Глушковский Адам Павлович
Глушко́вский Ада́м Па́влович (1793 – около 1870), российский артист балета, балетмейстер, педагог.
Воспитывался в доме Ш.-Л. Дидло.
В 1809 г. окончил Петербургскую балетную школу (педагоги И. И. Вальберх и Дидло). В 1808–1811 гг. танцевал на петербургской сцене. В 1812 г. переведён в Москву на положение первого танцовщика: Зефир («Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» К. А. Кавоса) и др. Сочетал виртуозную танцевальную технику с драматической выразительностью. Однако серьёзные травмы ноги и спины вынудили его перейти на пантомимные и характерные роли: Язон («Медея и Язон» Ж.-Ж. Родольфа), Вержи («Рауль Синяя Борода» А.-Э.-М. Гретри и Кавоса), Рауль («Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» Кавоса и др.), Леон («Леон и Тамаида» Д. Штейбельта, Кавоса и Ф. Е. Шольца), Евтимий («Евтимий и Евхариса» Г. Гомиса). В 1831 г. оставил исполнительскую деятельность.
В 1812–1839 гг. руководитель балетной школы и главный балетмейстер московской казённой Императорской сцены (с 1825 Большой Петровский театр, ныне Большой театр). Во время Отечественной войны 1812 г. сохранил балетную школу, вывезенную из Москвы, а по возвращении восстановил школу и труппу. Поставил 20 балетов-дивертисментов на русские народные темы: «Филатка с Федорой у качелей под Новинским» (1815) и «1 мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816) на музыку С. И. Давыдова, «Торжество россиян, или Бивак под Красным» (1816), «Казаки на Рейне» (1817, оба – на сборную музыку) и др. В них пропагандировал национальный фольклор, дал образцы театрализации русских народных плясок.
Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле романа ужасов на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли: «Развратный, или Вертеп разбойников» (1814), «Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора» (1816). В 1817 г. Глушковский перенёс на московскую сцену балет Ш.-Л. Дидло «Зефир и Флора» с музыкой К. А. Кавоса. Всего воспроизвёл 14 балетов Дидло; некоторые из них обрели в его трактовке особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма («Венгерская хижина» Ф. М. А. Венюа, 1819).
Заслугой Глушковского в истории балета является создание спектаклей на темы русской литературы. Первым опытом была постановка балета на сюжет А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» с музыкой Ф. Е. Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Опираясь на традиции русской сказочной оперы, Глушковский насытил свой спектакль общими приметами этого жанра (превращения, провалы, полёты) и ввёл ряд новых персонажей, вплоть до фурий. В то же время он сохранил главные темы поэмы о верности любви и долгу, готовности к подвигам. Эффектное феерическое зрелище держалось на московской сцене 10 лет, а в 1824 г. было перенесено в Санкт-Петербург. Воздействия романтической мелодрамы сказались в дивертисменте Глушковского «Праздник гарема» (на темы «Бахчисарайского фонтана» Пушкина), включённом в постановку «Керим-Гирея» А. А. Шаховского (1827), и в балете «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (1831, оба – на сборную музыку). К романтической балетной пушкиниане Глушковского примыкает 3-актный балет «Три пояса, или Русская Сандрильона» на музыку Шольца (по мотивам сказки В. А. Жуковского, 1826).
Значение творчества Глушковского для балетного театра России 1810–1830-х гг. определяют театрализация русских плясовых песен, образов поэзии романтизма, развитие на русской национальной почве эстетического опыта Ш.-Л. Дидло, воспитание отечественных танцовщиц и танцовщиков.
Глушковский – первый теоретик и историк русской хореографии. Его литературные труды содержат ценные сведения и размышления об искусстве балета 1-й половины 19 в.