917 г. активно участвовал в строительстве советской музыкальной культуры; один из организаторов музыкального радиовещания (1925).
Среди сочинений: оперы – «Сын Солнца» (1929, Большой театр, дирижёр автор; посвящена Е. А. Степановой – участнице премьеры), «Христофор Колумб» (сочинена в 1933, отрывки исполнялись в концертах), «Суворов» (1942, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко); балеты – «Нойя» (сочинён в 1923, поставлен в 1928 в Большом театре под названием «Карнавал»), «Иосиф Прекрасный» (1925, Филиал Большого театра, хореограф К. Я. Голейзовский), «В солнечных лучах» (1926, Одесса), «Лола» (сочинена в 1926; вторая редакция – 1943, Москва), «Карусель» (1933, там же), «Цыганы» (по А. С. Пушкину, 1937, Ленинград), «Мирандолина» (по комедии «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, 1949, Филиал Большого театра, хореограф В. И. Вайнонен); пять симфоний (1906–1934), симфонические сюиты (в том числе «В солнечных лучах», 1911), концерты с оркестром для фортепиано (1949), для скрипки (1913, 1952) и другие; камерно-инструментальные произведения; романсы (свыше 200), обработки народных песен, музыка к спектаклям драматического театра и фильмам.
С 1938 г. некоторое время работал в Ташкенте, был автором первых узбекских музыкально-сценических произведений: оперы «Буран» (совместно с М. А. Ашрафи; 1939, Ташкент), балета «Акбиляк» (1943, там же; вторая редакция под названием «Озодачехра» – 1951, там же) и др.
Сталинская премия 1-й степени (1947). Награждён двумя орденами Ленина.