Капцова Нина Александровна
Капцо́ва Ни́на Алекса́ндровна (род. 16.10.1978, Ростов-на-Дону), российская артистка балета, заслуженная артистка РФ (2010).
Начала заниматься хореографией в Ростове-на-Дону. В 1996 г. с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (МГАХ; класс С. Н. Головкиной).
Благодаря природным физическим и внешним данным, сценичности, танцевальной выразительности привлекла к себе внимание профессионалов ещё в годы учёбы. В младших классах под руководством педагога Л. А. Коленченко начала активно участвовать в школьных спектаклях на сцене Большого театра и Кремлёвского дворца съездов (ныне – Государственный Кремлёвский дворец), исполняя ответственные партии: Солистка («Маленькая симфония» на музыку В. Беллини, балетмейстер Головкина, 1991), Па-де-труа («Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография В. И. Вайнонена, 1991), Куколка («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. А. Горского, 1991), танец «Ману» в премьерном спектакле Большого театра «Баядерка» Л. Минкуса (1991; редакция Ю. Н. Григоровича, первая исполнительница; запись спектакля выпущена на DVD), вариации из балетов «Пахита» Минкуса (хореография М. И. Петипа, 1992) и «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (хореография М. М. Фокина, 1992), хореографический номер «Мы» на музыку В. П. Королёва (балетмейстер Г. А. Майоров, 1992), Па-де-труа «Океан и жемчужины» на музыку Р. Дриго («Конёк-Горбунок», хореография Горского, 1993).
Стипендиат (1992–1993) и лауреат (1994) программы Международного благотворительного фонда «Новые имена», с которой участвовала в благотворительном гала-концерте в Концертном зале ЮНЕСКО (1993, Цюрих). Стипендиат Олимпийского комитета России (1996). К окончанию обучения обладала балеринским репертуаром: па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля (1994, хореография Горского), Маша («Щелкунчик» Чайковского, хореография Вайнонена, 1995, спектакль МГАХ ), Сванильда (2-й акт балета «Коппелия» Делиба, 1996, спектакль МГАХ).
По окончании с отличием МГАХ в 1996 г. принята в Большой театр (с 2011 прима-балерина). Репетитор М. В. Кондратьева. Сразу были объявлены дебюты Капцовой в таких ответственных партиях, как па-де-де 1-го акта («Жизель» А. Адана) и Редисочка («Чиполлино» К. С. Хачатуряна), но серьёзная болезнь почти на год оторвала её от работы, эти выступления не состоялись.
Возвращение в профессию началось с номеров и партий: Фея Резвости («Спящая красавица» Чайковского, хореографическая редакция Григоровича), Па д’аксьон («Жизель» Адана, редакция В. В. Васильева; была среди участников премьеры, участвовала в видеозаписи спектакля; оба балета – 1997), Джампе и Большой классический танец («Баядерка» Минкуса), Четыре дриады («Дон Кихот» Минкуса; оба балета в редакциях Григоровича), Пастушка («Спартак» А. И. Хачатуряна, хореография Григоровича; все – 1998), Четыре лебедя («Лебединое озеро» Чайковского, балетмейстер Васильев), Две сильфиды («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография Фокина), Жемчужина («Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, балетмейстер Н. Н. Андросов; все – 1999), Вальс (картина «Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки, хореография Р. В. Захарова, 2000), вариация в Гран-па («Раймонда» А. К. Глазунова, редакция Григоровича), Неаполитанская невеста («Лебединое озеро» Чайковского, вторая редакция Григоровича; оба – 2001). В этом ряду выделялась партия Амура («Дон Кихот» Минкуса, 1997, хореография Григоровича; 1999, балетмейстер А. Н. Фадеечев, первая исполнительница; неоднократно участвовала в записи спектакля). Капцова стала эталонной исполнительницей этой партии и сохраняла её в репертуаре многие годы, уже обретя статус балерины. В ней гармонично соединились свободная пальцевая техника, полётный прыжок, координированность с лукавым обаянием и изяществом.
Дебют в партии Мари («Щелкунчик» Чайковского, хореография Григоровича, 1999; за исполнение партии награждена дипломом Benois de la Danse, 2000) стал новым этапом в карьере Капцовой [спектакль транслировался в прямом эфире Всесоюзной государственной телерадиокомпанией (ВГТРК) «Культура»]. «Меня подкупило нежное, сияющее обаяние юной артистки, что само по себе – уже драгоценный дар, – писала об этом спектакле Л. И. Семеняка (одна из лучших исполнительниц партии Мари). – <…> Нина Капцова на протяжении всего сценического действия ни в чём не сфальшивила, ничего не изображала, была очень искренней. В ней была та редкая озарённость, которая позволила драматически сильно зазвучать теме веры в мечту» (Семеняка. 1999).
Изысканность облика, редкая на современной сцене «фарфоровая» хрупкость, грациозность танца, благородство сценической манеры с первых профессиональных шагов определили амплуа Капцовой – балерина незаменима в партиях, где главной темой становится расцветающая женственность. Её интерпретация «Щелкунчика» вновь была записана на DVD в 2010 г. (Bel Air Media). Сохранив юношеский облик, балерина проводит героиню от детской открытости и искренности через затаённость чувств к ликованию венчального па-де-де.
Особое место в репертуаре заняли партии: Муза («Паганини» на музыку С. В. Рахманинова, хореография Л. М. Лавровского, возобновление и редакции В. В. Васильева, 1998), Дама сердца («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта, хореография М. Л. Лавровского, 1999), Анюта («Анюта» на музыку В. А. Гаврилина, хореография Васильева, 1999); в них Капцова проявила себя как артистка хореодрамы, внимательная к психологическим нюансам.
Профессиональная мобильность, умение передать различные хореографические стили сделали Капцову неизменной участницей постановок западных хореографов в Большом театре. Её репертуар включает участие в балетах Дж. Баланчина – Солистка (Трио-I) («Агон» И. Ф. Стравинского; первая исполнительница в Большом театре, 1999), Солистка («Моцартиана» на музыку Чайковского, 2000; оба – постановка С. Фаррелл), Солистка (Трио-II) («Агон» Стравинского), Солистка (Классическое па-де-де на музыку Чайковского), Солистка («Тарантелла» на музыку Л. М. Готшалка, постановка Дж. Клиффорда; все – 2004); Дж. Роббинса – Солистка («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, постановка В. Кастелли, 2001); А. Бурнонвиля – Сильфида («Сильфида» Г. Лёвеншелля, редакция Э.-М. фон Розен, постановка О. М. Виноградова, 2002; постановка Й. Кобборга, 2008); Дж. Ноймайера – Елена («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, 2004; первая исполнительница партии в России), Л. Ф. Мясина – Легкомыслие (2005) и Страсть (2009; обе – в балете «Предзнаменования» на музыку Чайковского, постановка Лорки Мясина); П. Лакотта – «Дочь фараона» Ч. Пуньи (Вариация в Па д’аксьон, 2005; Жена рыбака, 2006; Рамзея, 2010; участвовала в мировой трансляции и записи спектакля на DVD, Bel Air Media, 2014).
В 2002 г. стала первой в России исполнительницей партии Лизы («Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда, хореография Ф. Аштона, постановка А. М. Гранта), о выступлении в которой крупнейший английский балетный критик К. Крисп писал: «Капцова была восхитительна в партии Лизы, её техника и манера были настолько привлекательны, насколько это возможно. Балерина ни разу не форсировала эффекты и показала, что эта деревенская девчонка, несмотря на свои проказы, на самом деле милая и разумная молодая девушка. <...> Мне она показалась абсолютно достойной своей партии и способной сохранить свежесть и естественность каждого момента» (Крисп К. Давно назревшее возвращение в Россию // Financial Times. 2002. 6 февраля; цит. по: Большой театр. 2002. № 2. С. 8).
Наибольшего успеха добивается в партиях, требующих свободного владения всеми разделами балетной техники и танцевального драматизма, позволяющего проследить характер в развитии. Так, в партии Жизели («Жизель» Адана, хореография Григоровича, 2006) балерине удалось показать переход от безмятежности первой любви к крушению мечты, разлом внутренней гармонии, отличавшей образы, созданные ею в первые годы сценической деятельности.
Среди партий: Принцесса Аврора («Спящая красавица» Чайковского, 2000), Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, 2006; дебютировала на гастролях Большого театра в Новосибирске), Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева, 2012; все – хореография Григоровича), Аделина («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, балетмейстер А. О. Ратманский, 2008; первая исполнительница; участвовала в мировой трансляции и записи спектакля на DVD Bel Air Classiques в 2010), Эсмеральда («Эсмеральда» Пуньи, балетмейстеры Ю. П. Бурлака и В. М. Медведев, 2009), Татьяна («Онегин» на музыку Чайковского, хореография Дж. Кранко, 2013), Солистка («Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена, балетмейстеры С. Леон и П. Лайтфут, 2016; участница российской премьеры; диплом Benois de la Danse, 2017).
К безусловным удачам Капцовой относятся и эксцентричный образ Ученицы («Урок» на музыку Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта, 2007), и игривая Гюльнара («Корсар» Адана, постановка Ю. П. Бурлаки и А. О. Ратманского, 2007; участвовала в мировой трансляции и записи спектакля на DVD Bel Air Classiques в 2012), и деятельная решительная Сванильда («Коппелия» Делиба, балетмейстер С. Г. Вихарев, 2011), и многоликая Бьянка («Укрощение строптивой» на музыку Д. Д. Шостаковича, балетмейстер Ж.-К. Майо, 2016; дебютировала во время гастролей Большого театра в Лондоне).
Среди других партий: Неаполитанская невеста (2001) и Сверстница принца (2002; обе – «Лебединое озеро» Чайковского), 1-я вариация в картине «Грёзы Раймонды» (2003, «Раймонда» Глазунова), Принцесса Флорина (2004, «Спящая красавица» Чайковского; 2011, новая редакция, первая исполнительница; участвовала в мировой трансляции премьеры, открывавшей Историческую сцену Большого театра после реконструкции; спектакль записан на DVD Bel Air Classiques в 2011), Фригия («Спартак» А. И. Хачатуряна, 2004; участвовала в записи балета на DVD Bel Air Classiques в 2008), Рита («Золотой век» Шостаковича, 2006; участвовала в мировой трансляции и записи балета на DVD Bel Air Classiques в 2016), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева, 2010; все – хореография Григоровича), Зина («Светлый ручей» Шостаковича, 2004), Солистка («Игра в карты» Стравинского, 2006), вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Э. Дельдевеза, Л. Минкуса, балетмейстер Бурлака, 2010), Мирей де Пуатье («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, 2011), Корали («Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова, 2011; все – балетмейстер Ратманский), Pas des esclaves («Корсар» Адана, постановка Бурлаки и Ратманского, 2007; первая исполнительница), Солистка («Класс-концерт» на сборную музыку, хореография А. М. Мессерера, восстановление и постановка М. Г. Мессерера, 2007), 1-я вариация в картине «Тени» («Баядерка» Минкуса, балетмейстер Григорович, 2008), Лиза («Пиковая дама» на музыку Чайковского, балетмейстер Р. Пети, 2009), Балерина («Петрушка» Стравинского, балетмейстер Вихарев, 2010), Дуэты («Рубины» на музыку Стравинского, 2011; «Изумруды» на музыку Г. Форе, 2012; «Бриллианты» на музыку Чайковского, 2015, дебютировала во время гастролей Большого театра в Гонконге; все – из триптиха «Драгоценности», хореография Баланчина), Китри («Дон Кихот» Минкуса, балетмейстер А. Н. Фадеечев, 2012; дебютировала на гастролях Большого театра в Канаде), Чистюля («Мойдодыр» Е. И. Подгайца, балетмейстер Ю. А. Смекалов, 2012; первая исполнительница), Маргарита Готье («Дама с камелиями» на музыку Шопена, балетмейстер Ноймайер, 2015); Ведущая солистка («Классическая симфония» на музыку Прокофьева, балетмейстер Ю. М. Посохов, 2015), Мери («Герой нашего времени», часть «Княжна Мери», 2016) и Марго («Нуреев»; оба – И. А. Демуцкого, балетмейстер Посохов, режиссёр К. С. Серебренников, 2018), Долли [«Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского, А. Г. Шнитке, К. Стивенса (Юсуфа Ислама), балетмейстер Ноймайер, 2018].
С сезона 2009/2010 г. Капцова репетирует под руководством Н. Л. Семизоровой. С 2017 г. работает по контракту.
Участвовала в проектах Большого театра «Мастерская новой хореографии» (2004; первая исполнительница одной из сольных партий в балете «Венгерские танцы» на музыку И. Брамса, балетмейстер А. Г. Мирошниченко) и «Лица» (2017; «Reverse» М. Гордона, балетмейстер Г. Смит, первая исполнительница).
В репертуаре также партии: Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского; хореографические версии М. И. Петипа и Л. И. Иванова; А. А. Горского; В. П. Бурмейстера; Ю. Н. Григоровича; Г. У. Туткибаевой), Никия («Баядерка» Минкуса), Девушка («Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография Фокина), Маска на балу («Фантазия на тему Казановы» на музыку Моцарта, балетмейстер М. Л. Лавровский), сольная партия в балете «Тамаши» на музыку Kodo (балетмейстер Ивата Морихиро), па-де-де из балетов «Корсар» Адана (хореография Петипа) и «Пламя Парижа» Асафьева (хореография Вайнонена), адажио из балета «Раймонда» Глазунова (хореография Петипа), Паскуала (Па д’аксьон из балета «Лауренсия» А. А. Крейна), «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса и Седьмой вальс из балета «Шопениана» на музыку Шопена (оба – хореография Фокина), «Три настроения» и «Вакхический этюд» из цикла «Скрябиниана» на музыку А. Н. Скрябина (хореография К. Я. Голейзовского), Танго на музыку А. Пьяццоллы (балетмейстер В. М. Гордеев).
Участвовала в юбилейном гала Парижской оперы, посвящённом 100-летию Русских сезонов, исполнив партию Девушки в балете «Видение розы» на музыку фон Вебера (хореография Фокина, 2009, Париж).
Как приглашённая солистка выступала с московским театром «Корона русского балета» (2003; в ходе гастролей в Мексике исполнила партию Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева, балетмейстер А. Емельянов); театром «Русский балет» под руководством В. М. Гордеева [2005; исполнила партию Принцессы Авроры («Спящая красавица» Чайковского) во время гастролей в Мексике; 2011, Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского) в ходе гастролей в Ирландии]; Татарским театром оперы и балета в рамках Международного фестиваля классического балета имени Р. Х. Нуреева в Казани (2002, Анюта – «Анюта» на музыку В. А. Гаврилина; 2006, Принцесса Флорина и концертные номера в программе гала-концерта; 2008, Принцесса Аврора; 2011, Сванильда); Ростовским музыкальным театром (2008, Принцесса Аврора; 2017, Жизель), Краснодарским театром балета Юрия Григоровича (2008, Принцесса Аврора, Жизель), Московским музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2010, Жизель), Театром оперы и балета имени Абая (Алма-Ата) в рамках Международного фестиваля оперного и балетного искусства и международного балетного фестиваля «Жас star» (2011, Джульетта; 2018, Одетта – Одиллия), Македонским театром оперы и балета в рамках 43-го фестиваля «Майские вечера в опере» (2015, Одетта – Одиллия), Самарским театром оперы и балета в рамках 16-го фестиваля классического балета имени Аллы Шелест (2016, Жизель), Театром оперы и балета Республики Коми в рамках Фестиваля балетного искусства «Зарни джиджъяс» («Золотые ласточки», 2018, Одетта – Одиллия) и 32-го Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна», 2022, Принцесса Аврора), Марийским театром оперы и балета имени Э. Сапаева в рамках 17-го Фестиваля в честь великой русской балерины Галины Улановой (2019, Никия), Челябинским театром оперы и балета имени М. И. Глинки в рамках фестиваля, посвящённого 180-летию П. И. Чайковского (2020, Принцесса Аврора).
Участвовала в гала-концерте международной программы «Звёзды XXI века» в Торонто (Канада, 2003). Принимала участие в Международном фестивале «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге (2004), где исполнила «Тарантеллу» на музыку Готшалка, в акции «Ночь открытых музеев» в Берлине в посольстве РФ в Германии (2004), где танцевала Классическое па-де-де на музыку Чайковского, в совместном гала-концерте «Звёзды Большого и Мариинского театров» в Токио в рамках Фестиваля российской культуры в Японии (2007, Pas des esclaves из балета «Корсар» Адана; выпущен на DVD, 2008), в международном проекте «Короли танца» концертного агентства «Aрдани» в турне по городам России и Украины (Новосибирск, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Киев, Одесса), исполняя партию Ученицы в балете «Урок» на музыку Делерю (2007, 2008), в Международном фестивале классического балета в Гаване (2008, исполняла адажио из балета «Спартак» А. И. Хачатуряна), в международном проекте Kremlin Gala «Звёзды балета XXI века» (2015, сольная партия в балете «Баллада» на сборную музыку, балетмейстер А. М. Сигалова; 2018, «Тарантелла» на музыку Готшалка; оба – Москва, Государственный Кремлёвский дворец), в гала-концертах Международного балетного фестиваля Dance Open (2017, 2018, Санкт-Петербург).
Знак «За достижения в культуре» (2001). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда» (2014).
Муж – концертмейстер балета Большого театра А. Д. Мелентьев.